Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
Аннотация. В статье представлен анализ учебника русского языка для 2 класса УМК «Гармония» в аспекте формирования регулятивных УУД у младших школьников. Внимание уделяется рассмотрению упражнений на развитие планирования, контроля, коррекции, саморегуляции. Приводятся примеры упражнений. Некоторые задания подкреплены творческими работами учащихся.
Ключевые слова: регулятивные УУД, планирование, контроль, коррекция, саморегуляция, УМК «Гармония»
В последнее время к проблеме формирования универсальных учебных действий исследователи обращаются всё чаще, уделяя внимание не только педагогическим условиям достижения младшими школьниками метапредметных результатов, но и особенностям формирования отдельных универсальных учебных действий [1, 2, 3, 8, 9].
Учебник «К тайнам нашего языка» авторов Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. даёт большие возможности для формирования у младших школьников не только предметных навыков, но и метапредметных. Проанализировав упражнения в учебнике русского языка для 2 класса образовательной системы «Гармония» в аспекте формирования регулятивных УУД у младших школьников на уроках развития речи, можно сделать следующий вывод, что авторами заложено развитие регулятивных УУД на речевом материале, в основном преобладают упражнения на формирование планирования (10%), контроля (8%), коррекции (15%), саморегуляции (13%). Меньше заданий на прогнозирование (2%), целеполагание (2%).
Подробнее разберем на конкретных упражнениях из учебника.
1. Планирование-это определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Это регулятивное УУД реализуется при выполнении задания по составлению учащимися кулинарной книги.
Упр.173. Можно с одноклассниками составить кулинарную книгу: «Научим друг друга». Если хочешь участвовать, подготовься. Посоветуйся с мамой, бабушкой и выбери простой рецепт. Уточни, какие нужны продукты, в каком порядке надо выполнять действия. В других рецептах посмотри слова, предложения, которые используются в таких советах. Реши: будешь составлять деловое сообщение или деловую картинку? Напиши свой рецепт, дай название. Помни, как не допустить ошибок [4, с.86]
Таким образом, ученик строит алгоритм по решению речевой задачи. Для того, чтобы вместе с одноклассниками составить кулинарную книгу, надо:
1. Посоветоваться с мамой и выбрать рецепт.
2. Уточнить, какие продукты нужны.
3. Посмотреть, какие слова используются в рецептах.
4. Решить, какого стиля будет текст.
5. Написать рецепт.
2. Элемент контроля и самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике: «Текст», «Как озаглавить текст», «Требования к хорошему тексту», «Как сделать текст лучше». Индекс Р или индекс Т содержит подсказку: поможет памятка «Редактор» или «Текст». Работа с памятками-это развитие пошагового самоконтроля. Кроме того, в учебнике и в рабочей тетради много таких упражнений, как «Проверь, прав ли ученик?», «Найди и исправь ошибки», «Напиши изложение, потом проверь. Если надо, улучши текст» и др. Выполняя подобные упражнения, учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки и привычки к самооценке и самоанализу (рефлексии), соотносят замысел и результат, осуществляя самоконтроль и самооценку, взаимоконтроль и взаимооценку продуктов речевой деятельности, учатся оценивать текст, находить в нём речевые ошибки.
Развитие контроля по определению стиля текста представлено следующим заданием: упр.492. Какой текст можно назвать словесной картинкой, а какой-деловым сообщением?
1-Март-первый месяц весны. Ещё везде снег. Не журчат ручьи. Но снег стал серым. Есть проталины. День стал больше. Я люблю весну.
2-Вот и весна! Это заметно во всём! Снег стал грязный, мокрый. Раньше сугробы были мягкие, как перина. А теперь они стали колючие, с коркой. Как светит солнце! Оно тёплое, ласковое! И небо синее-синее! На солнышке звенит капель. Всё радо весне. Я тоже ей очень рада! [7, с.65]
Учащиеся определяют, что первый текст-это деловое сообщение, а второй-словесная картинка. Однако в первом тексте есть лишнее предложение для делового общения, его заключают в скобки.
В разделе «Как сказать лучше?» обсуждаются вопросы лексической сочетаемости слов, учащиеся должны заметить речевые недочёты.
Упр.583. Перед вами предложения из речи учеников. Какие слова они неудачно поставили рядом? Как сказать лучше, точнее?
А) Мы подошли к высокой сосенке. (сосне)
Б) Я нашёл крохотный белый гриб. (грибок)
В) Рядом с нами построили большой домик. (дом)
Г) Ребята пускали в луже бумажные корабли(кораблики)
Д) У меня есть старший братишка (брат) [5, с.138]
В упр. 584 представлен другой недочёт:
1. На скамейке сидел старенький старичок.
2. В саду играл маленький малыш.
3. Как хорошо пахнет запахом весны! (весной) [5, с.138]
Одно из двух слов лишнее: старичок не может быть не стареньким, а малыш - не маленьким.
Таким образом, задания упражнений учат вдумчиво относиться к выбору слов в своей речи.
3.Есть в учебнике упражнения на формирование действия оценки.
Упр.92. Нравятся ли тебе уроки русского языка? Какие задания любишь выполнять, а какие –нет? Говоришь ли дома о том, что узнаёшь на уроках? Обо всём этом интересно узнать твоей учительнице. Напиши ей письмо [4, с.86].
Перед учеником ставится ряд вопросов, на которые он может ответить, написав письмо учителю. Даётся подсказка частей письма:
1.Обращение 2.Сообщение. 3 Прощание 4. Подпись.
Учащийся оценивает свою деятельность: что у него получается, а что нет. Развивает умение действовать по памятке «Как записывать слова и мысли», которая рекомендует приём «письмо с окошками», пропуск учеником во время письма сомнительной для него буквы. Это один из примеров формирования орфографического самоконтроля. «Окошко» лучше ошибки!
Пример письма:
«Здравствуйте, Светлана Фёдоровна! Мне нравятся уроки русского языка. Они очень интересные и познавательные. Я люблю списывать тексты. Мне не всегда бывает легко выполнять задания. Если я что-то не знаю, то спрашиваю у Вас или у родителей. Им я рассказываю про всю школьную жизнь. Буду и дальше старательно заниматься, чтобы научиться грамотно говорить и писать без ошибок. До свидания. Ваша ученица Ангелина».
4. В учебнике 2 класса много заданий на развитие такого регулятивного действия, как умение корректировать, т.е. умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в речевой и умственной формах.
Например, второклассникам предлагается прочитать название текста «Любимая игрушка». Учащиеся прогнозируют, о чём может быть этот текст, затем знакомятся с работой ученика в учебнике, анализируют, получилось ли у автора создать хороший текст.
Любимая игрушка.
У меня есть любимая игрушка. Это машина. У неё большой зелёный кузов я ей чясто играю. Во дворе я даю её другим ребятам. Она большая. Я люблю с ней играть [6, с.55].Дети замечают, что в этом тексте кроме орфографических ошибок есть несоответствие заголовка и предложений текста. Кроме этого, ещё один недостаток: последние два предложения не содержат никаких новых сведений, в них нет движения мысли, они повторяют уже сказанное. Таким образом, учащиеся узнают о требованиях к хорошему тексту:
1. Понятна тема (о чём говорится)
2. Ясна главная мысль (что хочет сказать автор)
3. Каждое предложение внести что-нибудь новое: добавляет, объясняет, уточняет.
4. В хорошем тексте предложения располагаются по порядку – так, чтобы было понятно, как развивается, продолжается мысль.
При редактировании текста используются следующие знаки:
*с помощью значков // убирают лишние предложения, чтобы лучше раскрыть основную мысль
*вписывают V, где нужно вставить недостающие предложения.
*с помощью цифр указывают правильный порядок действий 1,2,3…[4, с.156].
После записи улучшенного текста дети узнают, что, исправляя ошибки, работали не только корректорами, но и редакторами, так как улучшали текст. Второклассники учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты. В этом им помогают памятки “Текст” и “Редактор” [4, c.155,156].
Памятка Р (Редактор)
Проверь:
1) понятна ли тема, ясна ли главная мысль;
2) движется ли мысль от предложения к предложению, не нарушен ли их порядок;
3) удачны ли начало и конец текста;
4) правильно ли, точно ли выражены мысли.
Памятка Т (Текст)
Определи:
1) тему ( о чём будешь писать, говорить);
2) главную мысль (что главное хочешь сказать, в какой мысли убедить);
3) содержание и порядок предложений (с чего начнёшь, как продолжишь, что потом скажешь нового, чем закончишь);
5.Авторами учебника заложены задания на саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию к преодолению препятствий. Во многих упражнениях задания звучат следующим образом: если тебе понравилось, если захочешь- напиши, сочини, перескажи.
Упр.177,178. Какой из предметов на картинке похож на ладошку? Если тебе понравилось сравнение, назови признаки «ладошки», подбери рифму, сочини загадку, запиши [4, с.78].
Упр.230 Ты помнишь, как пишутся записки? Из каких трёх частей они обычно состоят? Что ты хотел(а) бы предложить учительнице, о чём её попросить? Напиши ей такую записку прямо в тетради. Помни о правилах вежливости, о том, как не допустить ошибок [4, с.117].
Учитель должен позаботиться о том, чтобы ученик осознал, о чём именно он хочет написать в записке: будет ли он предлагать, просить, высказывать пожелание, предложение. Как он это сделает, как построит записку и письменно оформит её.
Дети записки писать очень любят. В них сообщают то, что им близко в данный момент, что их тревожит или наоборот, радует. Пишут записки-сообщения, приглашения, просьбы, благодарности.
Уважаемая Светлана Фёдоровна! Я хотела Вас спросить: когда мы в следующий раз пойдём в краеведческий музей? Мне очень понравилось наше последнее посещение. Серафима. (предложение)
Светлана Фёдоровна! Я хочу принять участие в конкурсе «Академия Всезнаек». Пришлите, пожалуйста, задания. Ангелина. (просьба)
Таким образом, системой упражнений в учебнике русского языка УМК «Гармония» обеспечивается формирование регулятивных учебных действий.
Список литературы:
1. Бармина, В. Я. Педагогическое планирование деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий // Школа и производство. 2016. № 3. С.3-8.
2. Еделева, Е.Г. Изучение универсальных учебных действий младших школьников: учебное пособие / Е. Г. Еделева, В. Ю. Еремина, Н. А. Еременко, О.А. Шилова. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 186 с.
3. Пичугин С. С. О формировании и развитии универсальных учебных действий // Начальная школа. 2016. № 7. С. 16-21.
4. Соловейчик М.С., Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
5. Соловейчик М.С., Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
6. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 1. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
7. Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 2. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015
8. Тивикова, С. К. Технологии формирования действия целеполагания у младших школьников в процессе работы с текстом / С. К. Тивикова, О. В. Колесова // Нижегородское образование. – 2018. № 2. – С. 63-68.
9. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.