Цель: приобщение дошкольников к истокам русского народного фольклора и духовной культуре русского народа. Задачи программы: Образовательные: • Знакомить детей с русским народным обычаями, поэтическим и театральным музыкальным творчеством. • Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения. Развивающие: • Развивать кругозор и интерес к народной культуре. • Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора. Воспитательные: • Воспитывать любовь к родной земле и русскому народу, к традициям своих предков. Ход занятия: Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети заходят в зал и становятся лицом к гостям. М.Р: -Дети, сегодня к нам в детский сад приехали гости, издавне русский народ считался самым гостеприимным народом мира, давайте поприветствуем гостей как полагается: Дети пропевают: здравствуйте, гости! Ребёнок: Мир вам гости дорогие, Вы явились в добрый час! Встречу тёплую такую, Приготовили для вас! М.Р: -Дети, давайте с вами дружно вспомним и расскажем гостям, что такое «фольклор»? (ответ детей: потешки, прибаутки, считалки, загадки, пестушки, заклички, песни, пляски, игры, хороводы, сказки, дразнилки) М.Р: -А, кто их сочинял? Дети: Народ! М.Р: А, как назывались инструменты, на которых играл русский народ? Дети: Русские народные инструменты. М.Р: правильно, давайте вспомним как они называются. Дети перечисляют… (бубен, балалайка, домра, гусли, гармошка, трещётки, звончатка, бубенцы, рубель, тамбурин, ложки, колокольчики) М.Р.: А теперь, предлагаю вам отгадать загадки на тему музыкальных русских народных инструментов. ЗАГАДКИ: Треугольная доска, три нейлона волоска. Быстро пальцем заиграет Дружно в пляс всех созывает. (Балалайка) Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять И подуть в нее слегка – будет музыка слышна. Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка) Тараторит, словно тётка. Называется…. (Трещотка) Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку! А трёхрядка неплоха – есть и кнопки, и меха. И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка) Деревянная, Круглая, звонкая. Всего три железных струны, А поёт на все лады. (Домра) СКОРОГОВОРКИ: * * * В нашей покупке — Крупы и крупки. * * * Водовоз вез воду из водопровода. * * * Проворонила ворона воронёнка Проворонила ворона воронят * * * Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. * * * ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА: Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно, чётко внятно пропевать слова. Уделять внимание опорным звукам и дыханию. Примерные вокальные упражнения, попевки: «Я-ли-я» («Ё-ли-ё») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.
«А-я» («О-ё»). Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса. «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.
Пение попевок в различном диапазоне: 1. «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;
2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе.
Распевки для развития подвижности голосового аппарата: 1.Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp, короткие согласные, мелкая артикуляция. Использование отдельных песенных интонаций: «Ах, ты, совушка-сова» посылая звук вперёд, в темпе.
2. «Пошел кот».
Литературно-музыкальная композиция:
"ЯРМАРКА"
На вход звучит русская народная песня: Ярмарка На музыкальном вступлении, поочерёдно звучат голоса детей: ЗАКЛИЧКА: - А ну налетай народ - Ярмарка идёт - Семечки жареные - Блинчики сладенькие - Конфетки, бараночки - Ватрушки, прянички - Медок, квасок, - Да жареный петушок!!! 1 куплет: А ну налетай, не зевай народ Яркая пестрая ярмарка идёт Блиночки, грибочки, плати не скупись Платки расписные, в цене договорись Припев: Ах, ярмарка, ах ярмарка Как ты хороша! У русского народа Широкая душа. Ах, ярмарка, ах, ярмарка Какие чудеса! Ах, расписная ярмарка Народная краса. 2 куплет: Плюшки, ватрушки давай покупай, Горячий чаек поскорее наливай. Блиночки горячие, фурычит самовар, У нас самый лучший отменный товар Припев: тот-же (дети из вокального ансамбля – отходят на задний план) В центре зала выстраиваются дети участвующие в спектакле.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ СЦЕНКА:
" Как старик корову продавал"
(текст С. Михалкова) Театрализация сказки Место действия: базарная площадь Действующие лица: 1.Ведущий-рассказчик 2.Старик 3.Паренёк 4.Корова 5.Покупатель 6.Богатый купец с женой 7.Массовка СЦЕНКА автор-рассказчик: На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровёнка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. богатый купец с женой: - Хозяин, продашь нам корову свою? старик: - Продам. Я с утра с ней на рынке стою! богатый купец с женой: - Не много ли просишь, старик, за неё? старик: - Да где наживаться! Вернуть бы своё! богатый купец с женой: - Уж больно твоя коровёнка худа! старик: - Болеет, проклятая. Просто беда! богатый купец с женой: - А много ль корова даёт молока? А? старик: - Да мы молока не видали пока... автор-рассказчик: Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал. Один паренёк пожалел старика: паренёк: - Папаша, рука у тебя нелегка! - Я возле коровы твоей постою, - Авось продадим мы скотину твою. автор-рассказчик: Идёт покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком; покупатель: - Корову продашь? паренёк: - Покупай, коль богат. - Корова, гляди, не корова, а клад! покупатель: - Да так ли! Уж выглядит больно худой! паренёк: - Не очень жирна, но хороший удой. покупатель: - А много ль корова даёт молока? паренёк: - Не выдоишь за день - устанет рука. автор-рассказчик: Старик посмотрел на корову свою: старик: - Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? - Корову свою не продам никому, - Такая скотина нужна самому! (КОРОВА -"МУ") звучит вступление песни, дети все дружно берутся за руки исполняют поклон для гостей и под музыку уходят друг за другом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Распевание– это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала. Библиографический список 1. Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.. 2. Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010. 3. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.