НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Волченкова Е.В., Другова А.Н., Овчарова А.В. Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Книга»

Библиографическое описание:
Волченкова Е.В., Другова А.Н., Овчарова А.В. Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Книга» // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/75-1.pdf.

Цель: создание социальной ситуации развития в речевой деятельности при обогащении знаний и активизации словаря по теме «книга».

Задачи:

· Создание условий для активизации творческого мышления и речевой активности детей, применяя методы и приёмы ТРИЗ.

· Создание условий для обогащения словаря и расширения кругозора по теме.

· Создание условий для закрепления навыков связно-речевых высказываний.

· Создание условий для закрепления и обогащения знаний детей о сказках.

· Создание условий для воспитания интереса к художественной литературе, воспитания самостоятельности, инициативности.

Оборудование: схема 5 чувств, шифровка про тему занятия, карандаши простые, цветные, разные книги по размеру, книга большая и маленькая, звёздочки, стаканчики, магниты на доску, клей карандаш несколько штук, конверт картинки, посылка, письмо, классики, ноутбук.

Набор дел:

Посылку вахтер вручает детям.

Обсуждение: от кого посылка? Как это узнать?

Дети читают письмо: Дети, помогите мне, пожалуйста, выполнить задания моих друзей. Незнайка

Задания для Незнайки:

1. Разгадай шифровку;

2. Разместите картинки на 9-экраннике;

3. Разгадай сказку по схеме;

4. Исправьте ошибки в названии сказок.

Задание №1. «Разгадай шифровку»

Это слово вы узнаете, когда разгадаете шифровку по первым звукам слов. Как вам удобнее одну картинку или каждому? Будете писать буквы или разгадаете на слух?

Воспитатель: Какое слово получилось?

Беседа «Что такое книга? ««Кто друзья книги?»

Кни́га — один из видов печатной продукции, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, книга имеет часто твёрдый переплёт.

Воспитатель: расскажите о книге с помощью наших помощников (органов чувств).

Выставляет на стенде схематичное изображение глаз (ушей, носа, рук).

Воспитатель: Например, что могут рассказать о книге наши глаза?

Дети: Красивая, яркая, красочная, большая, маленькая, новая, старая, грязная, порванная, растрепанная, прямоугольная и т.д.

«Что могут рассказать уши /нос, руки/ о книге?»

Уши — как шелестят страницы, захлопывается книга, падает.

Нос — запах типографской краски, когда старая (пахнет). Может пахнуть пылью. Надо полки и книги протирать.

Руки — гладкая, шероховатая, толстая, тонкая, сухая, мокрая, твердая, мягкая, легкая, тяжелая, выпуклая, картонная и т.д.)

Воспитатель показывает на экране.

Самая большая книга. Книгой самых больших размеров признана в мире так называемая «Суперкнига», изданная в 1976 году в американском городке Денвере, штат Колорадо. В ней триста страниц. Весит книга белее 250 килограмм. Её длина и ширина составляют 3,07 и 2,74 метра соответственно.

Маленькие книги создал человек, читать их можно под микроскопом.

Задание № 2

ТРИЗ вопросы по 9 экраннику.

Где человек берет книги? Как они туда попали? Из чего делают книги? Бумагу из чего? Что будет, если все деревья вырубят? В будущем будут книги? От кого это зависит?

Воспитатель: Все люди могут читать книги?

Дети ясельки любят рассматривать книги. Вы не читаете, но знаете многие сказки, рассказы от своих родителей, от бабушек, от нас. Книги нужны слепым людям? Могут ли читать слепые люди?

Как называется книга для слепых? Показ на экране.

Так и называется - книги, написанные шрифтом Луи Брайля. Или чаще говорят - брайлевские книги. Почти в каждом городе имеются в Обществах Слепых спец библиотеки, где и находятся такие книги, написанные методом выпуклых точек и даже есть журналы. Книга для слепых представляет собой выпуклости на бумаге (картоне) в особой последовательности. При касании, слепой человек чувствует выпуклости, и зная алфавит касаний может понять о чём идёт речь. Многие люди имеют специальные программы на компьютере, где робот (специальная программа) будет вам все читать с нужной вам скоростью. Раньше были книги на кассетах для магнитофона.

Задание № 3 «Узнай сказку по схеме»

Задание № 4 Исправьте ошибку в названии сказки. За правильный ответ ребенок получает фишку.

- «Суп из топора»,

- «По-заячьему велению»,

- «Зелёная шапочка»,

- «Кот в туфлях»,

- «Два поросёнка»,

- «Волк и пятеро щенят»,

- «Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

- «Петушок Ряба»

- «Утки – лебеди»

- «Заюшкин домик»

- «Царевна Индюшка»

- «Мальчик с кулачок»

Игра «Добавь словечко»

- Мышка...норушка, шапка……невидимка

- Лисичка…сестричка, скатерть……самобранка

- Волчок…серый бочок, Емеля…..дурачок

Иван...царевич, жар…..птица

- лягушка…царевна, конек….горбунок

- сапоги….скороходы, красная…шапочка

- ковер- ….самолет, Михайло…Иванович

- Цветик…семицветик, Настасья…..Петровна

- зайчик….побегайчик,

- лягушка…квакушка,

Подсчет фишек. Вешаются медали на шею победителей.

Физминутка: «Веселые классики»

Воспитатель: Где создаются книги?

Показ слайдов на экране: Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В России детские книги выпускаются большим тиражом. Воспитатель:

Ситуативный разговор ТРИЗ «Если книг много это хорошо или это плохо?»

Воспитатель: Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги? Помните «Золото добывают из земли, а знания из книги».

Воспитатель: Вы выполнили все задания Незнайки? В конверт убирайте схемы, закрывайте посылку.

Беседа «Что нужно сделать с посылкой? Получит Незнайка посылку? Почему? Что нужно сделать?»

Дети переписывают адрес и приклеивают на ящик адрес Незнайки.

Рефлексия: Что делали? С какой целью? Каковы результаты деятельности? Как этого достигли? Что было трудно делать? Что можно сделать лучше? Кто старался? Погладьте по голове себя.

Список используемой литературы:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей.

2. Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжѐлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», Издательство «Детство-Пресс», СПб, 2015.

3. Парамонова Л.А. "Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО".
2023