Количество обучающихся: 4. Цель: - формирование пространственного представления и коммуникативно - эмоционального отклика у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Психологические: развитие эмпатии стабилизация эмоционального фона, снятие агрессивности, мышечного напряжения в области рук, развитие навыков саморегуляции, воображения. Опытно - экспериментальная деятельность: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света). Обучающие: Образовательные: совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на «островке». Развивающие: развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков свободного общения со взрослым и сверстниками. Воспитательные: поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку. Предварительная работа: игры, направленные на развитие познавательных процессов; упражнения направленные на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости: «Назови соседей», «Лабиринт», «Что изменилось?» и др.; разучивание физкультминутки, геометрическое конструирование на плоскости. Используемые атрибуты и материалы: Игровое напольное покрытие: «Островки настроения» (2 шт.), карта – маршрут, смарт – доска, музыкальное сопровождение (звуки природы), Камушки, Рыбки (квадратные), шнурки цветные (4 шт.), блоки Дьеныша, схемы «Вид сверху», плоскостные фигурки (рыбки и ракушки), искусственные водоросли, емкость для работы с водой, напольное игровое панно из фетра (4*4), фонарик, cd диск – 1 шт, полотенце бумажное, на каждого ребенка и взрослого. Ход занятия: Ритуал приветствие. П.П.: Ребята, я очень рада вас видеть, и предлагаю поздороваться друг с другом. Давайте мы возьмемся за руки. Это будет наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь вы друг другу. Пусть наша добрая улыбка (прикасаемся руками к уголкам губ). Согреет всех своим теплом (руки прикладываем к сердцу). Напомнив нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы как лучики). Делиться счастьем и добром! (руки в стороны). П.П.: Сегодня я хотела бы поговорить с вами о радуге. Появляется на смарт – доске картинка радуги (черно - белая). Рисунок 1. Черно- белая радуга. Смотрю на картинку, делаю вид непонимания, и спрашиваю детей. Ребята, а что с нашей радугой не так? Слушаю ответы детей. А что вы испытываете, когда видите такую радугу? Какое у вас настроение? И мне тоже становится грустно. А сейчас я вам расскажу, почему радуга на нашей картинке черно - белая. В это время включается музыка. Присаживайтесь, пожалуйста, удобнее, а я вам расскажу одну историю: Жили-были в радужной стране ребята. Были они веселые и трудолюбивые. Девочки красивые да сердцем добрые. Мальчики сильные, как богатыри... И происходили в их стране радужные чудеса. Первое чудо — это радуга, которая каждый раз после дождя появлялась на небе. Радуга появлялась каждый раз, когда дети и жители той страны делали что-то хорошее. Но случилась в радужной стране беда: погасла чудо-радуга. А чтобы вернуть нам чудо – радугу жителям волшебной страны. Вернуть им счастье и радость, краски жизни, и чтобы у нас у всех было хорошее настроение нам нужно отправиться в путь. Но прежде, чем мы отправимся в путь, я хотела бы у вас спросить. Ребята, скажите, а как появляется радуга? Ответы детей. П.П.: Правильно. Для того чтобы появилась радуга необходимы: солнце (свет), вода и краски. Показываю схему, по которой изображено, как появляется радуга.
Рисунок 2. Схема, как появляется радуга. Похожая схема была и у жителей волшебной страны, но она разбилась, и нам с вами необходимо ее восстановить. Но прежде, чем, мы сможем отправиться в путь, нам надо с вами выйти из нашего микрорайона. И для этого нам надо построить схему города, в котором мы с вами живем. Инструкция проведения первого задания: П.П.: Миша, построй в правом верхнем углу трехэтажный дом, состоящий из большого синего прямоугольника, большого желтого круга и маленького синего треугольника. Даша, построй в левом нижнем углу двухэтажное здание, состоящее из большого красного квадрата и маленького желтого круга. Тима, построй в центре нашего микрорайона трехэтажное здание из большого желтого треугольника, маленького красного круга и маленького синего треугольника. Слава, построй в верхнем левом углу двухэтажное здание из большого синего квадрата и желтого большого желтого круга. А теперь постоим в левом нижнем углу четырехэтажное здание из: большого красного прямоугольника, большого синего квадрата, большого желтого круга и маленького синего треугольника. Так, карту нашего микрорайона мы с вами построили, теперь можем отправляться с вами в путь. В нашей с вами схеме наше первое задание состоит из прохождения лабиринта. И если, мы с вами сможем пройти данный лабиринт, то сможем добыть свет (фонарик), это будет один из элементов, который поможет нам найти радугу. «Лабиринт» - в поисках солнца. Вот мы и на месте. Для прохождения лабиринта, нам нужен капитан, который сможет нам найти правильный путь. Капитан команды дает словесную команде инструкцию. Например: поверни направо, а дальше налево. Инструкция продолжается до тех пор, пока ребенок не пройдет данный лабиринт. Здесь происходит развитие у детей ориентировки в пространстве (направо - налево), а также умение слышать правильно инструкцию водящего. Рисунок 3. Схема лабиринта. Молодцы, с этим заданием мы справились. Мы нашли с вами «Свет». Теперь нам нужно отправляемся дальше. Наша схема показывает, что теперь мы должны с вами добыть краски, и в этом нам поможет с вами «НАВИГАТОР. «Навигатор» - в поисках красок. Рисунок 4. Коврик «Островок настроения» 4*4. Дети делятся на две команды по 2 человека (навигатор - капитан). - Ребята, но зачем «НАВИГАТОР»? Навигатор поможет нам добыть необходимые нам цвета для радуги. У нас есть с вами схемы, с помощью которых мы сможем их найти на нашем островке. Берем наши схемы и начинаем добывать цвета. Важно! Навигатор и ребенок стоят по отношению к полю лицом (начало отмечено белой полосой). Ребенок перемещается по полю без разворотов вокруг своей оси, только по ходу своего расположения и движения. Навигатор перемещается только по словесной команде. Задача остальных играющих детей с помощью словесной команды (на сколько клеток и в какую сторону) перемещать «Навигатора» так, чтобы он не «вышел» за пределы поля. Тот игрок, чья словесная команда вывела «Навигатора» из поля, пропускает ход… Рисунок 5. Схема нахождения красок. П. П.: теперь у нас с вами есть частички радуги, цвета, из которых мы с вами сможем собрать и вернуть радугу. И мы можем отправляться дальше. Наша схема показывает, что мы должны идти к пруду. «Пруд» - в поисках воды. Вот мы и пришли с вами к пруду наша с вами задача исследовать дно пруда, и построить его макет, и добыть последний элемент – это вода. Островок представляет собой емкость голубого цвета, напоминающая воду. Дети делятся по парам друг напротив друга. Взрослый дает детям инструкцию. Даша и Тима, выложите дно пруда цветными камушками в нижнюю часть пруда. Миша и Слава, выложите ракушками дно пруда в верхней части пруда от себя, под камушками. Молодцы. Даша, положи, пожалуйста, в верхний правый угол от себя большого карася. Миша, расположи щуку, в центре нашего пруда. Слава, положи, пожалуйста, большого карася в правый верхний угол от себя. Тима, ты положи в верхний левый угол от себя лягушку. А Даша, положи красные водоросли между верхним правым углом от себя и верхним левым от себя от себя углом. Какой красивый пруд у нас с вами получился! Но скажите, чего у нас с вами не хватает? Правильно, воды. Ребята, закройте, пожалуйста, свои глаза и внимательно прислушаетесь, что вы слышите? Ответы детей: шум воды. П.П.: а теперь откройте свои глазки. Дети видят, что в пруду появилась вода. Релаксационная физминутка. Дети остаются на тех же местах (возле песочницы). П.П.: Опустите обе руки в воду. 2 раза Вытащите руки. 2 раза Опустите правую руку ( поочередно по 2 раза) Опустите левую руку (поочередно по 2 раза) Опустите в воду обе руки: Правый кулачок сжали, а левая ладонь расслаблена (2 раза) Левый кулачок сжали, а правая ладошка расслаблена (2раза). А теперь двумя ручками пальчики рук встряхните (5-10 секунд). П.П.: Ну сейчас мы немного отдохнули, и я предлагаю вам сделать радугу, для жителей волшебной страны. Мы ведь смогли с вами найти все необходимые для этого элементы. Эксперимент с детьми: Кладем наш с вами CD-диск зеркальной поверхностью вверх, берем фонарик, и светим им на наш диск под углом. При необходимости меняйте положение диска и фонарика, рано чтобы появилась радуга. И как только появляется радуга, мы ее лучи отправляем на нашу смарт - доску. И картинка волшебной страны оживает. Почему так происходит? П. П.: ребята, смотрите, какая красивая и большая радуга у нас получилась! Вы молодцы! Вы были дружны и старательны! Будьте всегда такими, и у вас все получится!
На этом наше радужное путешествие закончено. Будьте дружны, ребята, помогайте друг другу, только все вместе мы научимся творить чудеса! И радужные, и настоящие! А главное больше улыбайтесь, ведь от улыбки – станет всем светлей! Используемая литература: 1 Развивающие игры с использованием «Островка настроений». Королева С.В., Запорожец И. Ю., Москва 2009. 2 «Логика». Логические истории. В. П. Заесенок, 2015. 3 «Логика». Логические истории В. П. Заесенок, 2015. 4 http: //www. igraemsa. ru/.