Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf
Ведущие системы развития современной школы – гуманизация и гуманитаризация образования. Ученые и практики пришли к осознанию необходимости такой рганизации обучения, которая учитывает, прежде всего, индивидуальные особенности учащихся. Один из путей решения поставленной проблемы – дифференциальное обучение, которое призвано способствовать развитию задатков и сплоченностей учащихся, отвечая при этом их интересам и духовным запросам.
В результате возникла целая сеть профильных классов, среди которых определенное место занимают классы технического профиля. Общий спектр знаний, который получает выпускник профильного технического класса, формирует его как грамотную, мыслящую личность, как будущего специалиста в выбранной им сфере деятельности. В этих классах важно создать благоприятные условия для протекания эффективного учебно-воспитательного процесса. Обучение и воспитание - две стороны одной медали: они неразрывно связаны между собой. Известно, что первостепенную роль в воспитании молодого поколения играет авторитет, обладающий мощным суггестивным воздействием (суггетивация – внушение).
Опят многих педагогов доказывает многократное усиление воспитательных возможностей авторитета. Таким образом, наличие авторитетного классного руководителя является одним из условий успешности и результативности учебно-воспитательного процесса.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в техническом классе удваивается, если классный руководитель – учитель профильной дисциплины (химии, физики, математики, информатики). В этом случае процесс воспитания и обучения непроизвольно приобретает профессиональную ориентацию, усиливая эффективность профессиональной подготовки.
Главной особенностью воспитательной работы классного руководителя является профессиональная направленность, осуществляемая посредством использования специфических форм (участие в творческих конкурсах; вечера-юморины «Технари шутят»; «звездные вечеринки» с наблюдением в телескоп и т.д.). Это делается целенаправленно, так как многие выпускники технического класса поступают в вузы естественнонаучного профиля, в дальнейшем избирают путь науки.
Согласно концепции С.Ю. Баракиной, развитие личности – это, прежде всего, развитие мотивационно-целостной сферы человека, когда под воспитанием понимается целенаправленное влияние на развитие мотивационно-целостной сферы человека, которую формируют потребности, ценности, мотивы, установки. Источниками становления мотива являются потребности и ценности. Личностная ценность- это сила, имеющая свое начало в культуре, поэтому важнейшей задачей классного руководителя является привитие общей и некоторых элементов профессиональной культуры.
Основным мотивом, который целенаправленно формируется учителем и классным руководителем, - это мотив достижения цели, и формируется он путем создания ситуации успеха (успешность в учебе, победа в различных кто мотив достижения цели, и формируется он путем создания ситуации успеха (успешность в учебе, победа в разлиных й и некоторых онкурсах, не важно каких – олимпиадах, выставках, смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях и т.д.). При этом необходимо отмечать успех каждого учащегося.
В то же самое время ведется борьба с негативными установками – страхом поражения, боязнью неудачи, которые могут привести к развитии так называемой выученной беспомощности. Установка описывает предрасположенность в отношении развертывающейся деятельности. Для познавательной деятельности это предрасположенность к определенному восприятию источника знаний (в том числе педагога), к предполагаемому познавательному содержанию, способам, методам работы, к себе как к субъекту познания.
Работа авторитетного классного руководителя со школьными ожиданиями старшеклассников, направленная на их реализацию, - важнейший механизм воспитательного влияния на класс и отдельного ученика. Доминантными в техническом классе являются установки на получение глубоких знаний для поступления в вуз на факультеты технического профиля; самообразование, на профессиональную самореализацию; стремление к самоутверждению, выбор карьеры, построение уникальной, неповторимой жизни, наполненной профессиональным творчеством и реальным добром по отношению к другим людям.
В нашей гимназии технический класс впервые был создан в 1993 году. Имею опыт классного руководителя, начиная с 1994 года.
Еще в 9 классе, в конце учебного года, по желанию учащихся проводится тестирование учащихся для профориентации – так называемые профессиограммы, способ описания профессий, опирающийся на известный «Дифференциально-диагностический опросник». Профессиональные предпочтения учащихся определяются по секторам:
- человек – природа;
- человек – человек;
- человек – техник;
- человек – знак;
- человек – художественный образ.
При комплектовании классов технического профиля профессиональный интерес школьников доминирует в сфере «человек – техник». Этим ребятам свойственны пространственные и комбинаторные способности, техническая смекалка, прилежность, высокая работоспособность, крепкая нервная система.
На основании результатов тестирования учащимся рекомендуется профильный класс в соответствии со способностями. Дальнейший выбор учащиеся делают сами, т.к. результаты компьютерного тестирования не должны влиять на их желание быть зачисленными в ту или иную группу обучения.
Для технического класса составлен учебный план, в котором больше часов отводится на предметы, составляющие профиль обучения. Это математика, физика, информатика, черчение, химия, основы экономики. За счет вариативной части учебного плана ведутся индивидуальные часы – спецкурсы, такие как: «Методы и приемы решения задач по математике», «Практикум решения задач по физике для поступающих в вузы», «Дополнительные главы по химии», «Начертательная геометрия», «Черчение».
Посещая уроки в своем классе, наблюдаю, что учителя используют в педагогической практике активные формы учебных занятий, приближенные к вузовским: уроки-лекции, уроки-семинары, зачеты. Во время зачетной недели в декабре учащиеся сдают обязательно физику и математику.
Гимназия тесно сотрудничает с факультетом довузовской подготовки СибГИУ. Преподаватели университете совместно с учителями решают такие задачи:
-знакомство учащихся старших классов с характером, значением и специфическими особенностями инженерных профессий;
-оказание подросткам помощи в выборе специального направления подготовки, специальности, факультета индустриального университета.
Как классный руководитель, направляю деятельность учащихся по профориентации. С привлечением родителей и ученых ваза в системе проходят Дни открытых дверей, знакомство с преподавателями, новыми специальностями, экскурсии по кафедрам СибГИУ. Учащиеся работают с учеными в лабораториях, занимаются исследованиями на кафедре материаловедения, металлургии и начертательной геометрии. Проводим экскурсии на предприятия: НКМК, ЗабСиб, Алюминиевый (электролизный цех), Сибруда (Евразруда), на шахтах в Таштаголе, Шерегеше (механическом цехе, ламповой, на стволах скиповой и подъемной), на сейсмической станции города Таштагола.
Приглашаю ведущих инженеров, зав.отделами из «Евразруды» на классные часы, на которых знакомимся с профессиями, необходимыми для горно-рудной промышленности.
Мои ученики участвуют в марафонах, олимпиадах, научных конференциях, проводимых в СибГИУ. Среди них – призеры региональных, российских научно-практических конференций (г.Москва, Красноярск, Томск, Новосибирск, Анжеро-Судженск).
Выпускники гимназии мотивированы, у них есть прочное начальное техническое образование, которое открывает путь к диплому инженера. Как правило, наши ученики, обучаясь в институтах, освобождаются от зачетов по ряду предметов и имеют хорошие оценки за аттестацию, успешно дипломируются. Среди моих выпускников есть 2 кандидата технических наук, начальники смен, начальники участков, инженеры.
Таким образом, результатом воспитательной деятельности классного руководителя является сфера сформированных личностных качеств, знаний, умений, навыков, убеждений, отношений, определяющая профессионально-личностный портрет выпускника технического класса и отвечающая требованиям будущего студента вуза технического профиля.
«Литература»
- Гурина, Р.В. Классный руководитель физико-математического класса / Р.В. Гурина // Народное образование. – 2004.- №9. С. 157-162.
- Баракина, С.Ю. Воспитательные возможности работы классного руководителя со школьными ожиданиями старшеклассников гимназий и лицеев: автореф.дис.канд.пуд.наук./ С.Ю.Баракина.- Ульяновск: УГПУ, 2003. – 172 с.
- Рыкова, Е. Новый перечень профессий, востребованных на рынке труда / Е.Рыкова // Народное образование. -2006.- №10. – С. 56.