НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кононова Е. А. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс для обеспечения эффективности логопедической работы

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
В настоящее время количество детей, имеющих речевые нарушения, растёт, а родители из-за экономического неблагополучия, социальной нестабильности и по другим причинам, всё меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. Поэтому следует показать родителям, как важно правильно формировать речь детей, объяснить необходимость закрепления, достигнутого на логопедических занятиях, показать, что без их участия и поддержки результат работы будет минимальным. Для благополучного речевого развития ребёнка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Всё это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.
Основной целью моей работы является активизация родителей, вовлечение их в коррекционный процесс для того, чтобы он был последовательным и максимально результативным.
Работа по коррекции речи в условиях группы общеразвивающей направленности встраивается в общеобразовательный процесс, а не идёт с ним параллельно, как это принято в группах компенсирующей направленности. Воспитатели массовых групп в силу определённых обстоятельств не могут оказать учителю-логопеду полноценную помощь. Поэтому важно убедить родителей детей, посещающих группы общеразвивающей направленности, в необходимости регулярного (ежедневного) закрепления достигнутых умений и навыков для повышения эффективности и качества результата логопедической работы. Родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, включаться во все виды деятельности и не быть сторонними наблюдателями.
У детей 5-6-летнего возраста с нарушениями речи наблюдаются следующие недостатки:
- слабо развит фонематический слух;
- дошкольники затрудняются делить предложения на отдельные слова;
- затрудняются делить слова на слоги;
- затрудняются давать характеристику звукам;
- не подбирают к звуковым моделям соответствующие слова;
- недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин.
Все перечисленные недостатки наблюдаются у детей, которым я оказываю коррекционную помощь в условиях группы общеразвивающей направленности. Отсюда вытекают основные направления моей работы с детьми:
1.       Развитие фонематического восприятия.
2.       Работа над звукопроизношением.
3.       Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4.       Обогащение и активизация словарного запаса, развитие практического умения пользоваться им.
5.       Развитие грамматических навыков.
6.       Развитие связной речи.
В связи с вышесказанным актуальным становится поиск наиболее эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения уровня компетентности родителей по вопросам развития речи, получения родителями новых знаний, расширения возможностей сотрудничества со своими детьми для улучшения результатов коррекционной работы.
Я использую в работе с родителями индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные формы работы. В своей работе активно использую следующие формы, позволяющие повысить компетентность родителей, и включаю их в коррекционный образовательный процесс:
- родительские собрания («Давайте работать вместе», «ФФНР: причины и пути коррекции», «Развитие речи детей 6-7 лет», «Первый раз в первый класс: что должен знать и уметь ребёнок» и др.);
- анкетирование («Сбор анамнестических данных»);
- памятки (по выполнению домашних заданий);
- выставки литературы, пособий и игр по артикуляционной гимнастике, по развитию мелкой моторики, по развитию фонематического восприятия;
- родительские пятиминутки (по проведению артикуляционной гимнастики, по автоматизации поставленных звуков);
- тренинги и семинары-практикумы («Артикуляционная гимнастика как профилактика нарушений звукопроизношения», пальчиковые игротренинги «Пальцы помогают говорить», «Роль дыхательной гимнастики в коррекции речи»);
- открытые занятия по подготовке к обучению грамоте (в начале учебного года и в конце);
- разработка детско-родительских образовательных проектов «Со звуками играем – речь развиваем», «Тайны гласных звуков и букв»;
- выпуск газеты «Шпаргалка для родителей» с играми на развитие звукобуквенного анализа и синтеза у детей в домашних условиях;
- «Почтовый ящик»;
- родительский университет (включает цикл занятий с родителями разных возрастных групп).
Памятки для родителей использую с начала учебного года. Тематика их разнообразна. Их удобно вкладывать в тетрадь с домашними заданиями. Основные требования к памятке – это краткость и доступность информации. Памятки очень помогают родителям, так как имеющихся у них знаний не всегда хватает для качественного и правильного выполнения домашнего задания с ребёнком.
На родительских собраниях закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на развитие детей. Родительские собрания – это действенная форма в работе логопеда с родителями, здесь я знакомлю родителей с задачами, содержанием и методами коррекционного процесса в условиях группы общеразвивающей направленности детского сада и семьи. Первое родительское собрание обычно провожу в конце сентября. На этом собрании раскрываю необходимость специального направления – обучения детей в условиях группы общеразвивающей направленности; информирую об организации логопедической работы в течение учебного года, а также об основных особенностях поставленных речевых диагнозов. Никогда не превращаю родительское собрание в формальное информирование, использую разнообразные приёмы и методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Список прилагательных и определений», «Ласковые, добрые слова» (например, подберите слова по темам), «Ассоциации», «Быстрые ответы»; даю практические задания, разучиваю артикуляционную гимнастику и т.п., именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок. На последующих собраниях подводим итоги проделанной работы.
Индивидуальные консультации – это одна из форм работы, которые помогают мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй. От того, как протекают первые встречи с родителями, зависит наше дальнейшее сотрудничество. Для беседы ограничиваюсь узким кругом вопросов, и стараюсь на более доступном языке проводить разговор, т.к. «рабочие» термины часто не понятны родителям и могут создавать барьер в общении. Обязательно включаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем. Часто совмещаю с показом открытого индивидуального занятия.
Семинары-практикумы также помогают мне вооружать родителей практическими приёмами работы. Родители, играя со мной и друг с другом, обязательно поиграют и с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. Данная форма работы способствует практическому включению родителей в коррекционно-педагогический процесс. Такая форма даёт эффект обратной связи между учителем-логопедом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.
На мой взгляд, одной из самых эффективных форм являются открытые фронтальные занятия. Работая с детьми групп общеразвивающей направленности, провожу открытые занятия по подготовке к обучению грамоте с целью, чтобы родители увидели, какими знаниями дети владеют на начальном этапе и каких знаний достигают после совместной коррекционной работы. Родителям нравится посещать такие занятия, вследствие этого они более активно участвуют в коррекционной работе. Родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.
Во все формы работы с родителями в обязательном порядке включаю практические задания (артикуляционные упражнения, элементы дыхательной гимнастики, пальчиковые игры, игры с мячом и др.). Когда теория подкрепляется наглядностью и практикой, то результат будет более значительным.
Участвуя в образовательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению с детьми домашних заданий, тем самым способствуя устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Для выявления исходного и итогового уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции на основе опросов, анкетирования, беседы и ознакомления родителей с логопедической диагностикой использовала следующие критерии оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей:
1.       Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению речевых нарушений.
2.       Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия с учителем-логопедом.
3.       Наличие определённого минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребёнка.
4.       Понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями.
5.       Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.
6.       Способность вызывать интерес к занятию с ребёнком.
7.       Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.
В соответствии с этими критериями выделила четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей: высокий уровень, выше среднего, средний, низкий.
Исследование показало, что в начале учебного года 8% родителей имели достаточный (высокий) уровень коррекционно-логопедической компетентности, 17% - выше среднего, 50% - средний, 25%-низкий. После проведённой работы по повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей в конце учебного года результаты были следующие: высокий уровень – 29%, выше среднего – 50%, средний – 21%, низкий уровень отсутствовал. Таким образом, проведённая работа позволила значительно повысить уровень компетентности родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что сложилась определённая система в работе учителя-логопеда по вовлечению родителей в коррекционно-образовательный процесс для обеспечения эффективности логопедической работы. Использование разнообразных активных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, создана атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания. Посещаемость проводимых мероприятий с родителями составляет 90-95%.
Приведённые примеры не исчерпывают всего многообразия моей работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и логопеда, родительские собрания интересными и запоминающимися. Не останавливаясь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
В дальнейшем планирую включить такие формы работы, как:
- фотовыставки;
- создание совместно с родителями альбомов «Место звука в слове», «Звуковые картинки», «Цепочка слов»;
- презентацию детских рисунков «Разноцветный алфавит»;
- оформление стенда «Звезда недели» - личностной стены (как экрана достижений детей);
- более активное использование ИКТ для организации взаимодействия с родителями и включения их в коррекционно-образовательный процесс.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьёй является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, т.к. тесный контакт логопеда и родителей – это важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Список использованной литературы
1.       Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. – 58 с.
2.       Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
3.       Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
4.       Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
5.       Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)- Москва, 2006.
6.       Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
 
2022