Исследовательская и проектная деятельность

Крючкова А.А., Лютина А.С. Развитие творческих способностей

Библиографическое описание:
Крючкова А.А., Лютина А.С. Развитие творческих способностей // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/73-1.pdf.

Если рассматривать понятие творчества по американскому ученому П. Хилл, то можно выделить следующее – творчество – это, успешный полёт мысли, за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствует созданию вещей, которые были неизвестны ранее.

Если изучить многие материалы и книги, то можно увидеть, что многие психологи и даже философы выделяют следующие типы поведения: адаптивное (здесь подразумевается, гибкое поведение – возможность переключаться в нужный момент времени), а также креативное (а точнее созидательное разрушение). Человек, занимаясь творчеством, создает новую реальность, которая в свою очередь может быть осмыслена и использована другими людьми [4].

В целом, в психологии существует как минимум три основных подхода к пробле ме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность вы ступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты.

2. Творческая способность – самостоятельный фактор, который не зависит от интеллекта. Между уровнем интеллекта и уров нем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творчес ких способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы пси хической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер).

Нужно отметить, что в творчестве главное – внутренняя активность (акт создания «идеала») образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность тут лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса, как душевного акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Абсолютно любые исследователи в процессе выделения признаков творческого акта подчеркнули его бессознательность, спонтанность и невозможность контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

Наиболее распространены «божественная» и «демоническая» версии атрибуции причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения.

В следствие этого можно отметить тенденцию, которая наблюдается у многих авторов к отрешению от авторства. Поскольку писал не я, а Бог, дьявол, дух, «внутренний голос», то творец осознает себя инструментом посторонней силы.

Приведем ситуацию, поэт, когда начинает стихотворение, чаще всего не предполагает, чем оно закончится, часто получается результат даже лучше, чем он ожидал, мысль заходит дальше, чем он рассчитывал. Этот момент, когда будущее языка вмешивается в настоящее. В таком состоянии даже отсутствует ощущение личной инициативы и не чувствуется личной заслуги при создании творческого продукта, в человека как бы вселяется чуждый дух, или ему внушают мысли, образы, чувства извне. Это переживание приводит к неожиданному эффекту: творец начинает с равнодушием относиться к своим творениям или, более того, с отвращением. Возникает так называемая пост творческая сатурация.

Автор отчуждается от своего труда. При выполнении же целесообразной деятельности, в том числе - трудовой, присутствует противоположный эффект, а именно - «эффект вложенной деятельности». Чем больше человек затратил усилий на достижение цели, производство продукта, тем большую эмоциональную значимость этот продукт для него приобретает [9].

Активность бессознательного в творческом процессе сопряжена с особым состоянием сознания, творческий акт иногда совершается во сне, в состоянии опьянения и под наркозом. Для того, чтобы внешними средствами воспроизвести это состояние, многие прибегали к искусственной стимуляции.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - второй основной его признак. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего.

Спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного, говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию [10].

В психологии существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Творческий тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

2. Творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем творчества есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и творчество образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т. е. нет творческих личностей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низким уровнем творческих способностей.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта.

Человек всегда осознанно или неосознанно стремится создавать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам.

Сперва стоит разобрать как происходит с самого раннего детства развитие творческих способностей у всех.

Один из важнейших факторов творческого развития у детей является создание условий для формирования творческих способностей. Вот шесть условий успешного развития творческих способностей:

Самое первое, важно чтобы происходило, конечно же, физическое развитие, то есть самое простое – это, плавание, гимнастика, затем чтение, знакомство с разными инструментами [2].

Второе важное условие для развития творческих способностей, создание обстановки, опережающей развитие детей. Подразумевается, что необходимо окружить ребенка средой и системой, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность и способствовали развитию тех качеств, которые на данный момент наиболее эффективно развиваются.

Третье условие вытекает из характера самого творческого процесса, который требует максимальных затрат сил. Чем успешнее человек добирается до так называемого верха своих возможностей, тем более эффективно развиваются способности. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. В данный период необходимо как можно больше и чаще заниматься творчеством.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно сти, в чере довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Для творчества также необходимо комфортное психологи ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от крытий. Важно постоянно сти мулировать ребенка к творчеству проявлять со чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби хода замечания и осуждения [1].

Творческие способности могут как развиваться, так и регрессировать. Это происходит иногда по многочисленным причинам. Например, некоторые люди могут создавать что-то индивидуальное, картины, стихи, неважно, но они могут легко поддаваться мнению общества, всегда есть небольшой процент людей, которые всегда найдут мелкие недочеты, либо начинают осуждать за незначительную ошибку, из-за того, что это не совпало с их вкусом, в этот момент человек может оказаться под их влиянием и дальше у него пропадает мотивация развиваться в творчестве и соответственно его творческие способности не будут развиваться дальше. Также это может происходит из-за того, что человек начинает сам себя осуждать за недочеты, либо просто слишком критично относится к себе, через чур осуждает себя и то, что он сделал, может сделать, может просто не верить в себя, тогда тоже происходит ситуация, когда творческие способности перестают развиваться, человек не в силах из-за сомнений или чего-то ещё продолжать развивать творческие способности.

Важно также понимать и проводить иногда исследования для определения уровня и развития творческих способностей в обществе.

С целью определения уровня творческих способностей, мною было проведено исследование людей абсолютно разных возрастов, начиная от 13 лет и заканчивая 28 и больше, количество опрошенных – 13 человек. Опросник состоял из 11 вопросов, опрос проводился через гугл-форму. Целью было – выяснить как развиты творческие способности у людей разных возрастов.

Опрошенные люди были абсолютно случайными людьми, либо просто знакомыми.

Исходя из результатов опроса и проанализировав ответы, можно выделить следующее. Возраст большинства опрошенных примерно от 28 лет и больше, но также немалую часть составляли примерно от 18 лет и до 22.

Исходя из результатов, можно увидеть, что у группы 1 (возраст от 28 лет и выше) есть высокий творческий потенциал, многие хотят что-то поменять в своей жизни, но бояться перемен или просто пока не готовы. Большинство работают в сфере рекламы, имеют дело так или иначе с изучением английского языка, еще какая-то часть людей работает в сфере экономики.

У остальной части опрошенных группа 2 (возраст от 13 лет и до 22) можно увидеть не такой высокий творческий потенциал, а средний, либо чуть ниже, они не совсем уверенны, что могут повлиять на что-то, что могут поменять определённые вещи в жизни, им просто важна стабильность. В данной группе часть людей являются либо студентами, либо подростки, которые еще ходят в школу.

Исходя из проделанной работы можно сказать, что гипотеза о том, что творческие способности более развиты у людей возрастом от 28 лет и более подтвердилась. Они более творческие, чем люди, которые младше их, несмотря на работу, обязанности, которые на них легли со вступлением во взрослую жизнь, они всё еще как-то в дальнейшем продолжают развивать свои творческие способности, когда те, кто младше их по возрасту, абсолютно ничего не хотят менять в своей жизни, даже несмотря на то, что их может что-то не устраивать, им просто необходимо, чтобы все было стабильно, возможно они просто боятся изменений, что что-то пойдет не так в определенный момент.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айзепк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. Вопросы психологии / Г.Ю. Айзепк. – Москва: Интеллект. - 2006 - 89 с.

2. Арнаудов М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов - М.: Прогресс, 2007 – 500 с.

3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2007 – 172 с.

4. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2007 – 200 с.

5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006 - 230 с.

6. Грузенберг С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. – Минск: ВАК, 2005 – 300 с.

7. Лук А.Н. Проблемы научного творчества / А.Н. Лук. - М.: ИПИОН АН СССР, 2004 – 180 с.

8. Перна И.Я. Ритмы жизни и творчества / И.Я. Перна. Москва, 2007 – 230 с.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 2005 – 300 с.

10. Рудкевич Л.А. Возрастная динамика самореализации творческой личности / Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Рудкевич. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2007 – 500 с.

11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Москва, 2007 – 370 с.
2023