НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Жукова И.С. Детский сад как современное образовательное пространство взрослых и детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (28) https://f.almanah.su/28.pdf


Человек усваивает знания и умения (т.е. учится) в процессе различных видов деятельности и форм общения с другими людьми. Усвоение (учение) тесно связано со своеобразием всех этих процессов, которые с возрастом человека значительно меняются. Сказанное означает, что усвоение имеет множество свойств и характеристик, исследовать которые можно только в контексте исторического и онтогенетического развития деятельности и общения человека. Именно в их развитии происходят становление усвоения (учения), приобретение самых разных способов его осуществления.
Так, в дошкольном возрасте, для которого ведущей деятельностью является – игровая, осуществляемая вместе с другими ее видами (виды деятельности по ФГОС ДО), в процессах их формирования и выполнения дети осваивают вполне определённые знания и умения. Поскольку в дошкольном возрасте целенаправленному и прямому обучению детей отводится сравнительно мало времени, то дети усваивают знания и умения чаще всего непреднамеренно, непроизвольно.
Задачей педагогического коллектива нашего учреждения стало – создание единого образовательного, развивающего пространства в помещении детского сада, а именно в тех помещениях, где находятся и перемещаются дети, родители, и другие участники образовательного процесса. Идея создания единого развивающего пространства возникла неспроста. Являясь полноценными участникам образовательного процесса, родители и другие взрослые участвующие в воспитании ребенка испытывают дефицит некой информации, которая способна помочь ребенку в освоении знаний полученных в ходе участия в исследовательских и познавательных проектах реализуемых нашим учреждением.
На сегодняшний день в детском саду реализовано несколько детско-родительских проектов под названием «Таинственный космос», «Мира не узнаешь, не зная края своего», «У лукоморья..» (Среда по ознакомлению детей и родителей с произведениями и биографией А.С.Пушкина.), «Этнографический мини - музей Хабаровского края».
Приходя в детский сад, по дороге в свою группу либо уходя вечером домой, ребята вместе с родителями попадают в ту среду, которая направляет ребенка на поиск ответов на те, или иные возникающие вопросы, связанные с познанием окружающего мира. Таким образом, в холле детского сада, где оформлено пространство по ознакомлению с Хабаровским краем «Мира не узнаешь, не зная края своего», родители могут подробно рассмотреть карту Хабаровского края, макет родного села, где можно увидеть наш детский сад и знакомые детям объекты. Либо с помощью смартфона узнать все о семи чудесах Хабаровского края и его краснокнижных обитателях используя программу чтения QR-кодов (рисунок 1, 2).

 Рисунок 1. Баннер с QR-кодами «7чудес Хабаровсокого края»

Рисунок 2. Пространство по ознакомлению с Хабаровским краем «Мира не узнаешь, не зная края твоего»

Так же для свободного посещения детьми и родителями, открывает дверь «Мини - этнографический музей» в котором дети могут познакомиться с культурой и бытом коренных народов Хабаровского края, узнать об истории народной игрушкой, прикоснуться к народным куклам, потрогать и поиграть, погрузиться в атмосферу, в которой жили наши предки. Оборудование и экспонаты рассчитаны на тактильное взаимодействие детей с предметами, а значит, является безопасным, привлекательным для детей (рисунок 3,4). Смею заметить, что некоторые особенности быта коренных народов Хабаровского края и Дальнего Востока стали открытием для взрослых участников образовательного процесса – для родителей наших воспитанников. Родители месте с детьми сначала получают ценную информацию, получая знания в разных формах беседуют, обсуждают, делятся впечатлениям в кругу семьи, что несомненно помогает ребенку глубже погрузиться в тематику Проекта, оставив в памяти неизгладимый след.

Рисунок 3. Знакомство с народной игушкой

Рисунок 4. Эвенкийский чум.

Особой гордостью нашего детского сада является реализация проекта по созданию образовательного пространства «Таинственный космос». Вдоль лестничных маршей, ведущих в группы, разместилась «Солнечная система» в создании которой участвовали сами дети. Работа была творческая, увлекательная, и проводилась в несколько этапов:
·          Первый этап. Подготовка массы под названием «Бумажное тесто» в состав которого вошли – клей ПВА, туалетная бумага и вода (рис.5), создание заготовок для будущих макетов планет Солнечной системы (рис 6).

Рисунок 5.Готовим массу для лепки «Бумажное тесто»

 Рисунок 6. Заготовки для будущих планет солнечной системы
·          Второй этап. Подготовка стен, фона для оформления графической модели «Солнечная система», создание эскиза.
·          Третий этап. Крепление с помощью монтажного клея заготовок будущих звезд и планет к стене.
·          Четвертый этап. Художественное оформление «Таинственного космоса». (рисунок 7)

Рисунок 7. Художественное офомление модели солненой системы

Рисунок 8. Готовая модель солнечной системы
По завершению основной части проекта было проведено развлечение для детей «Если только захотеть, можно в космос полететь!». Ежедневно проходя мимо, дети повторяют названия планет вместе с родителями, а солнечная система регулярно пополняется новыми фотографиями, информацией о космонавтах, великих ученых открывших для нас удивительный мир космоса.
Таким образом, дети и взрослые, непроизвольно погружаются в развивающую среду, невольно запоминают информацию, расширяют кругозор, проявляют любознательность, усваивают знания через различные методы обучения, такие как наглядные, игровые, словесные, практические. Создавая развивающую среду, педагоги и родители нашего учреждения имеют возможность познавать новое неизведанное, закреплять пройденное, не прибегая к традиционным, являющимся уже рутинными формам образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, а самое главное направлять ребенка на самостоятельный поиск информации.

Библиографический список

1.       Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М. ИНТОР. 1996 г.
2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
2020