Библиографическое описание:
Дудникова Е.А., Шаповалова А.А., Толстопятых И.А., Малахова О.В. Особенности физического воспитания ребенка в семье и школе // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
В современных российских условиях, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает взаимодействие, основанное, прежде всего, на взаимопонимании, взаимодополнении, сотворчестве школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка — основная задача семьи и школы. В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом в школе, и во внеурочное время, рациональное сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня.
За правильную по становку физического воспитания в режиме дня школы несут ответственность директор школы и организатор внеклассной и внешкольной воспи тательной работы. Задача родителей — органи зация и руководство мероприятиями по физи ческой культуре и спорту дома, в кругу семьи, т. е. родители также должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.
Что же включает в себя это понятие «физичес кое воспитание»? Прежде всего — строгое соб людение режима дня, систематическое закалива ние, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия спортом.
Вопросы правильной постановки физического воспитания детей обычно особенно волнуют родителей. Что нужно делать для этого, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням?
Правильному физическому воспитанию школьника способствует целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок жизни и деятельности школьника в семье (режим дня) контроль за его выполнением. Соблюдение режима укрепляет нервную систему, повышает работоспособность, создает условия для всестороннего развития личности ребенка, организации различных видов деятельности в течение дня. Рациональное распределение времени для сна, еды, важнейших видов деятельности и отдыха в течение суток помогает выработке устойчивых учебных, культурных, гигиенических навыков.
Благотворное влияние режима дня на деятельность человека объясняется его физиологической основой. В коре больших полушарий головного мозга легко образуются, особенно в детские и юношеские годы, различные новые временные связи. Это так называемые условные рефлексы, которые со временем закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек поведения человека и которые могут оказать не только положительное, но и вредное влияние на развитие организма. Например, привычки беспорядочно принимать пищу, ложиться спать в различное время могут привести к расстройствам пищеварительного тракта, нарушениям нормальных функций нервной системы. В то же время привычка вовремя садиться за стол не только способствует хорошему аппетиту, но и помогает лучшему усвоению пищи организмом.
Выполнение режима дня – это прежде всего сохранение и укрепление нервной системы ребенка. От того, насколько родители внимательны к распорядку его дня, во многом зависит бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное, спокойное и деятельное состояние ученика. Некоторые родители переоценивают физические возможности своих детей. Они разрешают им позже лечь спать, подольше посмотреть телевизор или поиграть в компьютере, не погулять днем. В результате у детей появляется систематическое переутомление, истощение нервной системы.
Родителям следует подумать над организацией быта ребенка, чтобы он соответствовал возрастным особенностям, способствовал бы укреплению его здоровья. Определяя режим дня ребенка, необходимо предусмотреть в нем время для выполнения учебных заданий, посещений спортивных секций или кружков по интересам, творческих студий, трудовых поручений, прогулок на свежем воздухе и т.д.
Соблюдение режима дня должно стать законом не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Если отец требует, чтобы сын вовремя приходил к ужину, то и сам он не должен нарушать этого правила. Пример родителей – фактор, оказывающий на детей решающее влияние.
В праздничные и выходные дни, а также в школьные каникулы режим должен выполняться так же строго, как и в учебное время. В основном это относится к часам сна, еды, занятий физическими упражнениями. В остальное время (свободные дни) дети должны дольше находиться на свежем воздухе, играть, заниматься спортом, как можно меньше уделяя времени компьютерам и телевизору.
Правильно организуя жизнь детей в семье, родители помогают тем самым выполнению режима в школе. Если ребенок ложится спать и встает в одно и то же время, сон его организован правильно, утренний отрезок времени до школы спланирован, он спокойно и деловито приступает к занятиям. Если режим не соблюдается, дети, придя в школу, вялы и капризны, отвлекаются во время уроков.
Соблюдение правил режима заключается не только в том, чтобы вовремя накормить детей и уложить их спать. Весь день ученика должен быть спланирован, наполнен полезными и интересными делами и играми. Правильное чередование труда и отдыха, игр и занятий укрепляет здоровье и тем самым облегчает усвоение знаний.
В организации жизни школьника в семье постоянно должна удовлетворяться его потребность в движении. Двигательная активность – условие нормального физического развития и функционирования всех систем организма. Неумение или невозможность достаточно и разнообразно двигаться утомляет, раздражает ребенка и может пагубно сказаться на его росте, осанке, развитии внутренних органов, сопротивляемости инфекционным и простудным заболеваниям. Малоподвижные дети обычно бывают флегматичными, у них часто снижается естественное стремление к физическому и интеллектуальному развитию. Таких ребят надо побуждать к различного рода физическим упражнениям особо.
С поступлением ребенка в школу возникает опасность гиподинамии. Известно, что статичные состояния гораздо быстрее вызывают утомление, чем динамическая работа мышц. В связи с этим недостаток движения неблагоприятно сказывается на состоянии школьников. Поэтому нужно так организовать быт детей, чтобы компенсировалось снижение их двигательной активности в связи началом учебной деятельности.
Главное понимать, что ни семья, ни школа, в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.
Список используемой литературы
1. Атаев А.К. Родителям о физическом воспитании детей в семье / А.К. Атаев. - М.: МГУ, 2005. - 320 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: Академия. - 287 с.
3. Байбородова Л. Как педагоги школы могут помочь проблемным семьям // Воспитательная работа в школе. – 2003, № 4. – С. 91-92.
4. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей //Воспитательная работа в школе. – 2004, № 1. – С. 85-86.
5. Байбородова Л. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании //Воспитательная работа в школе. – 2005, № 4. – С. 8-12.
6. Байков В.П. Взаимодействие школы и семьи [в деле физического воспитания школьников] // Физическая культура в школе. – 1999, № 9. – С. 49-52.
7. Быков В.С. Развитее двигательных способностей учащихся: учеб. пос./ В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998. - 112 с.
8. Быстрицкая Е.В. Взаимодействие учителя и родителей учащихся / Е.В. Быстрицкая, В.О. Шумилова // Физическая культура в школе. – 2010, № 3. - С. 59-62.
9. Виноградова Л. Семья и школа – партнеры в воспитании //Лучшие страницы педагогической прессы – 2002, № 4. – С. 103-107.
10. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А. Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 2. – С. 100-105
11. Каргаполов В.П. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / В.П. Каргаполов, С.Ю. Щетинина, Т.В. Хромина. – Хабаровск: [Б. и.], 2000. – 27 с.
12. Копылов Ю.А. Медико-биологические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. пос. / Ю.А.Копылов, Л.Л. Головина. - М.: РГАФК, 2001. - 32 с.
13. Коренистова Н.Г. Семья и школа: принципы, методы и формы творческого взаимодействия / Н.Г. Коренистова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 6. – С. 52-55
14. Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М.: Просвещение, 1990. -134 с.
15. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика – 1996, - № 4. – С. 122-123.
Дудникова Е.А., Шаповалова А.А., Толстопятых И.А., Малахова О.В. Особенности физического воспитания ребенка в семье и школе // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.
В современных российских условиях, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает взаимодействие, основанное, прежде всего, на взаимопонимании, взаимодополнении, сотворчестве школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Воспитание здорового, гармонически развитого ребенка — основная задача семьи и школы. В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физической культурой и спортом в школе, и во внеурочное время, рациональное сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня.
За правильную по становку физического воспитания в режиме дня школы несут ответственность директор школы и организатор внеклассной и внешкольной воспи тательной работы. Задача родителей — органи зация и руководство мероприятиями по физи ческой культуре и спорту дома, в кругу семьи, т. е. родители также должны принимать самое активное участие в физическом воспитании детей.
Что же включает в себя это понятие «физичес кое воспитание»? Прежде всего — строгое соб людение режима дня, систематическое закалива ние, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия спортом.
Вопросы правильной постановки физического воспитания детей обычно особенно волнуют родителей. Что нужно делать для этого, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням?
Правильному физическому воспитанию школьника способствует целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок жизни и деятельности школьника в семье (режим дня) контроль за его выполнением. Соблюдение режима укрепляет нервную систему, повышает работоспособность, создает условия для всестороннего развития личности ребенка, организации различных видов деятельности в течение дня. Рациональное распределение времени для сна, еды, важнейших видов деятельности и отдыха в течение суток помогает выработке устойчивых учебных, культурных, гигиенических навыков.
Благотворное влияние режима дня на деятельность человека объясняется его физиологической основой. В коре больших полушарий головного мозга легко образуются, особенно в детские и юношеские годы, различные новые временные связи. Это так называемые условные рефлексы, которые со временем закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек поведения человека и которые могут оказать не только положительное, но и вредное влияние на развитие организма. Например, привычки беспорядочно принимать пищу, ложиться спать в различное время могут привести к расстройствам пищеварительного тракта, нарушениям нормальных функций нервной системы. В то же время привычка вовремя садиться за стол не только способствует хорошему аппетиту, но и помогает лучшему усвоению пищи организмом.
Выполнение режима дня – это прежде всего сохранение и укрепление нервной системы ребенка. От того, насколько родители внимательны к распорядку его дня, во многом зависит бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное, спокойное и деятельное состояние ученика. Некоторые родители переоценивают физические возможности своих детей. Они разрешают им позже лечь спать, подольше посмотреть телевизор или поиграть в компьютере, не погулять днем. В результате у детей появляется систематическое переутомление, истощение нервной системы.
Родителям следует подумать над организацией быта ребенка, чтобы он соответствовал возрастным особенностям, способствовал бы укреплению его здоровья. Определяя режим дня ребенка, необходимо предусмотреть в нем время для выполнения учебных заданий, посещений спортивных секций или кружков по интересам, творческих студий, трудовых поручений, прогулок на свежем воздухе и т.д.
Соблюдение режима дня должно стать законом не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Если отец требует, чтобы сын вовремя приходил к ужину, то и сам он не должен нарушать этого правила. Пример родителей – фактор, оказывающий на детей решающее влияние.
В праздничные и выходные дни, а также в школьные каникулы режим должен выполняться так же строго, как и в учебное время. В основном это относится к часам сна, еды, занятий физическими упражнениями. В остальное время (свободные дни) дети должны дольше находиться на свежем воздухе, играть, заниматься спортом, как можно меньше уделяя времени компьютерам и телевизору.
Правильно организуя жизнь детей в семье, родители помогают тем самым выполнению режима в школе. Если ребенок ложится спать и встает в одно и то же время, сон его организован правильно, утренний отрезок времени до школы спланирован, он спокойно и деловито приступает к занятиям. Если режим не соблюдается, дети, придя в школу, вялы и капризны, отвлекаются во время уроков.
Соблюдение правил режима заключается не только в том, чтобы вовремя накормить детей и уложить их спать. Весь день ученика должен быть спланирован, наполнен полезными и интересными делами и играми. Правильное чередование труда и отдыха, игр и занятий укрепляет здоровье и тем самым облегчает усвоение знаний.
В организации жизни школьника в семье постоянно должна удовлетворяться его потребность в движении. Двигательная активность – условие нормального физического развития и функционирования всех систем организма. Неумение или невозможность достаточно и разнообразно двигаться утомляет, раздражает ребенка и может пагубно сказаться на его росте, осанке, развитии внутренних органов, сопротивляемости инфекционным и простудным заболеваниям. Малоподвижные дети обычно бывают флегматичными, у них часто снижается естественное стремление к физическому и интеллектуальному развитию. Таких ребят надо побуждать к различного рода физическим упражнениям особо.
С поступлением ребенка в школу возникает опасность гиподинамии. Известно, что статичные состояния гораздо быстрее вызывают утомление, чем динамическая работа мышц. В связи с этим недостаток движения неблагоприятно сказывается на состоянии школьников. Поэтому нужно так организовать быт детей, чтобы компенсировалось снижение их двигательной активности в связи началом учебной деятельности.
Главное понимать, что ни семья, ни школа, в отдельности не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на личность ребёнка. Поэтому целостный, систематический процесс воспитания предполагает соединение усилий всех заинтересованных сторон.
Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.
Список используемой литературы
1. Атаев А.К. Родителям о физическом воспитании детей в семье / А.К. Атаев. - М.: МГУ, 2005. - 320 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: Академия. - 287 с.
3. Байбородова Л. Как педагоги школы могут помочь проблемным семьям // Воспитательная работа в школе. – 2003, № 4. – С. 91-92.
4. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей //Воспитательная работа в школе. – 2004, № 1. – С. 85-86.
5. Байбородова Л. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании //Воспитательная работа в школе. – 2005, № 4. – С. 8-12.
6. Байков В.П. Взаимодействие школы и семьи [в деле физического воспитания школьников] // Физическая культура в школе. – 1999, № 9. – С. 49-52.
7. Быков В.С. Развитее двигательных способностей учащихся: учеб. пос./ В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998. - 112 с.
8. Быстрицкая Е.В. Взаимодействие учителя и родителей учащихся / Е.В. Быстрицкая, В.О. Шумилова // Физическая культура в школе. – 2010, № 3. - С. 59-62.
9. Виноградова Л. Семья и школа – партнеры в воспитании //Лучшие страницы педагогической прессы – 2002, № 4. – С. 103-107.
10. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А. Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – № 2. – С. 100-105
11. Каргаполов В.П. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / В.П. Каргаполов, С.Ю. Щетинина, Т.В. Хромина. – Хабаровск: [Б. и.], 2000. – 27 с.
12. Копылов Ю.А. Медико-биологические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста: учеб. пос. / Ю.А.Копылов, Л.Л. Головина. - М.: РГАФК, 2001. - 32 с.
13. Коренистова Н.Г. Семья и школа: принципы, методы и формы творческого взаимодействия / Н.Г. Коренистова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 6. – С. 52-55
14. Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М.: Просвещение, 1990. -134 с.
15. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика – 1996, - № 4. – С. 122-123.