НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Цыганова М.А. Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Прекрасная человеческая речь — продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести к большим затруднениям в жизни человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Проблема готовности дошкольников с нарушением речи к обучению в школе не нова. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности. В связи с этим проблема речевой подготовки дошкольников с ОНР к обучению в школе остаётся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание не только учёных-исследователей, но и логопедов-практиков, воспитателей логопедических групп. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Самый эффективный метод — использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время — основного вида деятельность старшего дошкольника. Она создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют: 1) основные компоненты — дидактические и игровые задачи, игровые действия; 2) дополнительные компоненты — сюжет, роль. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры 1) предметные игры — это игры с народной игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) Дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. Д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. 2) настольно-печатные — направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов: ‒ — парные картинки — игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. Сначала детям предлагают подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две книжки, два яблока …). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машинки (легковую, грузовую) и т. д.). Старшим предлагается отыскать пары среди предметов, отличающихся пространственным расположением, формой. ‒ лото — они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. ‒ домино — принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д. ‒ разрезанные картинки и складные кубики — игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью. ‒ игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия. 3) словесные игры — в эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки: ‒ дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»; ‒ игры-инсценировки помогают разговорить ребенка при обследовании, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях («кукла заболела», «покормить Машу» и т. д.) ребенок незаметно для себя ответит на вопросы взрослого и отработает (авто имитирует) звуки. Дидактической игре в логопедической практической деятельности, следует уделять особое внимание, так как она имеет большое значение для воспитания детей с ОНР. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть и являются составной частью занятия Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Таким образом, роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. С их помощью они получают необходимые знания. Играя в дидактические игры, мы способствуем раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создавая доброжелательную обстановку на занятии, учим детей общаться друг с другом, ищем новые пути усвоения знаний, помогаем реализовать личностные способности каждого ребёнка. Использование дидактических игр на занятиях позволит: ‒ научить детей классифицировать предметы, явления и т. д. ‒ обобщить и дифференцировать предметы, явления, понятия; ‒ научить планировать свою деятельность; ‒ научить детей самоконтролю; ‒ развить познавательные способности каждого ребенка; ‒ создать положительную мотивацию обучения; ‒ развить волевую сферу ребенка; ‒ создать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого ребенка. С помощью дидактической игры дети приобретут новые знания: общаясь со взрослыми и со сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, они получат много новой для себя информации. Поэтому, мы видим необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР. Дидактическая речевая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: ‒ развивать любознательность и активность ‒ побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; ‒ совершенствовать разговорную речь; ‒ обогащать словарь и т. д. Дети старшего возраста, играя в дидактические речевые игры, могут самостоятельно объяснить правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам — антонимы. Систематическое проведение дидактических речевых игр обогащает речь дошкольника. Она становится более чёткой, правильной, выразительной, что способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Библиографический список:
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998. Крапивина Л. М., Леонова М. А. Дидактические материалы по логопедии. М.: Школа-Пресс, 1999.
Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Изд-во «Союз», 2001.
Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.
Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002.
Соколова Н. В., Васильева С. А. Логопедические игры для дошкольников. М.: Школа-Пресс, 1999.
Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе. М., 1987.

2019