Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.
Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует действия.
Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.
Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным и содержательным.
Интеграция пронизывает все структурные составляющие образовательного процесса:
Ø реализация целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;
Ø установление межвидовой и внутривидовой интеграции - связей между содержанием разделов образовательной области и связей внутри этих разделов;
Ø построение системы применяемых методов и приемов в организации образовательной работы;
Ø обеспечение взаимосвязи и взаимопроникновения видов детской деятельности и форм их организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им содержания образования.
Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели образовательного процесса и выражается:
Ø в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;
Ø в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;
Ø в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;
Ø в организации комфортного предметно- игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.
К.Ушинский Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. В.А Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Основной целью является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
- установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный подход с соблюдением интересов семьи и ребенка
-объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада
- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:
- Принцип преемственности, согласованных действий.
- Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
- Принцип открытости.
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
- Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип обратной связи.
Формы работы с родителями
Традиционные формы работы с родителями; родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.
Нетрадиционные формы работы с родителями; круглый стол, вечер вопросов и ответов по теме, семейный театр, родительская почта, семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, походы, видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.
Таким образом, совместная деятельность педагога, детей и их родителей в условиях ДОУ это системная деятельность педагога, которая направлена на проявление заботы, защиты, поддержки позиции ребёнка и его семьи. Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках педагогического сопровождения будет полноценным, если все участники педагогического процесса будут мотивированы на положительный результат.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Моей целью было привлечь и сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь близким.