НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Общая Н.А. Особенности руководства и проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Подвижные игры рассматриваются выдающимися педагогами и исследователями в области физического развития детей дошкольного возраста как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
Подвижная игра – это сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижных игр характерны активные творческие двигательные действия, объединенные единым сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами, которые установлены руководителем или самими играющими, и являются обязательными для всех, кроме того, эти правила направленны на преодоление различных препятствий на пути к достижению поставленной цели.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Она является одним из основных средств и методов физического воспитания; подвижная игра позволяет эффективно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей возрастает, что вызывает усиление процессов обмена, повышает жизненный тонус организма.
Подвижные игры помогают совершенствовать уже освоенные детьми двигательные навыки и формировать физические качества.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, стараясь приспособиться к условиям игры, проявляет быстроту, силу, ловкость и этим самым совершенствуя собственные движения.
Как отмечал П.Ф. Лесгафт, в играх применяется то, что усваивается во время систематических занятий, поэтому все производимые здесь движения и действия должны соответствовать силам и умению детей и производиться с насколько возможно с большей точностью и ловкостью.
В качестве двигательной деятельности подвижная игра несет в себе определенную специфику: она требует от ребенка быстрой реакции на подаваемые сигналы и неожиданные изменения игровой ситуации, которые во время игры возникают различные ситуации, которые создают необходимость в изменении характера действий и движений, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления бега или ходьбы. Например, в игре «Ловишки» каждый играющий должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении дети стремительно разбегаются в противоположные стороны. Потом, почувствовав оказавшись в безопасности, замедляют темп, тормозят, приостанавливаются, а при новом приближении «лова» вновь ускоряют бег.
Почти в каждой подвижной игре применяются сигналы по изменению игровых действий и движения детей. Например, сигнал «Птички, в гнезда!» в игре «Птички и кот» вызывает быструю реакцию детей, которая выражается в изменении действий, направления и характера движения: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для того, чтобы скорее занять места в заранее обусловленных «гнездышках». Такая активная двигательная деятельность благотворно влияет и тренирует нервную систему ребенка, совершенствует и уравновешивает процессы возбуждения и торможения.
В подвижной игре ребенок учится наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
Подвижная игра служит незаменимым средством для развития у ребенка морально-волевых качеств, мышления, смекалки, ловкости, сноровки. В процессе игры дети упражняются в уже имеющихся навыках, закрепляют их, совершенствуют и формируют новые качества личности.
В педагогике существуют различные классификации подвижных игр: по возрасту детей, по степени подвижности в игре (выделяют, например, игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры сбегом, метанием и др.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры, к спортивным играм – хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис и др.
Сюжетные подвижные игры условно отражают жизненный или сказочный эпизод. Дети увлекаются игровыми образами. Они с удовольствием и очень артистично изображают медведя, мышей, паровоз, зайчат и т.п.
Несюжетные подвижные игры содержат в себе также интересные для детей двигательные игровые задания, которые предполагают достижение определенной цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Чье звено скорее соберется?» и т.д.); игры-эстафеты («Мяч отдай не урони!»); игры с предметами (мячи, обручи, гимнастические палки и т.д.).
Спортивные игры отличаются от других сложной и точной техникой выполнения движений, в которой проявляются высокие физические возможности организма, они характеризуются ограниченностью и односторонностью движений, точностью двигательных действий и строгим соблюдением формы. В спортивных играх требуется большая, чем в подвижных играх, собранность, организованность, наблюдательность, овладение техникой движений, быстрота двигательной реакции. Их необходимо вводить в план постепенно, после того, как дети организованно научатся играть в подвижные игры с элементами соревнования, игры-эстафеты и будут способны самостоятельно организовывать подвижные игры.
Методика проведения подвижной игры позволяет комплексно использовать разнообразные приемы, направленные на формирование личности ребенка, а также, проявить умелое педагогическое руководство.
Для обеспечения успеха и достижения поставленной педагогической задачи особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, умение взрослого наблюдать и предвидеть. Повышая у ребенка интерес к игре, увлекая его игровым сюжетом, педагог должен замечать и выделять имеющиеся факторы в развитии и поведении детей. Крайне важно вовремя заметить появившиеся изменения в знаниях, умениях и навыках детей.
Подвижные игры отличаются особенностями организации деятельности играющих и руководства ею. Игровая деятельность имеет комплексный характер, в ней сочетаются различные двигательные действия (бег, прыжки и т.д.), в подвижных играх развиваются и закрепляются двигательные навыки, формируются физические и морально-волевые качества.
Основное условие успешного проведения игры – владение воспитателем методикой игрового процесса.
Под методикой понимают профессиональную «технологию» труда воспитателя, он должен обладать ею и постоянно совершенствовать приемы руководства детьми.
Выбор игры. Игры должны отбираться в соответствии с задачами воспитания, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их здоровья и физической подготовкой. Необходимо принимать во внимание место игры в режиме дня, время года, погодные и другие условия. Нужно учитывать, насколько дети организованны, дисциплинированы: если они организованы недостаточно, то для начала лучше подобрать игру с малым уровнем подвижности и провести ее в кругу.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется до выхода на прогулку, договориться, в какую игру они будут сегодня играть, какой сигнал используют, чтобы ее начать: это может быть словесный сигнал воспитателя или одного из детей, удары в бубен, и др. Педагог может поручить кому-то из детей собрать группу для проведения игры. Можно, также, распределить детей по звеньям, предложить по сигналу собраться как можно быстрее в специально оговоренных местах, как в игре «Летчики, моряки и танкисты».
Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что любая временная задержка может существенно снизить их интерес к игре.
Создание интереса к игре. С этой целью необходимо заинтересовать детей игровым сюжетом. В этом случае, испытывая эмоциональный подъем, ребята лучше усвоят правила, будут стремиться к более четкому их выполнению, смогут наиболее правильно выполнять движения. Целесообразно использовать художественное слово, вспомнить знакомую песню на подходящую тему, продемонстрировать детям атрибуты, которые будут фигурировать в игре. Заинтересовать игрой зачастую можно задавая вопросы, загадывая загадки. Результативно прочитать небольшой рассказ, непосредственно перед проведением игры.
Организация играющих и объяснение хода игры. При объяснении игры особое значение имеет то, насколько правильно разместил воспитатель детей. Младшую группу чаще всего расставляют так, как это нужно для проведения игры, например, в круг. Детей старшей группы воспитатель может построить полукругом или в шеренгу, можно собрать перед собой. Дети должны стоять так, чтобы все могли видеть воспитателя: он должен находиться лицом к детям, если стоят в шеренге, полукругом или рядом с ними, в случае, когда дети построены в круг.
Детям старшего дошкольного возраста педагог сообщает название, рассказывает содержание и объясняет правила игры еще до ее начала. Если игра очень для детей сложная, содержит большое количество движений и действий не рекомендуется сразу же давать полное объяснение, лучше сначала разъяснить основное, а уже в процессе игры, постепенно дополнять и уточнять детали. При повторном проведении игры правила можно уточнить или даже усложнить. В играх, которые уже знакомы детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным, важно обращать внимание на интонацию того, кто их объясняет. При этом необходимо особо выделить правила игры. Движения можно показывать перед игрой или во время ее проведения. Обычно это делает сам воспитатель, иногда можно поручить кому-то из детей. Часто педагоги сопровождают объяснение показом: откуда выбегает лиса, как движется паровоз и т.п.
Успех игры также зависит от того, насколько удачно распределит воспитатель роли среди детей, здесь важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: застенчивые и малоподвижные не всегда смогут справиться с ролью ведущего, но это не значит, что им не следует их поручать, этот процесс должен проходить постепенно; с другой стороны, ставить на роли ведущего одних и тех же детей тоже нельзя, необходимо, чтобы все дети могли справляться с этими ролями.
Проведение игры и руководство ею. Руководство игровой деятельностью детей осуществляется воспитателем. Роль его зависит от характера игры, от количественного и возрастного состава группы, от поведения игроков: чем младше дети, тем активнее должен проявлять себя воспитатель. При проведении игр со старшей и подготовительной группой он вначале берет исполнение главной роли на себя, тем самым показывая выполнение движений, а затем поручает ее кому-то из детей. Он обязательно принимает участие в игре и тогда, когда кому-то из детей не хватает пары, как в игре «Найди себе пару». Дети с удовольствием воспринимают непосредственное участие воспитателя в игре, у них обязательно поднимается эмоциональный интерес к ней, обеспечивая успех в достижении педагогической задачи.
Для того, чтобы подавать команды к началу или во время игры, воспитатель может применять голосовые команды, звуковые или зрительные сигналы, такие, например, как удары в бубен или барабан, использовать погремушку или музыкальные инструменты, хлопки в ладоши, взмах флажком или рукой. Следует обращать внимание на то, чтобы звуковые сигналы не должны быть слишком громкими или резкими, чтобы не напугать детей.
Воспитатель внимательно наблюдает за ходом игры, делает замечания как вовремя ее проведения, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Оценка должна быть корректной, нести положительные эмоции чтобы не снизить интерес к игре и удовольствие, которые возникают у детей, чтобы поддержать и поощрить проявленную ловкость, находчивость, инициативу – все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог должен вовремя и корректно подсказать детям, как целесообразнее выполнить определенное движение, ловить или наоборот, увернуться от «кота» или «медведя», как резко изменить направление или ловко выскочить из «мышеловки», пробежать мимо «лова» или резко остановиться.
Также, нужно следить за действиями детей и не допускать длительных статических поз: сидения на корточках, стояния на одной ноге, поднятия рук вперед, вверх, которые могут вызвать сужение грудной клетки или нарушение кровообращения; педагог должен наблюдать за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель должен регулировать физическую нагрузку, увеличивать ее постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешается побегать около десяти секунд, то при ее повторном проведении нагрузку можно несколько повысить; при четвертом повторении она может достигнуть максимальной нормы, а на пятом-шестом – снизить. Нагрузку можно увеличивать, также, изменением темпа выполнения отдельных движений.
Игры с большой подвижностью можно повторять три-четыре раза, более спокойные – четыре-шесть раз. Паузы между повторениями до тридцати секунд. Во время паузы можно выполнить с детьми более легкие упражнения, повторить слова текста, или произнести «речевку».
Окончание игры и подведение итогов. С детьми старшего дошкольного возраста при подведении итогов игры следует отметить тех, кто правильно выполнял все или особо сложные движения, проявил ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, четко соблюдал правила, помогал товарищам. Воспитатель должен указать и тех, кто нарушал правила и мешал другим играть остальным детям. Для достижения успеха в дальнейшем нужно проанализировать, кому удалось достигнуть успеха в игре, почему «кошка» или «медведь» легко поймал одних детей, а другие ему ни разу не попались. Подвести итоги игры необходимо в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению игры можно привлекать детей. Это научит их анализировать свои поступки, вызовет более ответственное отношение к выполнению правил игры и движений.
Для детей старших возрастных групп лучше подбирать игры с усложняющейся тематикой. Воспитатель должен внимательно следить за поведением детей во время игры, насколько возможно предоставлять самостоятельность в распределении ролей, проведении игры, осуществлении контроля над соблюдением правил. Педагогу нужно соблюдать групповую и индивидуальную организацию. Детям шести-семи лет воспитатель может давать объяснения не только по ходу игры, ее правила и содержание он может рассказывать детям и непосредственно перед игрой. Во многом успех игры зависит от того, как дети поняли ее правила. Детям этого возраста интересен как процесс игры, так и ее результат.
Изучая вопросы руководства и организации подвижных игр, можно выделить следующее: подвижная игра это одно из важнейших средств воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разнообразные движения и действия детей во время проведения подвижной игры, при умелом руководстве воспитателя, эффективно влияют на всестороннее развитие и укрепление здоровья ребенка.

Библиографический список

1.       Е. Н. Вавилова.  Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателя детского сада / Вавилова Е. Н. – М.: Просвещение. – 1981.
2.       Э. Я. Степаненкова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Степаненкова Э. Я. – М.: Академия. – 2006.
natasha_18@bk.ru +7(978)714-49-34
2018