Исследовательская и проектная деятельность

Кукушкина А.А. Музеи – хранители исторической памяти (на примере экспозиции Музея природы Урала)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf

Проблема сохранения исторической памяти народа – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, деяний прошлых поколений рвётся нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений. И по определению, и фактически музеи, библиотеки, архивы являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей датируемой истории человечества. 
В настоящее время в мире наблюдаются явно выраженные деструктивные тенденции по отношению к культурному наследию. Акты разрушения проводятся как частными лицами, так и организациями, легальными или нелегальными, и даже государственными структурами.
Музеи организуют и корректируют деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и его передачи потомкам, без чего бы эта деятельность приобрела разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
Современный человек находится в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. В наше время ускоренными темпами идёт развитие знаний,  побуждая общество сохранять подобные предметы. Эти предметы, в свою очередь, – реальные признаки уходящей культуры, которые связывают нас с предками [3]. Для хранения, исследований и представлений таких предметов существуют музеи, которые играют важную роль в сохранении исторического наследия, передающие культурный опыт от поколения к поколению, хранящие память о вечных ценностях, делающих человека человеком [9].
Музеи – это не только место, где собраны и хранятся артефакты, но и отражение её научной, эстетической, педагогической сторон. Нельзя не отметить и воспитательно-образовательную деятельность музеев, являющихся центром культурного досуга и коммуникации [1].
Однако на сегодняшний день особую актуальность приобретают вопросы: «Для чего посещает музеи молодёжь? Насколько осознанно происходит приобщение к культуре родного края, города?» Выбранная тема индивидуального проекта: «Музеи – хранители исторической памяти», является желанием определить истоки возникновения Музея природы Урала, с целью привлечения внимания сверстников к культурному феномену.
Национальный проект «Культура» подтверждает актуальность выбранной темы:
- определяет стратегию и направления развития инфраструктуры культуры;
- реализует творческий потенциал нации;
- формирует информационные пространства в сфере культуры.
Главные задачи проекта «Культура» – сохранить и приумножить богатейшие культурные традиции российских народов и народностей [10].
В Свердловской области успешно реализуется национальный проект «Культура», рассчитанный до 2024 года. За это время инициаторы и исполнители проекта планируют создать и отремонтировать 24 объекта культуры, оборудовать 99 организаций культуры, поддержать 54 любительских творческих коллектива, 114 проектов некоммерческих организаций, повысить квалификацию 2100 специалистов и привлечь в культуру 300 волонтёров, создать 16 виртуальных концертных залов и оцифровать 60 книжных памятников [11].
В музейной сфере на данный момент уже создано 8 мультимедиагидов с технологией дополнительной реальности на платформе ARtefact для музеев г. Екатеринбурга и Свердловской области. К 2024 году планируется создать подобные гиды для 27 музеев [12].
Исходя из вышесказанного, можно выявить проблему: как привлечь студентов колледжа к посещению музеев?
Объектом исследования является экспозиционно-выставочная деятельность Музея природы Урала.
Предметом исследования является тематический раздел экспозиции «Природа Свердловской области. Многообразие живого мира вокруг нас» Музея природы Урала.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и результатов анкетирования создать видеоэкскурсию «Музеи – хранители исторической памяти» (на примере экспозиции Музея природы Урала) для студентов I курса педагогического колледжа.
Для достижения поставленной цели, представляется необходимым последовательное решение следующих задач:
1. Рассмотреть Екатеринбургский Музей природы Урала как учреждение культуры.
2. Провести опрос обучающихся I курса ГАПОУ СО «СОПК» для выявления их осведомлённости об основных понятиях: музей как учреждение культуры, краеведческий музей, Музей природы Урала.
3. Разработать видеоэкскурсию по теме исследования.
Методы исследования: анализ, анкетирование обучающихся I курса «СОПК»,  сбор информации,  проектирование.
Ключевыми понятиями нашего исследования являются:
- музей;
- краеведение;
- краеведческий музей;
- историческая память.
Практическая значимость проектной работы состоит в том, что её результаты, полученные в ходе исследования выводы, возможность использования видеоэкскурсии на предмете «Культура Урала» для обучающихся I курса.
Проанализировав литературные и интернет источники, выяснилось: в словаре русского языка А.П. Евгеньевой, музей – учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес и т.п. Например, музей изобразительных искусств, исторический музей, зоологический музей. От греч. μουσει̃ον – храм муз [7].
Музей (от греч. – Дом Муз) – учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [13].
Из словаря Д.Н. Ушакова выяснили, что музей (греч. museion, букв. храм муз). Учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников истории и искусств, а также естественнонаучных коллекций и ведущее культурно-просветительную работу [8].
В словаре С.И. Ожегова музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [6].
В современном понимании – это учреждение, которое собирает, хранит и изучает памятники различных культур и народов.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых) [2].
В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) – Международного совета музеев для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 тысяч участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями [4]. Согласно определению из устава Международного совета музеев – «Музей – это учреждение с постоянным местом расположения, которое служит на благо развития общества, будучи открытым для публики. Музеи приобретают, сберегают, изучают экспонаты, проводят выставки и презентации с целью обучения, развлечения и духовного и материального насыщения человека» [5]. Ассоциация музеев говорит об этом несколько по-другому – музеи представляют для людей свои коллекции, с целью вызвать вдохновение и восхищение, а также научить. Это учреждения, которые собирают. Охраняют и делают доступными предметы и образцы, которые они сохраняют для общества [9].
Таким образом, сделаем вывод: музей – это учреждение, которое собирает, хранит и изучает памятники различных культур и народов, ведущее культурно-просветительскую работу.
История Свердловского областного краеведческого музея объединяет три века [14]. Она связала судьбы Василия Татищева и династии Романовых, Петра Чайковского и Александра Попова, Павла Бажова и Эрнста Неизвестного. Экспонаты музея хранят память о людях, событиях, трагедиях и достижениях.
Музей расположен в двух частях света – Европе и Азии. Свердловский краеведческий музей самый крупный на Урале. Его 18 площадок находятся в семи городах и двух посёлках Свердловской области. Ближайший к г. Екатеринбургу филиал музей Золота в г. Берёзовском, а до самой дальней площадки музее Декабристов в г. Туринске 260 км. Каждый филиал встречает посетителей своими диковинками. Например, в посёлке Арти можно увидеть коллекцию знаменитых артинских кос и серпов, а в г. Асбесте – изделия из минералов. Город Полевской прославили древние птицевидные идолы и коса хозяйки медной горы. В Пышминском музее знакомят с историей Сибирского тракта, а посетителей Сысертского филиала раскрывают секреты старинной заводской казны.
Музей создал швейцарец Онисим Клер. Клер приехал в Россию в 60-х годах ХIХ века в поисках места преподавателя французского языка. В г. Екатеринбурге он служил в мужской гимназии (нынешняя гимназия № 9). Но, главной его страстью было естествознание. В свободное время Онисим Егорович исследовал природу Урала и в 1870 году основал Уральское общество любителей естествознания, музей и библиотеку. Фонды музея до сих пор хранят книги, гербарные листы, археологические находки и научные публикации Онисима Клера.
Музей природы Урала в г. Екатеринбурге – это старейший отдел крупнейшего на Урале музейного объединения. Одна из площадок Свердловского областного краеведческого музея. Музей природы стал одним из первых филиалов и открыл свои двери для первых посетителей в 1889 году. К моменту открытия в арсенале музея уже были собраны различные экспонаты, большинство из которых передавали частные лица. Так, буквально за год до официального начала работы выставочного зала коллекцию пополнили предметы (в количестве более трёх тысяч), которые граф Стенбок-Фермор обнаружил в районе Шигирского торфяника. Ещё чуть раньше музею удалось завладеть скелетом широкорогого оленя, проживавшего 6 тысяч лет назад. С годами коллекция продолжала пополняться. На сегодняшний день она насчитывает более 60 тысяч экспонатов. Здание музея расположено на Плотине Городского пруда прямо за водонапорной башней в центре города. Раньше в этих зданиях размещался железоделательный завод, затем монетный двор, а теперь исторические экспозиции о нашем родном крае.
Музей ставит перед собой задачу показать нам, каким был Урал когда-то и насколько многообразен сегодня. И отлично с этой задачей справляется: экспонаты музея наглядно иллюстрируют основные этапы формирования Уральских гор, растения и животные ушедших эпох, показывают флору и фауну современного Урала. В Музее природы Урала можно узнать: как устроен наш мир; по каким биологическим законам он живёт; что в природе нет мелочей или случайностей, каждый представитель живой природы одинаково значим и ценен. Эту простую истину пытаются напомнить в Музее природы Урала.
Знакомство с музеем начинается с палеонтологического отдела. Наиболее известными экспонатами считаются скелеты мамонта, широкорогого оленя и пещерного медведя. Правда, лишь пещерный медведь может похвастаться тем, что все кости принадлежат ему. Все эти три экспоната собрали учёные-экологи Александр Воробьёв и Михаил Чепраков, сотрудники лаборатории исторической экологии института. Рядом со скелетами расположены фотоснимки, выполненные прямо во время раскопок (Приложение 1).
На великолепных диорамах изображены представители животного мира. Каждая из диорам предлагает взглянуть на животных в их родной обстановке. И не всегда эта обстановка умиротворяющая – некоторые из диорам раскрывают непростые взаимоотношения разных видов.
Огромная коллекция чучел животных, птиц и насекомых, которые обитают на территории нашего края, либо появляются здесь во время миграции. Рядом с каждым чучелом находится картина, где живописно изображён представитель местной фауны (Приложение 2).
Здесь же можно взглянуть и на ихтиофауну Урала, хотя выглядит она менее зрелищно по сравнению с животным миром.
Можно обязательно заглянуть в так называемый «Кабинет редкостей». Здесь собраны различные животные и насекомые из дальних стран, а также несколько экспонатов, подходящих для кунсткамеры.
А главная достопримечательность «Кабинета редкостей» — чучело крокодила Коли. Этот нильский долгожитель (обитавший в нашем зоопарке) был признан самым старым крокодилом в мире. «Известный екатеринбуржец» прожил в зоопарке со дня его основания целых 65 лет, пережив и войну, и послевоенное тяжёлое время!
Урал – кладезь минералогических находок. Поэтому, музей располагает небольшой коллекцией уральских самоцветов. В музее можно увидеть во всей её многогранности – природу Урала.
Сегодня Музей природы – это один из центров экологического просвещения в г. Екатеринбурге. Место, где с ранних лет екатеринбуржцы узнают о природе родного края, жизни растений, повадках животных и птиц. Учатся ценить всё живое.
Исходя из вышесказанного, сделаем вывод: проблема сохранения исторической памяти народа – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, деяний прошлых поколений рвётся нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений. И по определению, и фактически музеи, библиотеки, архивы являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей датируемой истории человечества. 
В настоящее время в мире наблюдаются явно выраженные деструктивные тенденции по отношению к культурному наследию. Акты разрушения проводятся как частными лицами, так и организациями, легальными или нелегальными, и даже государственными структурами.
Музеи организуют и корректируют деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и его передачи потомкам, без чего бы эта деятельность приобрела разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Поэтому, Музей природы Урала в меняющемся мире остаётся важным проводником и хранителем исторической памяти [15].

Создание видеоэкскурсии для студентов I курса колледжа

Проанализировав литературные и интернет-источники по теме исследования, были сделаны выводы, последовательно решены задачи.  Екатеринбургский Музей природы Урала был рассмотрен как учреждение культуры. Проведён опрос обучающихся I курса ГАПОУ СО «СОПК» для выявления их осведомлённости об основных понятиях [https://forms.gle/xhcRnUhQBYzUsWDf7].
В опросе приняли участие студенты I курса разных специальностей:
3,2 % - Педагогика дополнительного образования;
6,5 % - Социально-культурная деятельность;
12,9 % - Физическая культура;
16,1 % - Дошкольное образование;
16,1 % - Музыкальное образование;
45,2 % - Преподавание в начальных классах.
Первокурсники ответили на ряд вопросов (Приложение 3, диаграммы).

вопрос

ответ

1

Как часто Вы посещаете музеи?
16,1 % - раз в месяц
19,4 % - не посещают
64,5 % - раз в год

2

Знаете ли Вы что такое музей?
12,9 % - нет, не знают
87,1 % - да, знают

3

Что такое музей?
2 % - «культурное место»
88 % - «учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью»

4

Когда в последний раз Вы были в музее?
45 % - месяц назад
55 % - год назад

5

Какие музеи Вы предпочитаете посещать?
80, 6 % - изобразительный
38,7 % - виртуальный и краеведческий
35,5 % - исторический
29 % - специализированный
25,8 % - археологический
22,6 % - научно-технический

6

Какие знаменитые музеи мира Вам известны?
55 % - Эрмитаж
30 % - Третьяковская галерея
8 % - Лувр
7 % - музей П.П. Бажова

7

Какие знаменитые музеи России Вам известны?
60 % - Эрмитаж
40 % - Третьяковская галерея

8

Какие музеи г. Екатеринбурга Вы знаете?
60 % - Краеведческий
25 % - музей П.П. Бажова
15 % - Музей природы Урала

9

Посещали ли Вы «Музей природы Урала» г. Екатеринбурга?
64,5 % - нет
35,5 % - да
 
На основании этих результатов можно сделать вывод:
Первокурсники имеют представление о музеях, посещая их хотя бы один раз в год. Предпочтение отдаётся музеям, связанным с изобразительным искусством и краеведением. О Музее природы Урала студенты мало информированы.
Таким образом, завершающим этапом работы было: создание видеоэкскурсии по теме исследования «Музеи – хранители исторической памяти» (на примере экспозиции Музея природы Урала).
Цель видеоэкскурсии: познакомить обучающихся I курса ГАПОУ СО «СОПК» с тематическим разделом экспозиции «Природа Свердловской области. Многообразие живого мира вокруг нас» Музея природы Урала.
Создание видеоэкскурсии оказался процессом непростым и являлся результатом двух этапов: подготовка и показ пользователям. Этапы связаны между собой, взаимообусловлены. Весь продуманный процесс создания видеоэкскурсии сводился к следующим действиям:
- встреча и обсуждение индивидуального проекта с заведующей Музеем природы Урала Еленой Сергеевной Скурыхиной, давшей рекомендации по созданию видеоматериала и рассказавшей интересные факты о музее;
- выбор материала, который войдёт в видеоэкскурсию;
- обработка полученных результатов, создание из ряда отдельных фото и видеоматериалов;
- программирование эффектов интерактивности (программа EDIUS) (Приложение 4).
Объекты видеоэкскурсии: представители флоры и фауны Урала разных эпох (от древности до современности).

Специфика: видеоэкскурсия – форма обучения, сочетающая рассказ с демонстрацией наглядного материала: экспонатов Музея природы Урала.

Применение: по просьбе заведующей Музея природы Урала Е.С. Скурыхиной видеоматериал размещён на сайте во ВКонтакте (https://vk.com/wall-131506215_1841).
Созданная видеоэкскурсия может быть использована на предмете «Культура Урала» для обучающихся I курса «СОПК» (https://youtu.be/Sx3ZZtaluHE).
Видеоэкскурсия подготовлена в помощь учителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям колледжей при организации и проведении культурно-досуговых мероприятий с обучающимися.

Заключение

В процессе работы над проектом мы выяснили, что проблема сохранения исторической памяти народа – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Она важна для любой нации. Без знания истории края, своих корней, деяний прошлых поколений рвётся нить, связующая эпохи, рушится преемственность поколений. И по определению, и фактически музеи, библиотеки, архивы являются основными хранителями исторической памяти, оставаясь таковыми на протяжении всей датируемой истории человечества. 
В результате проведённого исследования мы выяснили, что первокурсники имеют представление о музеях, посещая их хотя бы один раз в год. Предпочтение отдаётся музеям, связанным с изобразительным искусством и краеведением. О Музее природы Урала студенты мало информированы. Таким образом, встал вопрос создания видеоэкскурсии по теме исследования, которая позволит обучающимся I курса ГАПОУ СО «СОПК» познакомиться с тематическим разделом экспозиции «Природа Свердловской области. Многообразие живого мира вокруг нас» Музея природы Урала.
Наша работа в рамках исследовательского проекта позволила создать видеоэкскурсию продолжительностью 2 минуты.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что её результаты, полученные в ходе работы выводы, возможность использования видеоэкскурсии на предмете «Культура Урала» для обучающихся I курса.
В заключении необходимо отметить, что музеи организуют и корректируют деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и его передачи потомкам, без чего бы эта деятельность приобрела разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Поэтому, Музей природы Урала в меняющемся мире остаётся важным проводником и хранителем исторической памяти.

Список литературы

1. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Социологические исследования. — Москва: Издательство СОЦИС, 2014. — 52 с. — FB 9 04-10/1642-2. — Текст: электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002734932 (дата обращения: 22.11.2021).
2. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич; Санкт-Петербург. гос. ун-т культуры и искусств. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с. – ISBN 5-94708-035-43.     — Текст: электронный // Файловый архив студентов [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/6188264/ (дата обращения: 09.11.2021).
3.   Каган М.С. Философия культуры: учебное пособие для вузов / М. С. Каган. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06178-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471848 (дата обращения: 24.11.2021).
4. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. 2003. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml  (дата обращения: 12.11.2021).
5. Международно-правовые документы по вопросам культуры / Сост. и науч. ред. сборника проф. Запесоцкий А.С – СПбГУП, 1996. - С. 359-360. (дата обращения: 10.11.2021).
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И. [и др.]; под редакцией С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова. – Москва: Издательство ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с. – ISBN 5-89285-003-X. – Текст: непосредственный (дата обращения: 15.11.2021).
7. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 2019. — 702 с. — Текст: электронный // ФЭБ [сайт]. — URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (дата обращения: 16.11.2021).
8. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской кн., 2008. — 959 с. — ISBN 978-5-903036-99-8 — Текст: электронный // Российская государственная библиотека [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003496179 (дата обращения: 16.11.2021).
9. Музеи России. Типы музеев – Режим доступа: http://www.museum.ru/Mus/type.asp (дата обращения: 16.11.2021).
10. Национальный проект «Культура» 2019-2024. Задачи – Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/culture/projects/natsional-nyy-proyekt-kul-tura (дата обращения: 12.11.2021).
11. Национальный проект «Культура». Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера – Режим доступа: https://uole-museum.ru/natsproekt-kultura/ (дата обращения: 12.11.2021).
12. Национальный проект «Культура». Официальный сайт правительства Свердловской области – Режим доступа:  http://midural.ru/news/on_the_eve/document152522/ (дата обращения: 12.11.2021).
13. Музей. Свободная энциклопедия. Википедия – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей (дата обращения: 18.11.2021).
14. Размустова Т.О. Обращение к истокам российского краеведения.// Концептуальные проблемы музейной энциклопедии. Сб. науч. тр. НИИ культуры. М. 1990 (дата обращения: 10.11.2021).
15. Чупрынников С.А. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2020. — Вып. 4 (269). — С. 54–61 (дата обращения: 12.11.2021).














Приложения

Приложение 1

Рисунок 1. Скелет широкорогого оленя



Рисунок 2. Скелет медведя

Приложение 2

Рисунок 3. Чучело лосей

Рисунок 4. Чучело бобра

Приложение 3



2022-07-12 16:02 2022