Актуальные вопросы дошкольного образования

Сидорина О.К., Анна В.С. План-конспект занятия по подготовке грамоте по Е.В. Колесниковой в подготовительной группе «Звуки и буквы»

Библиографическое описание:
Сидорина О.К., Анна В.С. План-конспект занятия по подготовке грамоте по Е.В. Колесниковой в подготовительной группе «Звуки и буквы» // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.

Цель: Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с условными обозначениями;

-побуждать к самостоятельному чтению;

-вырабатывать умение самостоятельно писать звукоподражательные слова, названия игрушек;

-объяснить, как понимать смыслоразличительную функцию звука, буквы;

-знакомить с тем, как выделяя характерные признаки, отгадывать загадки;

-показать, как читать небольшие стихотворения, понимать смыслоразличительную роль буквы.

Развивающие:

-формировать интерес к чтению;

-развивать внимание и логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно;

-формировать самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;

-формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приемы:

-словесный (вопросы, объяснения);

-наглядный (картинки, показ артикуляций);

-игровой («Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами»);

-практический (игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно»);

-наблюдения за работой детей, советы.

Материалы и оборудование:

Картинки (корова, ворона, кошка, баран, матрешка), игрушка «Маша», набор печатных букв, рабочие тетради «Я начинаю читать», цветные карандаши, учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать» Е.В. Колесникова.

I. Организационный момент

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются).

Мы очень рады приходу гостей. Но у нас они оказались не случайно.

Гости хотят посмотреть, как мы занимаемся на занятии по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, давайте повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим

Никуда мы не спешим!

II. Ход занятия.

Ребята, к нам в гости пришла «Маша» из мультфильма «Маша и Медведь». Она, как и мы скоро пойдет учиться в школу. Маша очень торопилась к нам и поэтому у неё в рюкзачке все перепуталось. Поможем ей аккуратно сложить все в рюкзачке и вместе с нами позаниматься.

Открываем тетради (тема 1).

Выполняем первое задание. Обратите внимание, что в левом уголке каждого задания нарисован значок, который подскажет вам, что вы должны сделать. Этот значок (рука с карандашом) обозначает «напиши».

1.Маша предлагает нам отгадать загадки, а отгадки у неё в рюкзачке.

Первая загадка:

«Сама пестрая,

ест зеленое,

дает белое» (Корова).

Маша достаем из рюкзачка картинку с изображением (коровы) и прикрепляет на доске (справа).

Ребята, как мычит корова? («Му») Правильно.

Следующая загадка:

«Птица черная кружится

И кричит, кричит и злится.

Всем известная персона,

А зовут ее …» (Ворона)

Маша достает из рюкзака картинку с изображением (вороны) и прикрепляет на доске (справа).

Как каркает ворона? («Кар») Правильно.

Загадка:

«Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Маша достает – картинку (кошка), прикрепляет на доске.

Как мяукает кошка («мяу»). Правильно.

А сейчас вы будете выполнять первое задание в тетради, а я с Машей на доске.

Прочитайте начало предложения и напишите слово, подходящее по смыслу. («Му», «Кар», «Мяу») (Корова мычит «му», ворона каркает «кар», кошка мяукает «мяу»).

Посмотрите на доску, проверьте как вы выполнили задание.

Маша благодарит детей за то, что они помогли ей отгадывать загадки и правильно разложить картинки.

2.Переходим ко второму заданию.

Отгадайте загадку:

«С виду черные, кривые

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Правильно, это действительно буквы, и если они расположены не по порядку, то прочитать ничего нельзя.

Ребята, у Маши в рюкзачке буквы все перепутались. Давайте поможем ей их разобрать.

У ней есть две картинки (барабан и матрешка). Мальчики составят из букв слово (барабан), а девочки (матрешка). Маша хвалит детей. А сейчас выполним это задание в тетради из рассыпанных букв напишите название игрушек, которые нарисованы справа (барабан, матрешка).

Сколько слогов в слове «барабан»? (три)

Назовите ударный слог («бан»)

Сколько в слове гласных букв? (три)

Назовите ударную гласную (последняя «а»)

Назовите безударные гласные («А», «а»)

Назовите твердые согласные («Б», «р», «б», «н»).

Есть ли в слове «барабан» мягкие согласные? (нет).

Назовите звонкие согласные («Б», «р», «н»).

Сколько звуков и букв в слове «барабан»? (семь)

Физкультминутка «Шарик»

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(В.В. Цвынтарный).

3.Переходим к третьему заданию «Буквы поменялись местами».

Напомним Маше, что обозначают в левом уголке нарисованные знаки.

(АБ) – прочитай

(рука с карандашом) – напиши.

Нужно прочитать первое слово, а во втором написать пропущенную букву так, чтобы получилось новое слово. Картинки в этом помогут.

Я с Машей буду писать на доске, а вы в тетради.

- Какую букву написали в первом слове? («М»)

Во втором? («М»). В третьем? («Т»).

Прочитайте слова еще раз.

4.Выполняем следующие задание «Буквы потерялись».

Мы с Машей прочитаем вам двустишие, а вы должны дописать в последнем слове недостающую букву. Картинки вам в этом помогут. Какую букву надо написать в первом двустишье? («Б») Во втором? («З») в третьем? («Т»)

Ребята, назовите в каждом двустишье слова, которые звучат похоже (Улочку – булочку, лапки – тапки, баиньки – заиньки).

III. Самоконтроль и самооценка выполненной работы

Маше очень понравилось у нас в детском саду. Она благодарит вас за то, что вы помогли аккуратно сложить ей все в рюкзачке. Она многому у вас научилась. Давайте вспомним, что мы сегодня делали в тетрадях:

-писали слово, подходящее по смыслу;

-отгадывали загадки;

-играли в игру «Буквы рассыпались»;

-писали название игрушек из рассыпанных букв;

-считали слоги в слове «барабан»;

-называли ударный слог;

-считали гласные буквы, согласные;

-играли в игры «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами».

Маша прощается с вами, она торопится рассказать Мишке, чему она научилась у нас.

Библиографический список:

1.Колесникова Е.В. «Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет».
2024-07-01 13:10 2024