Актуальные вопросы дошкольного образования

Стратонова Е.И. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Стратонова Е.И. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.

Введение

Безопасность жизнедеятельности - это состояние защищенности человека и общества от внешних и внутренних угроз, которые могут нанести вред их здоровью, жизни и развитию. Безопасность жизнедеятельности является одной из основных потребностей человека и условием его нормального функционирования в обществе.

Дети дошкольного возраста находятся в периоде интенсивного физического, психического и социального развития. Они активно познают окружающий мир, учатся общаться с другими людьми, формируют свою личность и самосознание. В этом возрасте дети особенно уязвимы и подвержены различным опасностям, которые могут негативно повлиять на их здоровье, жизнь и развитие. В отличие от детенышей животных, которые в большинстве случаев, рождаются достаточно самостоятельными, дети не имеют даже минимальных навыков выживания при рождении. Чем больше информации о безопасности нужно усвоить ребенку от взрослых, тем дольше он будет нуждаться в заботе. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому важно формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, которые помогут им предотвратить и преодолеть потенциальные угрозы и риски.

Целью данной статьи является исследование проблемы формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и выявление основных направлений и методов ее решения. В статье будут рассмотрены следующие темы: ребенок и другие люди, ребенок и природа, здоровье ребенка, эмоциональное благополучие ребенка.

Ребенок и другие люди

Одним из важных аспектов безопасности жизнедеятельности является безопасность в общении с другими людьми. Дети дошкольного возраста находятся в стадии формирования своих социальных навыков и коммуникативных умений, которые необходимы для успешной адаптации в обществе. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как членов различных социальных групп (семья, детский сад, друзья и т.д.) и устанавливать отношения с другими людьми на основе симпатии, доверия, уважения, сотрудничества и т.д.

Однако в процессе общения дети могут столкнуться с различными проблемами и трудностями, такими как: незнакомые люди, общественные места, конфликты, агрессия, насилие, дискриминация и т.д. Эти проблемы могут представлять угрозу для безопасности детей, а также негативно сказываться на их психологическом состоянии и развитии. Поэтому необходимо формировать у детей правила поведения с другими людьми, которые помогут им избегать и преодолевать потенциальные опасности и риски в общении.

Для формирования основ безопасности в общении детей с другими людьми можно использовать следующие методы и приемы:

- ознакомление детей с понятиями "друг" и "незнакомец", а также с различными типами людей (родственники, знакомые, взрослые, дети и т.д.);

- объяснение детям, какие люди могут быть добрыми и полезными, а какие могут быть злыми и опасными, а также как отличить их по внешнему виду, поведению, речи и т.д.;

- обучение детей правилам поведения с незнакомыми людьми и в общественных местах, таким как: не разговаривать, не принимать подарки, не идти за ними, не открывать дверь, не сообщать личную информацию и т.д.;

- формирование у детей навыков самозащиты и самообороны в случае угрозы или нападения со стороны незнакомых людей, таких как: кричать, бить, бежать, звать на помощь, обращаться к полиции и т.д.;

- развитие у детей умений устанавливать и поддерживать дружеские и партнерские отношения с другими детьми и взрослыми на основе симпатии, доверия, уважения, сотрудничества и т.д.;

- предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций с другими детьми и взрослыми, а также формирование у детей навыков конструктивного решения проблем и способов выражения своих чувств и мнений;

- формирование у детей доверия и уважения к окружающим людям, а также развитие их толерантности и недопущение дискриминации по признакам пола, возраста, национальности, религии и т.д.

Для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста можно использовать сказки. Русские народные сказки - это богатый источник нравственных уроков и жизненных правил. Сказки помогают детям понять, какие поступки и качества являются добрыми и похвальными, а какие - злыми и порицаемыми, а также какие последствия могут наступить за них. Сказки также развивают у детей воображение, логику, речь, память, внимание и т.д.

Для формирования основ безопасного поведения у детей посредством русских народных сказок можно использовать следующие методы и приемы:

- чтение и пересказывание сказок, а также обсуждение их содержания, героев, сюжета, морали и т.д.;

- ролевые и драматические игры по сказкам, а также создание собственных сказок на основе известных;

- художественное оформление сказок с помощью рисования, лепки, аппликации, конструирования и т.д.;

- пение и слушание песен, стихов, потешек, загадок, пословиц и поговорок, связанных со сказками;

- просмотр и анализ мультфильмов, фильмов, спектаклей, выставок, посвященных сказкам.

На примере некоторых русских народных сказок можно показать детям, какие правила безопасного поведения они должны соблюдать в разных ситуациях:

- В сказке "Волк и семеро козлят" дети могут узнать, что нельзя открывать дверь незнакомым людям, не проверив их по голосу, внешнему виду и другим признакам, а также что надо слушаться маму и не нарушать ее запреты.

- В сказке "Гуси-лебеди" дети могут узнать, что нельзя уходить далеко от дома без разрешения родителей, не сообщив им, куда и с кем идешь, а также что надо быть внимательным и осторожным в общении с незнакомыми людьми и животными.

- В сказке "Три медведя" дети могут узнать, что нельзя входить в чужой дом без приглашения, трогать и брать чужие вещи, нарушать чужой порядок и уют, а также что надо быть вежливым и уважительным к хозяевам дома.

- В сказке "Маша и медведь" дети могут узнать, что нельзя сбегать от дома из-за обиды или каприз, рискуя попасть в беду, а также что надо быть хитрым и смелым, чтобы выбраться из лап злого медведя.

- В сказке "Колобок" дети могут узнать, что нельзя доверять всем, кто обращается к тебе с лестью или обещаниями, а также что надо быть умным и находчивым, чтобы не попасть в ловушку хитрых зверей.

- В сказке "Кот, петух и лиса" дети могут узнать, что нельзя верить лживым и хитрым людям, которые хотят обмануть тебя и навредить тебе, а также что надо быть верным и преданным своим друзьям и помогать им в беде.

Ребенок и природа

Другим важным аспектом безопасности жизнедеятельности является безопасность в отношении природы. Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес и любопытство к природе и ее явлениям. Они активно изучают разнообразие природы и ее законы, учатся воспринимать и ценить красоту и гармонию природы, формируют свое экологическое сознание и ответственность за окружающую среду.

Однако в процессе общения с природой дети могут столкнуться с различными опасностями и рисками, такими как: животные, растения, погода, огонь и т.д. Эти опасности могут нанести вред здоровью и жизни детей, а также повредить окружающую среду. Поэтому необходимо формировать у детей правила поведения в природе и защиты от ее опасностей, а также развивать у них любовь и интерес к природе и ее изучению.

Для формирования основ безопасности в отношении природы можно использовать следующие методы и приемы:

- ознакомление детей с разнообразием природы и ее явлениями, а также с основными законами и правилами, которые действуют в природе;

- объяснение детям, какие природные объекты и явления могут быть полезными и красивыми, а какие могут быть опасными и вредными, а также как отличить их по внешним признакам, свойствам, эффектам и т.д.;

- обучение детей правилам поведения в природе и защиты от ее опасностей, таким как: не трогать, не ломать, не рвать, не кормить, не бросать мусор, не разводить костер, не бегать, не шуметь и т.д.;

- развитие у детей навыков безопасного и ответственного обращения с природными ресурсами, такими как: вода, воздух, почва, растения, животные и т.д.;

- формирование у детей экологического сознания и ответственности за окружающую среду, а также развитие их экологической культуры и грамотности;

- формирование у детей любви и интереса к природе и ее изучению, а также развитие их творческих и исследовательских способностей в области природоведения.

Здоровье ребенка

Следующим важным аспектом безопасности жизнедеятельности является здоровье ребенка. Дети дошкольного возраста находятся в периоде интенсивного физического развития и формирования своего организма. В этом возрасте дети нуждаются в правильном и сбалансированном питании, достаточном сне, регулярном отдыхе и физической активности, а также в своевременном профилактическом и лечебном медицинском обслуживании.

Однако в процессе жизни дети могут столкнуться с различными заболеваниями и травмами, такими как: простуды, грипп, аллергии, диатез, кожные заболевания, желудочно-кишечные расстройства, зубные заболевания, падения, ушибы, ссадины, порезы и т.д. Эти заболевания и травмы могут нанести вред здоровью и жизни детей, а также снизить их физическую и психическую активность. Поэтому необходимо формировать у детей правила здорового образа жизни и гигиены, а также развивать у них навыки предупреждения и лечения распространенных заболеваний и травм.

Для формирования основ здоровья ребенка можно использовать следующие методы и приемы:

- ознакомление детей с понятиями "здоровье", "болезнь", "травма", "лекарство", "врач" и т.д., а также с основными факторами, влияющими на здоровье (питание, сон, отдых, физическая активность, гигиена и т.д.);

- объяснение детям, какие заболевания и травмы могут быть частыми и опасными у детей, а также как отличить их по симптомам, причинам, последствиям и т.д.;

- обучение детей правилам здорового образа жизни и гигиены, таким как: регулярно и правильно питаться, достаточно и качественно спать, регулярно и разнообразно отдыхать, ежедневно и умеренно заниматься физической активностью, своевременно и тщательно ухаживать за своим телом, одеждой, постелью и т.д.;

- развитие у детей навыков предупреждения и лечения распространенных заболеваний и травм, таких как: соблюдать режим дня, избегать контактов с больными людьми и животными, укреплять иммунитет, принимать витамины и препараты, соблюдать правила безопасности в быту и на улице, оказывать первую помощь при несчастных случаях и т.д.

Эмоциональное благополучие ребенка

Последним, но не менее важным аспектом безопасности жизнедеятельности, является эмоциональное благополучие ребенка. Дети дошкольного возраста находятся в периоде развития своей эмоциональной сферы и саморегуляции. В этом возрасте дети учатся выражать и управлять своими чувствами и эмоциями, а также понимать и учитывать чувства и эмоции других людей. В этом возрасте дети также формируют свое позитивное отношение и самооценку, а также свою уникальную личность и индивидуальность.

Однако в процессе жизни дети могут столкнуться с различными стрессами, страхами, тревогами, фрустрациями, агрессией, виной, стыдом и т.д., которые могут негативно влиять на их эмоциональное состояние и развитие. Поэтому необходимо формировать у детей правила эмоциональной гигиены и защиты, а также развивать у них навыки эмоциональной компетентности.

Для формирования основ эмоционального благополучия можно использовать следующие методы и приемы:

- ознакомление детей с понятиями "чувство", "эмоция", "настроение", "самочувствие" и т.д., а также с различными видами чувств и эмоций (радость, грусть, гнев, страх, любовь, ненависть и т.д.);

- объяснение детям, какие чувства и эмоции могут быть положительными и полезными, а какие могут быть отрицательными и вредными, а также как отличить их по проявлениям, причинам, последствиям и т.д.;

- обучение детей правилам выражения и управления своими чувствами и эмоциями, таким как: не скрывать, не подавлять, не выплескивать, не передавать, а выражать, понимать, контролировать, регулировать, трансформировать и т.д.;

- развитие у детей навыков понимания чувств и эмоций других людей, а также формирование у них эмпатии, сопереживания, сочувствия, поддержки и т.д.;

- предупреждение и снятие стрессов, страхов и тревог у детей, а также формирование у них навыков релаксации, медитации, дыхания, визуализации, аффирмации и т.д.;

- формирование уникальной личности и индивидуальности у детей, а также развитие их творческого потенциала, способностей, интересов, целей и т.д.

Заключение

В данной статье была исследована проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста и выявлены основные направления и методы ее решения. Было показано, что формирование основ безопасности жизнедеятельности является важной и актуальной задачей, которая требует комплексного и системного подхода, учета особенностей и потребностей детей, а также применения разнообразных методов и приемов.

Вывод: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста способствует не только защите их здоровья, жизни и развития от внешних и внутренних угроз, но и повышению их физического, психического и социального благополучия, а также развитию их личностного потенциала и гармоничной интеграции в общество.

Список литературы:

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2023.-144 с.

2.Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / под ред. В.А. Кузнецова. - М.: Академия, 2019. - 256 с.
2024-03-06 11:01 2024