Актуальные вопросы начального общего образования

Тарасова Е.С. Специфика кружковой работы по ИЗО в начальной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Урочная деятельность занимает большую часть школьной жизни учеников начальных классов, она характеризуется постоянным составом школьников, строится четко по составленному расписанию и имеет обязательный характер. Однако, наряду с учебными занятиями, за рамками учебного дня в образовательных заведениях организуются и проводятся различные формы внеклассной работы, отличающиеся добровольным характером посещения для учеников, призванные удовлетворить их разносторонние познавательные и творческие запросы.

Внеклассная деятельность должна способствовать требованиям к содержанию, целям и задачам обучения, установленным в нормативных документах. Кружки, секции и другие формы организации внеклассной деятельности по своему содержанию, целям и задачам должны соответствовать социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.

Кружок – это наиболее распространенная форма внеклассной работы. Кружок способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся, меньшее количество учащихся, по сравнению с уроком, позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе.

Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста [3, с. 2-3].

В школьной практике широкое распространение получили кружки графики и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, скульптуры, керамики, юных искусствоведов, мозаики, дизайна, искусства фотографии и т. д. [4, с. 215].

Основная цель кружков по изобразительному искусству – развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов изобразительного искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа.

Основные учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству: воспитание у учащихся эмоционально-эстетическое отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, к произведениям изобразительного искусства; развитие художественных способностей каждого учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей; обучение рисованию с натуры, по памяти и по представлению, грамотно передавая особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов, изображению фигуры человека; формирование у учащихся умения самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию; воспитание у школьников стремления использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе – оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров; обучение анализу произведений искусства [1, с. 3-4].

Кружковая изобразительная деятельность – это процесс добровольной, осознанно целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьников, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается педагогическим коллективом. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии в ребенка, т.к. необходимость создания связана с развитием познавательных процессов – восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В изобразительной деятельности формируется умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии материалов. Осваивают различные техники работы с материалами.

Кружки изобразительной деятельности, учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся 1-2 классов, в другой – 2-4 классов, не более 10-15 человек в каждую группу [3, с. 4]. В кружках меньшее количество учащихся, по сравнению с их количеством на уроке изобразительного искусства, дает возможность педагогу больше времени уделить индивидуальной работе. В кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию [5, с. 9].

Большинство заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время – 3-6 часов. В кружках значительно шире применяются такие материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, соус, пастель, уголь, мелки, пластилин, глина, соленое тесто, «пластика» [2, с. 11-12].

В начальных классах содержанием занятий кружка может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.

Основным видом кружковых занятий для учащихся четвертого класса должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного [4, с. 216].

Одним из важных видов занятий в кружках изобразительного искусства является ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства. В кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров живописи, графики, скульптуры [2, с. 13].

Педагог, одновременно с учебной работой, ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка изобразительного искусства. Ему необходимо объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый учащийся, поступивший в кружок изобразительного искусства, должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы [4, с. 218].

Кружковая деятельность дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Также, ребята приобретают навыки конструкторской, частично-поисковой деятельности, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Список литературы1. Ворушилина Т.Е. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Кудесники», 2015. – 25 с.

2. Ивина Е.Б. Статья «Дополнительные занятия по ИЗО», 2022. – 23 с.

3. Кузнецова Л.Н. Доклад «Кружковая работа и её значение в воспитании обучающихся», 2019. – 5 с.

4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Изд-во: Агар, 2000. – 251 с.

5. Трунина Е.И. Методическая разработка «Дополнительные занятия учащихся по изобразительному искусству», 2019. – 29 с.
2022