НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кобелева Н. Н. Конспект занятия фольклорного коллектива в детском саду для старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf


Цель:
приобщение дошкольников к истокам русского народного
фольклора и духовной культуре русского народа.
Задачи программы:
Образовательные:
•           Знакомить детей с русским народным обычаями, поэтическим и театральным музыкальным творчеством.
•           Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
Развивающие:
•           Развивать кругозор и интерес к народной культуре.
•           Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
Воспитательные:
•           Воспитывать любовь к родной земле и русскому народу, к традициям своих предков.
Ход занятия:
Звучит спокойная русская народная мелодия.
Дети заходят в зал и становятся лицом к гостям.
М.Р:
-Дети, сегодня к нам в детский сад приехали гости, издавне русский народ считался самым гостеприимным народом мира, давайте поприветствуем гостей как полагается:
Дети пропевают: здравствуйте, гости!
Ребёнок: Мир вам гости дорогие,
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую,
Приготовили для вас!
М.Р:
-Дети, давайте с вами дружно вспомним и расскажем гостям, что такое «фольклор»?
(ответ детей: потешки, прибаутки, считалки, загадки, пестушки, заклички, песни, пляски, игры, хороводы, сказки, дразнилки)
М.Р: -А, кто их сочинял?
Дети: Народ!
М.Р: А, как назывались инструменты, на которых играл русский народ?
Дети: Русские народные инструменты.
М.Р: правильно, давайте вспомним как они называются.
Дети перечисляют… (бубен, балалайка, домра, гусли, гармошка, трещётки, звончатка, бубенцы, рубель, тамбурин, ложки, колокольчики)
М.Р.: А теперь, предлагаю вам отгадать загадки на тему музыкальных русских народных инструментов.
ЗАГАДКИ:
Треугольная доска, три нейлона волоска.
Быстро пальцем заиграет
Дружно в пляс всех созывает.
(Балалайка)
Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это?
(Дудочка)
Тараторит, словно тётка.
Называется….
(Трещотка)
Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки, и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки.
(Гармошка)
Деревянная,
Круглая, звонкая.
Всего три железных струны,
А поёт на все лады.
(Домра)
СКОРОГОВОРКИ:
* * *
В нашей покупке —
Крупы и крупки.
* * *
Водовоз вез воду
из водопровода.
* * *
Проворонила ворона воронёнка
Проворонила ворона воронят
* * *
Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.
* * *
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:
Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно, чётко внятно пропевать слова. Уделять внимание опорным звукам и дыханию.
Примерные вокальные упражнения, попевки:
«Я-ли-я» («Ё-ли-ё») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

«А-я» («О-ё»). Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.
«Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

Пение попевок в различном диапазоне:
1. «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе.


Распевки для развития подвижности голосового аппарата:
1.Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp, короткие согласные, мелкая артикуляция.
Использование отдельных песенных интонаций:
«Ах, ты, совушка-сова» посылая звук вперёд, в темпе.

2. «Пошел кот».

Литературно-музыкальная композиция:

"ЯРМАРКА"

На вход звучит русская народная песня:
Ярмарка
На музыкальном вступлении, поочерёдно звучат голоса детей:
ЗАКЛИЧКА:
- А ну налетай народ
- Ярмарка идёт
- Семечки жареные
- Блинчики сладенькие
- Конфетки, бараночки
- Ватрушки, прянички
- Медок, квасок,
- Да жареный петушок!!!
1 куплет:
А ну налетай, не зевай народ
Яркая пестрая ярмарка идёт
Блиночки, грибочки, плати не скупись
Платки расписные, в цене договорись
Припев:
Ах, ярмарка, ах ярмарка
Как ты хороша!
У русского народа
Широкая душа.
Ах, ярмарка, ах, ярмарка
Какие чудеса!
Ах, расписная ярмарка
Народная краса.
2 куплет:
Плюшки, ватрушки давай покупай,
Горячий чаек поскорее наливай.
Блиночки горячие, фурычит самовар,
У нас самый лучший отменный товар
Припев: тот-же
(дети из вокального ансамбля – отходят на задний план)
В центре зала выстраиваются дети участвующие в спектакле.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА:

" Как старик корову продавал"

(текст С. Михалкова)
Театрализация сказки
Место действия: базарная площадь
Действующие лица:
1.Ведущий-рассказчик
2.Старик
3.Паренёк
4.Корова
5.Покупатель
6.Богатый купец с женой
7.Массовка
СЦЕНКА
автор-рассказчик:
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
богатый купец с женой:
- Хозяин, продашь нам корову свою?
старик:
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
богатый купец с женой:
- Не много ли просишь, старик, за неё?
старик:
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
богатый купец с женой:
- Уж больно твоя коровёнка худа!
старик:
- Болеет, проклятая. Просто беда!
богатый купец с женой:
- А много ль корова даёт молока? А?
старик:
- Да мы молока не видали пока...
автор-рассказчик:
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
паренёк:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
- Я возле коровы твоей постою,
- Авось продадим мы скотину твою.
автор-рассказчик:
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
покупатель:
- Корову продашь?
паренёк:
- Покупай, коль богат.
- Корова, гляди, не корова, а клад!
покупатель:
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
паренёк:
- Не очень жирна, но хороший удой.
покупатель:
- А много ль корова даёт молока?
паренёк:
- Не выдоишь за день - устанет рука.
автор-рассказчик:
Старик посмотрел на корову свою:
старик:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
- Корову свою не продам никому,
- Такая скотина нужна самому!
(КОРОВА -"МУ")
звучит вступление песни, дети все дружно берутся за руки исполняют поклон для гостей и под музыку уходят друг за другом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распевание– это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.
Библиографический список
1. Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002..
2. Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.
3. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.
2021