НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сожигаева А.В. Общение - сердце педагогического процесса

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Аннотация. В статье описывается, что взрослый, организуя общение с детьми, общение детей в игровой деятельности, должен внушать ребенку необходимость хорошего овладения игровыми действиями, культурой речевого общения в игре для реализации игровых задач, сюжета. Также взрослый должен поддерживать стремление ребенка правильно вести себя, правильно строить свои отношения с другими детьми и взрослыми в других видах детской деятельности. Если педагог понимает ребенка, знает, что его интересует, почему он поступает так, а не иначе, умеет найти простые, но нужные слова - проблемы с общением могут не возникать.
Раскрываются этапы, понятия функции речи.
Ключевые слова: профессиональная деятельность воспитателя, педагогическое общение, личность ребенка, игра, психическое развитие дошкольника, мышление, компетенции, развитие эмоциональной сферы ребенка, функции речи.

«Сommunication in the heart of pedagogical process».

Annotation

The topic of the article is communication in the heart of pedagogical process. This article describes how adults can organize communication with children through playing activities and should inspire kids of necessity to master the game activities, the culture of verbal communication in a game to realize the game aims and the plot. Also the adult should motivate the children’s ambitions to behave correctly in building relationships with another children and adults in different kinds of activities. If the educator knows and understands the child, knows why the child does this way and what the child is interested in, the problems in communication don’t arise.
The stages and notions are disclosed in this article.
Key words:
Professional activity of an upbringer- профессиональная деятельность воспитателя
Educational communication- педагогическое общение
The personality of a child- личность ребенка
Game -игра
Psychological development of a child- психическое развитие дошкольника
Thinking -мышление
Competence- компетенции
Emotional development of a child- развитие эмоциональной сферы ребенка
The function of speech- функции речи

Общение – сердце педагогического процесса

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей. Общение является сердцем педагогического процесса. Благодаря общению педагог способствует развитию личности ребёнка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы. Способствует успешной социализации ребёнка в обществе.
Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного для их психического развития микроклимата.
Личность развивается в общении и посредством общения.
Общение - это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. (Лисина).
Вопрос: можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта?
Ответ: Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня «заложила» в будущего гения программу ритмики русского языка. Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития. Педагогически правильное общение с детьми в "зоне ближайшего развития" существенно способствует реализации их потенциальных возможностей, готовит к новым сложным видам деятельности. Форма и содержание его оговариваются задачами, которые педагог пытается решить в работе с дошкольниками.
Так как игра - основной вид детской деятельности – большую роль в развитии общения имеет игрушка.
В дошкольном возрасте сохраняются: разнообразие игрушек, позволяющих развивать игровые действия. Особое место занимают куклы. Для обучения детей способам выражения своего состояния можно использовать невербальные средства общения. Так, например, при чтении стихотворений А. Барто можно использовать игрушки. Научить ребенка (в 3-4 года) брать её в руки и ласково приговаривать, изображать опечаленного мишку, зайку. Также можно использовать игрушки для того, чтобы научить мириться, просить прощение.
Взрослый должен научить ребенка бережно относиться к игрушкам: попросить ласково погладить любимую игрушку, нежно приговаривая: «Хорошая, хорошая». Предложить заглянуть кукле в глаза. Когда девочка баюкает куклу, возит коляску, нужно подсказать ей: « Держи её бережно и не делай ей больно, укрой одеялом, погладь по головке и т. д.»
Такие игры-упражнения можно предлагать и мальчикам, т.к. будущие мужчины тоже должны уметь проявлять заботу и нежность.
Ребенок должен иметь успех в играх-соревнованиях: это обеспечит ему признание со стороны сверстников и эмоционально-положительное общение.
На основе непосредственного речевого общения у ребенка формируется фонематический слух. Целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия у ребенка может стать также средством его умственного развития, формирования речи и коммуникативных способностей.
Общение выполняет не только познавательную функцию, но и выступает своеобразным практическим человековедением, поскольку с его помощью личность познает не только другого человека, но и самого себя. Педагогическому общению присущи такие функции: познание личности; обмен информацией; организация деятельности; обмен ролями; сопереживание; самоутверждения; регулирования совместной деятельности; побуждение личности к действию и взаимодействия.
В дошкольном возрасте общение осуществляется в связи с развитием функции речи: коммуникативной, планирующей и знаковой.
Коммуникативная функция речи развивается еще в раннем детстве. Общение происходит по поводу окружающей ситуации. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить товарищу содержание игры, устройство игрушки и т.д.
Взрослый в общении с ребенком должен чаще давать ему возможность что-либо объяснять. Объяснительная речь только еще начинает развиваться.
Планирующая функция речи, сливаясь с мышлением, становится средством планирования и регуляции поведения.
В 6-7 лет ребенку важно понять сущность требований взрослых, утвердиться в своей правоте. Старший дошкольник стремится быть хорошим, все сделать правильно. Взрослый должен поддерживать стремление ребенка правильно вести себя, правильно строить свои отношения с другими детьми и взрослыми.
Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.
О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте.
Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.
Умение заметить хорошее в детях, их делах, навыках, поведении, сказать об этом вслух, порадоваться этому вместе с ребятами - великий дар, который следует развивать у себя каждому педагогу. Многим детям свойственна неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, а потому им необходима поддержка взрослых вообще.
В любом деле важно создать вокруг человека такую атмосферу, чтобы у него возникло ощущение, что о нем постоянно заботятся, пытаются понять, выяснить его точку зрения, поступают по совести и чистосердечно. Особенно чувствительны и отзывчивы на внимание к себе как полноценной личности сами дети, которые по мере взросления всё отчетливее осознают свое "я" в окружающем их мире.
Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребенку, возможность реализации его компетенций, развитие эмоциональной сферы.
Общение есть сердце живого педагогического процесса, оно придаёт качество этому процессу. Общение гуманное одухотворяет всё в педагогическом процессе. Всё, чем мы пользуемся, – программа, средства, методы, приёмы, формы и т.п. – какими совершенными и новыми их ни назови, качество и смысл приобретают именно в общении. А творцом общения является воспитатель.

Библиографический список

1.       Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003.
2.       Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева.-М.: Мысль, 1978.-216с.
3.       Грехнев В.С. Культура педагогического общения. М.:Просв., 2000.
4.       Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Педагогика, 1994.
5.       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл, 2004.- 352с.
6.       Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.
2019