Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Якимова Ж. С. Приемы мотивации суворовцев к изучению русского языка и литературы в 5‑6 классах

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Обучающийся одиннадцати-двенадцати лет поступает в суворовское военное училище, он будущий военный. Его профилирующими предметами являются, как правило, математика, информатика и физика. А как же быть с русским языком и литературой?!
Необходимо мотивировать на изучение гуманитарных предметов уже сейчас, на успешную сдачу ОГЭ и ЕГЭ в дальнейшем.
Жизнь суворовца, в отличие от обычного «гражданского» школьника, ограничена стенами училища. Если дается правильная и убедительная мотивация, то в суворовском училище обучающийся получает твердые знания. Этому способствует сам порядок училища:
Во-первых, жесткий распорядок дня: время для посторонних ненужных дел отсутствует, все строго по расписанию: уроки, время для самоподготовки, время на прочтение любимых книг или дополнительное образование.
Специфика училища – возможность встречи с преподавателями на ежедневных консультациях, что помогает разобрать все сложные темы лично, сдать материал, исправить отметку. Обычному ученику на «гражданке» мама находит репетитора, платит деньги за эту «услугу».
Уже в ходе проведения сентябрьских входных контрольных работах преподаватели видят обучающихся, которые «подают надежду» по определенным предметам, дают шанс показать себя на олимпиадах, проектных работах. Далее с суворовцами ведется постоянная работа в этом направлении.
Во-вторых, доступ к Интернету и планшетам ограничен. Для сообщений и подготовки дополнительного материала к уроку приходится находить информацию из книг; некоторых суворовцев этот факт мотивирует новый материал запоминать с уроков, а на самостоятельной подготовке – только «открыть» учебник.
В-третьих, осознание того, что надо самому учить уроки, выполнять задания, нет помощи родителей рядом, есть только воспитатель, который проверит наличие выполненных заданий. Это помогает избегать конфликтов с родителями, нравоучений о пользе получения знаний, суворовец все сам: ставит цели, идет к ним!
Преподавателю обязательно приходится учитывать эти особенности распорядка дня суворовцев при проведении уроков и формулировании заданий на самоподготовку – домашних заданий.
Далее обозначим самые важные факторы, которые помогают преподавателю сформировать верную мотивацию, в частности на уроках литературы и русского языка. Тут нам верным помощником будет ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Он базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Такая деятельность интересна суворовцам, но она должна быть энергичной и «живой», мотивирующей.
Преподавателю приходит на помощь нестандартное начало урока, в которое можно вплести текущие события, окружающую действительность, сюжет любимых современных мультфильмов (какая радость появляется у обучающихся, когда преподаватель знает эти мультики, совместно может обсудить их с суворовцами – пятиклассниками, шестиклассниками; восторг и признательность обеспечены преподавателю).
Можно прочитать зашифрованную запись инопланетных гостей или запись военных событий, тем самым выйти на тему урока или на ключевой эпизод в изучаемом литературном произведении.
Например, в 5 классе после темы «Повторение» запланирована работа с понятием «Текст». Урок начинаем неожиданным вопросом: «Кто из вас видел процесс строительства дома (баню, дачу)?». Каждый из пятиклассников готов поделиться своим опытом в наблюдении данного процесса, а если он еще и оказывал посильную помощь, то разговор окажется очень эмоциональным. После разговора подходим к теме урока и озадачиваем ребят: что общего между текстом и построенным домом? К концу урока найденную общую закономерность необходимо озвучить.
Использование метода ассоциаций на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах помогает обучающемуся в незатейливой форме раскрыться и включиться в процесс обучения.
По русскому языку при подготовке к сочинению о лете такая игра захватывает: записать на листочке по 1 слову – ассоциация к слову «лето» (каникулы, море, солнце, друзья, деревня и т.д.), далее по жеребьевке одному суворовцу необходимо составить рассказ (связный текст) о лете. Такой прием развивает речь суворовцев.
По принципу ассоциации на уроках устраиваем «Пятиминутки» с военными составляющими. Например, 8 сентября календарный праздник «День воинской славы России» — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год). Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Суворовцы записывают слова, которые ассоциируются с этим сражением. Далее по цепочке составляем предложения с уже написанными ключевыми словам и формируем текст. Проводя такие «пятиминутки» на нескольких уроках подряд, мы готовим ребят к написанию подробного изложения.
На «ура» проходит групповая работа и работа в парах на уроках. Делить на группы можно по жетонам с эмблемой группы, по цвету, по ответу на вопрос. На уроках литературы в начале учебного года изучается тема «Устное народное творчество», обучающимся дается задание – закончи пословицу, далее деление на группы ведется по тематике пословиц (о дружбе, о труде, о быте и т.д.).
Работа в парах, причем не только с соседом по парте, помогает ребятам понять новый материал, понять услышанный текст, например, при подготовке к подробному изложению про Александра Невского после второго прослушивания текста учащиеся пересказывают текст друг другу по очереди, используя план и ключевые слова (полностью или по пунктам плана), которые сами и составляли на уроке. Такой прием помогает услышать уже переработанный, осмысленный (пересказанный) текст, более простым языком, своего товарища. При пересказе учащиеся внимательно слушают и уже сами дополняют ответы друг друга, оценивают по баллам.
На уроках родного русского языка в 5, 6 классах хорошо построить работу в парах при выполнении орфографического и пунктуационного практикума (последнее задание в каждом параграфе): сначала каждый ученик работает с текстом по заданию упражнения самостоятельно, а потом работают в паре: проверяют друг друга, дополняют, исправляют. При ответе одного суворовца из пары оценку получают оба учащихся пары, что мотивирует поделиться знаниями, убедить в правильности соседа, если есть спорные моменты.
Дважды в месяц на уроках литературы на «пятиминутках» и на «исторической составляющей» происходит «презентация» книг из списка, составленного совместно с библиотекарем суворовского училища, на темы, которые интересны суворовцам данного возраста. Когда ребята видят на стендах библиотеки училища красочные издания на военные темы (про танки и самолеты), по историческим событиям, они с радостью берут их и читают. Особенно приятно, когда интерес вызывают непрезентабельные издания, но полезные и развивающие.
Не запрещается ребятам на уроках русского языка и литературы, выполнив задание одним из первых на уроке, достать из рюкзака художественную или военную книжку и почитать ее прямо на уроке, пока остальные учащиеся дописывают работу.
Раз вышеназванный подход еще является не только деятельностным, но и системным, то все задания на уроках русского языка и литературы работают на одну поставленную цель, в системе. Например, урок русского языка
в 6 классе по теме «Устаревшие слова» перекликается с темами по родному языку (русскому) и дополняет их: даже на физкультминутке мы поднимали десницу и шуйц (правую и левую руки), крутили выей (шеей), хлопали в длань (в ладоши) и т.д.
А на этапе рефлексии в конце урока по темам «Обращение» и «Официально-деловой стиль» ребята пишут записки, письма с ответами «На уроке я понял, я вспомнил, мне было трудно…», соблюдая указанный стиль и используя соответствующие обращения.
Рассмотренные выше приемы дают возможность обучающемуся понять, что русский язык и литература – интересные предметы, необходимые в жизни любого человека и будущего военного в том числе.
Любое нестандартное задание на уроках русского языка помогает вызывать позитивные эмоции суворовцев влияет на мотивацию к освоению данного предмета.
Уроки в соответствии с ФГОС делают наших суворовцев активными, не подавляют их желание высказаться, оценить себя, своего товарища, они уже не боятся ошибиться и получить низкий балл за работу, за ответ на уроке. А с помощью приведенных выше незатейливых приемов мы делам наших суворовцев неповторимо талантливыми, каждого в своем; а главное – в желании учиться и получать знания.
2021