НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Волкова Н.Ф. Интерактивные технологии обучения взрослых

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Семинар-практикум «Разностороннее развитие ребенка в трудовой деятельности»
Цель:
Ø Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах построения развивающего обучения по приобщению дошкольников к труду в условиях ФГОС ДО.
Ø Создать условия для осознания педагогами значения трудовой деятельности в разностороннем развитии ребенка.
Ø Развивать умение работать с информацией, выделять главное
Ø Уточнить знание принципов ДО, обязательных требований и их содержания во ФГОС ДО.
Ø Познакомить с развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста.
Ø Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Средства:
ü Подведение к осмысливанию актуальности проблемы через примеры из жизни ДОО.
ü Изложение материала в сопровождении презентации.
ü Вопросы по данной теме проблемного характера.
ü Раздаточный материал для работы в группах (цель и краткое описание технологий, ведущие характеристики позиции субъекта в трудовой деятельности у старших дошкольников).
ü Задание для творческого саморазвития на каждого слушателя.

План-конспект практического занятия

Труд издавна занимал дно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривался как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Актуальность проблемы приобщения дошкольников к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности; связан с педагогическим потенциалом труда как природосообразного и естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире.
I. Интерактивная технология «Песочные часы».
Слушателем предлагаются листы бумаги, разделенные по диагонали ("Песочные часы") - самостоятельная работа.
В каждой части фиксируются:
ü горизонты ожиданий (заполняются в начале практического занятия);
ü инвентаризация приемов, которыми научились (слева);
ü новые перспективы личностного роста (справа);
ü результат личных достижений (основание часов).
В изучении темы нам поможет метод предложенный Эдвардом де Боно.
2. Интерактивная технология «Шесть шляп мышления».
Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно создан для развития навыков работы с информацией. Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы, возможно, данный метод будет полезен нам в раскрытии темы. Эдвард де Боно отмечает, что "Все шесть шляп" представляют ценные типы мышления.
Красная шляпа. Эмоции. Интуиция и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше
Красная шляпа. Попробуйте ответить на вопрос: что для Вас является мотивацией трудовой деятельности?
Конец XX века для России - это новый путь развития. В последнее время, труд, как жизненная ценность, потерял былую значимость, а в качестве основного мотива труда стала фигурировать материальная составляющая, причем для молодежи, материальное вознаграждение стало доминирующим мотивом труда, и требования, к материальному вознаграждению предъявляются сильно завышенные, в результате чего молодые люди предпочитают либо оставаться безработными, либо работают, но без какой-либо заинтересованности в результатах труда, что приводит к дальнейшей деградации ценностно-мотивационной структуры.
Молодежь - это часть общества, которая легко воспринимает все новое, быстро перестраивается и изменяется, и необдуманное насаждение западных норм и ценностей в совокупности с экономическим и социально-культурным кризисом, привели к тому, что в молодежной среде произошла девальвация ценности труда как таковой, потребность в труде ушла на второй план, а на первое место вышли потребности более низкого уровня; молодежь сосредоточилась в основном на удовлетворении своих физиологических потребностей.
Исследования мотивации труда последних лет показали, что она как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потребности отступили далеко на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности (по иерархии Маслоу), что является как следствием, так и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника. Кроме того, мотивация подверглась и типологическим изменениям – в целом, она свелась к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой активности и отдачи труда при достаточной его оплате.
Выяснилось, что россияне более амбициозны, чем иностранные сотрудники — 85% заявили, что стремятся занять руководящую должность. Для сравнения, наименьшие карьерные амбиции проявляют жители Дании и Германии — быть начальником в этих странах хотят лишь 47% респондентов.
55% россиян допускают, что в течение ближайших 5 лет они могут сменить не только сферу деятельности, в которой трудятся, но и свою текущую профессию. Главной причиной для радикальных перемен в своей карьере российские сотрудники считают потребность в большем доходе — 39%. В своём стремлении зарабатывать много жители России уверенно опережают все остальные страны. На втором месте — изменение личных или профессиональных интересов — 29%. Для 17% актуально сохранение баланса между трудовой и личной жизнью. Бесперспективность работы в выбранной профессии/отрасли может подвигнуть на перемены 9%. Ещё 2% задумываются о смене карьерного направления из-за проблем с руководством.
В результате исследований выявилось достаточно интересное отношение к труду. Труд, как самоценность, молодежью практически не воспринимается. А ведь отношение к труду, его восприятие, во многом определяет жизнь общества в целом. В процессе своей жизнедеятельности человек испытывает потребность в развитии, освоение окружающей среды, самореализации, и средством удовлетворения этих потребностей при нормальном состоянии ценностно-мотивационной структуры общества выступает труд. С другой стороны - труд сам является базовой человеческой потребностью. В этом смысле обычно различают собственно труд-деятельность, который приносит удовлетворение, и работу-деятельность, направленную на достижение каких-то других целей. Как показали результаты исследования, сегодня в молодежном сознании труд перестает восприниматься как потребность, он все больше ассоциируется с «работой» и это во многом картина всего нашего общества.
Если воспитание желает человеку добра, оно должно воспитывать не для счастья, не для безделья, а приготовлять его к труду жизни. Именно труд, по мнению Ушинского и Макаренко,- основа человеческого счастья.
«От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже; одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному, и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости».
Основные этапы развития субъекта труда.
Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности человека-работника. Поэтому рассмотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развивающегося субъекта труда становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.
Еще А.Н. Леонтьев рассуждал о двух "рождениях личности": первый раз - в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз - в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением.
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996):
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение "основными смыслами" человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя ). Заметим, что Д.Б. Эльконин, вслед за Г.В. Плехановым, писал о том, что "игра - это дитя труда", и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок уже не мог непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда (см. Эльконин, 1978).
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы.
4. Стадия "оптации" (optatio - от лат. - желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется "оптантом". Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации "оптанта" вполне может оказаться и взрослый человек, например, безработный; как отмечал сам Е.А. Климов, "оптация - это не столько указание на возраст", сколько на ситуацию выбора профессии.
Детство – это родители. Мы, воспитатели – педагоги, должны помочь родителям учащихся в трудовой подготовке детей: в игровой форме в раннем возрасте; с усложнением трудовых поручений – позже; искать меры, вызывающие то или иное трудовое усилие; способы борьбы с ленью…. «Научить творческому труду – наша особая задача».
(Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988.)

Пчела мала, а и та работает. (народная мудрость)

Овладение навыками трудовой деятельности необходимо для воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея практическими навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения служат основой для воспитания у детей серьёзного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению и успешно его завершать. Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях. А.С. Макаренко отмечал: «Трудовое участие детей… начинаться должно в игре». Именно дошкольный возраст сенситивен для трудового воспитания, для формирования положительных качеств его личности. Успех воспитанника в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приёмы.
А. С. Макаренко писал: «…воспитывать так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а его польза, его необходимость».
Зеленая шляпа. Какие мотивы трудовой деятельности преобладают у дошкольников?
Мотивационная сфера - это сложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Например, малыш побуждается непосредственными мотивами. В дальнейшем ребенок начинает руководствоваться идеалами, взглядами, убеждениями. Чем старше становится ребенок, тем все большее место среди нравственных мотивов поведения начинают занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Как показало исследование Я. З. Неверович, выполнение детьми простейших трудовых операций при мотивации, связанной с ролью, более эффективно, чем выполнение тех же операций при других типах мотивации, за исключением мотивов общественного использования предмета. Количественные данные, характеризующие различие в эффективности выполнения задания при различной мотивации, представлены в таблице. Наиболее высокий процент выполнения задания наблюдался в ситуации уже происходящей игры и в ситуации конкретного общественного использования..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm] "
Теоретический анализ трудов отечественных ученых, специалистов в области дошкольного воспитания, свидетельствует о том, что накоплен значительный материал и опыт практической деятельности в формировании трудовой деятельности детей пяти-шести лет и некоторых её качественных проявлений таких, как трудолюбие, положительное отношение к труду.
Черная шляпа. Чем обоснована данная необходимость?
Недостаточно внимания уделяется вопросам технологии приобщения ребенка к труду и развития субъектной позиции дошкольника (работа со словарем).
Желтая шляпа. Технология развития трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста. Л.И. Сайгушева
Технология вхождения ребенка в реальные трудовые связи. М.В. Крулехт.
Технология развития индивидуальности старших дошкольников в труде. Ю.А. Мичурина.
Слушатели делятся на три группы с целью изучения технологий. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Форма межгруппового общения: совместно – взаимодействующая (при необходимости используя подсказки - ведущие характеристики позиции субъекта в трудовой деятельности у старших дошкольников).
Из высказываний - презентаций групповой работы по изучению технологий приобщения старших дошкольников к труду выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог.
Итог. Особенности развития трудовой деятельности в дошкольном возрасте и формирования ребенка как субъекта этой деятельности позволяет пересмотреть приоритеты категорий, связанных с понятием трудового воспитания дошкольников. В современной дошкольной психолого - педагогической литературе более широко начинает применяться термин "приобщение к труду", возможность включения в какую - либо деятельность, участие в процессе. Главная цель педагогов - найти комплекс средств, форм и методов эффективного педагогического взаимодействия, позволяющего поставить ребенка в позицию субъекта детской деятельности.
Музыкальная композиция "Всегда найдется дело".
Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.
Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков.

 Белая шляпа. Слушателям предлагается назвать компоненты трудовой деятельности, формы организации труда (проблемная ситуация) с использованием интерактивной доски.
«Труд имеет не только значение общественно–производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые много умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими».
Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость.
Синяя шляпа.
Два человека бесплодно трудились и без пользы старались: тот, кто копил богатство и не пользовался им, и тот, кто учился наукам, но не применял их.
Саади.

III. Интерактивная технология "Песочные часы".

Слушатели озвучивают результаты заполненных ранее предложенных "Песочных часов".
В каждой части фиксируются:
ü горизонты ожиданий (заполняются в начале практического занятия);
ü инвентаризация приемов которыми научились (слева);
ü новые перспективы личностного роста (справа);
ü результат личных достижений (основание часов).

Задание для творческого саморазвития.

Ответить самому себе на следующие вопросы:
ü Есть ли у Вас внутреннее желание изменить технологии приобщения дошкольников к труду?
ü Имеете ли Вы представление о том, какая технология вам наиболее подходит (вызывает интерес)?
ü Кто из педагогов является авторитетом по приобщению дошкольников к труду?
ü Способны ли Вы помочь воспитаннику(ребенку) приобщиться к труду?
ü Способны ли Вы к постоянному самообразованию по данному вопросу?
Сделайте для себя на основе ответов соответствующие выводы.

Список литературы:

1.       «Воспитание дошкольника в труде»/ под.ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение,1983
2.       Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.- М.: Просвещение, 1983
3.       Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ под. ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989
4.       Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника (программно-методическое пособие).-М.: Гум. изд.центр Владос, 2003
5.       Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.
6.       Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.- под.ред. Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1987.
7.       Сайгушева Л.И. Технология приобщения дошкольников к труду: учебное пособие/ Л.И. Сайгушева. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.-221.
8.       Сергеева Д.В. «Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности», 1987
9.       Сергеева Д.В. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого», ж. «Дошкольное воспитание», №1, 1983.
10.   Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии//Избранные педагогические труды: В 2 т. – М., 1979.
11.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года; рег. В Минюсте России 14.11.2013 г. № 22303.
2018