Библиографическое описание:
Байгузина Е.В. Особенности включения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность по иностранному языку // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
На современном этапе развития общества, который̆ характеризуется мобильностью и изменчивостью, начинает преобладать проектный̆ тип культуры. Это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены требования к результатам обучения, обусловливающие необходимость развития индивидуальной проектно-исследовательской деятельности. Важно отметить, что самостоятельная проектно-исследовательская деятельность обучающихся реализуется в процессе изучения ряда предметов, в число которых входит иностранный язык. Исследовательская деятельность является одним из способов сделать дисциплину привлекаемой для обучающихся.
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.
К современным педагогическим технологиям относят:
обучение в сотрудничестве, проектную методику, игровую методику, здоровье сберегающие технологии, новые информационные технологии. Их цель заключается в повышении эффективности образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность школьников приобретает всё более широкое применение в практике обучения иностранным языкам.
Так как проектно-исследовательская деятельность является сравнительно новой формой организации учебной деятельности, для начала рассмотрим последовательно понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность».
По Леонтовичу А.В., проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, очень важно чёткое, заранее сформулированное видение конечного продукта этой деятельности. В свою очередь, исследовательская деятельность обучающихся, как отмечает А.В. Леонтович, - это такая деятельность обучающихся, которая направлена на решение творческой, но в то же время исследовательской задачи, решение для которой заранее неизвестно.
Что же представляет собой проектно-исследовательская деятельность школьника? Исходя из сформулированных выше определений исследовательской и проектной детальности, можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность - это организованная творческая деятельность по проектированию собственного исследования, направленная на решение исследовательской задачи, получение новых знаний из разных сфер деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является обязательной для выполнения всеми школьниками, что доказывает актуальность ее междисциплинарного исследования.
Приступая к работе над проектом, важно соблюдать все этапы:
1. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся.
2. Организационный этап - это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.
3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы, так как на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников - участников между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник, и в то же время осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
4. Презентация - это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта.
5. После презентации проекта ученики должны оценить сами себя и свою работу. При анализе ученик учитывает лишь своё желание, а не действия, направленные на получение результата. Формированию правильной самооценки также должен научить учитель. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому были разработаны критерии оценки, которыми школьники пользуются при оценке товарищей.
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность.
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Также применяются различные приёмы: концептуальное колесо «знаю-хочу узнать-узнал», диаграммы Ганта, дерево целей, матрица распределения ответственности, формула ПОПС (позиция - Я считаю, что; обоснование - Потому что; пример - Я могу подтвердить это тем, что; следствие - В связи с этим), кластеры, Mind Map.
Оценить сформированность у учащихся навыков исследовательской деятельности позволяют следующие критерии (А.И. Савенков, Л.И. Божович, А.Н. Поддьяков, Н.И. Запрудский, А.Г. Иодко, Г.В. Макотрова, Е.В. Кочановская):
1. Практическая готовность ученика.
2. Мотивированность.
3. Творческий подход.
4. Степень проявления самостоятельности.
Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваивается лишь в том случае, если эту информацию мы нашли и проработали сами. Что и подтверждает китайская пословица «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; вовлеки меня - и я научусь».
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
• учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;
• стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
• стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;
• привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.
Отсюда: если сравнивать учебное исследование и научное исследование, главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования.
Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
Проектная работа начинается с простых мини-проектов: нарисовать рисунок по теме, составить небольшой рассказ-описание этого рисунка или идеи, в него вложенной, составить коллаж.
На уроках иностранного языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
3. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
4. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
5. Практико - ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность - прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.
6. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
7. Межпредметные проекты - это пространство смешанного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.
Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:
- Организация работы.
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость.
При работе над проектами у учащихся также возникают трудности:
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста.
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.
Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие: прочное и глубокое усвоение знаний, высокий уровень самостоятельной работы учащихся, высокий уровень научности в знаниях у учащихся, умение работать в группе, вести групповое обсуждение, сплочение детского коллектива, мотивация коллективных достижений.
Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся.
Таким образом, благодаря внедрению проектно-исследовательской деятельности не только во внеурочную, но и в урочную деятельность, самостоятельный поиск информации учащимися приобретает для них смысл, а в процессе работы с этой информацией происходит погружение в тему, развитие кругозора и познавательного интереса. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из ведущих способов развития заинтересованности в английском языке и самостоятельности учащихся, а также является важным методом познания окружающей действительности.
Самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения. Умение пользоваться данным методом - показатель высокой квалификации преподавателя.
Метод проектно-исследовательской деятельности позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.
Практика использования данного метода показывает, что, как отмечает Евгения Семёновна Полат, «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного».
Библиографический список:
1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат – М., 2000
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
4. Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка» ИЯШ, 2002, №3
5. Федеральный закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
Байгузина Е.В. Особенности включения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность по иностранному языку // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf
На современном этапе развития общества, который̆ характеризуется мобильностью и изменчивостью, начинает преобладать проектный̆ тип культуры. Это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах.
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены требования к результатам обучения, обусловливающие необходимость развития индивидуальной проектно-исследовательской деятельности. Важно отметить, что самостоятельная проектно-исследовательская деятельность обучающихся реализуется в процессе изучения ряда предметов, в число которых входит иностранный язык. Исследовательская деятельность является одним из способов сделать дисциплину привлекаемой для обучающихся.
В настоящее время в центре внимания всей системы образования и воспитания стоит ученик и его личностные особенности и потребности. Таким образом, основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, а также воспитательной работы, которые оптимально соответствуют развитию личности учащегося.
К современным педагогическим технологиям относят:
обучение в сотрудничестве, проектную методику, игровую методику, здоровье сберегающие технологии, новые информационные технологии. Их цель заключается в повышении эффективности образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность школьников приобретает всё более широкое применение в практике обучения иностранным языкам.
Так как проектно-исследовательская деятельность является сравнительно новой формой организации учебной деятельности, для начала рассмотрим последовательно понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность».
По Леонтовичу А.В., проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, очень важно чёткое, заранее сформулированное видение конечного продукта этой деятельности. В свою очередь, исследовательская деятельность обучающихся, как отмечает А.В. Леонтович, - это такая деятельность обучающихся, которая направлена на решение творческой, но в то же время исследовательской задачи, решение для которой заранее неизвестно.
Что же представляет собой проектно-исследовательская деятельность школьника? Исходя из сформулированных выше определений исследовательской и проектной детальности, можно сказать, что проектно-исследовательская деятельность - это организованная творческая деятельность по проектированию собственного исследования, направленная на решение исследовательской задачи, получение новых знаний из разных сфер деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является обязательной для выполнения всеми школьниками, что доказывает актуальность ее междисциплинарного исследования.
Приступая к работе над проектом, важно соблюдать все этапы:
1. Подготовительный этап, на котором ставятся задачи и формируются группы. На данном этапе очень важно правильно распределить обязанности, учитывая особенности учащихся.
2. Организационный этап - это начальный этап работы, на котором очень важно сформулировать тему, цель проекта, определить временные рамки, продумать материалы и источники, которые могли бы использовать учащиеся, составить план проекта, выбрать оптимальную форму презентации результатов.
3. Выполнение проекта - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы, так как на этом этапе происходит сбор информации и взаимодействие учителя и ученика, а также учеников - участников между собой, роль учителя здесь очень велика, он - наставник, и в то же время осуществляет контроль правильности употребления языковых единиц, грамматических явлений и структур.
4. Презентация - это демонстрация результатов деятельности по проекту, представление его одноклассникам и учителю, защита и обсуждение проекта.
5. После презентации проекта ученики должны оценить сами себя и свою работу. При анализе ученик учитывает лишь своё желание, а не действия, направленные на получение результата. Формированию правильной самооценки также должен научить учитель. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому были разработаны критерии оценки, которыми школьники пользуются при оценке товарищей.
Виды конечного продукта могут быть разнообразны от схемы, буклета, альбома, плакаты, выпуска газеты, до устной или письменной презентации. Учителем оценивается содержание и организация материала, особенно ценится оригинальность.
Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Также применяются различные приёмы: концептуальное колесо «знаю-хочу узнать-узнал», диаграммы Ганта, дерево целей, матрица распределения ответственности, формула ПОПС (позиция - Я считаю, что; обоснование - Потому что; пример - Я могу подтвердить это тем, что; следствие - В связи с этим), кластеры, Mind Map.
Оценить сформированность у учащихся навыков исследовательской деятельности позволяют следующие критерии (А.И. Савенков, Л.И. Божович, А.Н. Поддьяков, Н.И. Запрудский, А.Г. Иодко, Г.В. Макотрова, Е.В. Кочановская):
1. Практическая готовность ученика.
2. Мотивированность.
3. Творческий подход.
4. Степень проявления самостоятельности.
Как известно из наблюдений социологов, 95% информации усваивается лишь в том случае, если эту информацию мы нашли и проработали сами. Что и подтверждает китайская пословица «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; вовлеки меня - и я научусь».
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
• учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;
• стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
• стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;
• привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.
Отсюда: если сравнивать учебное исследование и научное исследование, главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования.
Использование проектной методики способствует развитию организаторских качеств участников проекта, объединению их интересов, выявлению детей, склонных к лидерству и организаторской деятельности. Растут самооценка и уверенность в себе. Дети учатся находить компромиссы при решении поставленных вопросов и уважать взгляды других.
Проектная работа начинается с простых мини-проектов: нарисовать рисунок по теме, составить небольшой рассказ-описание этого рисунка или идеи, в него вложенной, составить коллаж.
На уроках иностранного языка используются различные виды проектов:
1. Исследовательские, требующие продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
3. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.
4. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
5. Практико - ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность - прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.
6. Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
7. Межпредметные проекты - это пространство смешанного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию.
Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:
- Организация работы.
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость.
При работе над проектами у учащихся также возникают трудности:
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста.
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.
Таким образом, результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие: прочное и глубокое усвоение знаний, высокий уровень самостоятельной работы учащихся, высокий уровень научности в знаниях у учащихся, умение работать в группе, вести групповое обсуждение, сплочение детского коллектива, мотивация коллективных достижений.
Необходимо подчеркнуть, что проектная методика не заменяет, а дополняет другие виды технологий обучения. Она одинаково полезна и эффективна как для слабоуспевающих учащихся, так и для высокомотивированных и одаренных учащихся.
Таким образом, благодаря внедрению проектно-исследовательской деятельности не только во внеурочную, но и в урочную деятельность, самостоятельный поиск информации учащимися приобретает для них смысл, а в процессе работы с этой информацией происходит погружение в тему, развитие кругозора и познавательного интереса. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из ведущих способов развития заинтересованности в английском языке и самостоятельности учащихся, а также является важным методом познания окружающей действительности.
Самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, а с другой, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения. Умение пользоваться данным методом - показатель высокой квалификации преподавателя.
Метод проектно-исследовательской деятельности позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.
Практика использования данного метода показывает, что, как отмечает Евгения Семёновна Полат, «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного».
Библиографический список:
1. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат – М., 2000
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
4. Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка» ИЯШ, 2002, №3
5. Федеральный закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»