Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей. В ходе организованной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор. Специалисты, анализируя детское творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость. Исследовательница изобразительного творчества ребёнка Н.П. Саккулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, т.к. они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». В результате изобразительной деятельности ребёнок создаёт какой-то продукт, отражая в нём впечатления и опыт жизни. Особое значение изобразительного искусства для развития воображения заключается в том, что оно позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребёнку возможность придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно. Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ. В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений. Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других. При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования. Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части. При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения. В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно. Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов. В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции. Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы. Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время. В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа: 1. Дать общую оценку деятельности детей. 2. Среди отобранных работ выделить две – три лучшие и объяснить, почему они отобраны. 3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. 4. Рассказать о работе указанной воспитателем. 5. Предложить найти работу, похожую на образец. 6. Сравнить работу с образцом. 7. Найти две разные работы. 8. Найти похожие работы. 9. Найти работу с ошибкой. 10. Найти работу, в которой проявлено творчество. 11. Найти незаконченную работу. 12. Рассказать о своей работе (самоанализ). 13. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга. 14. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу. 15. Предложить найти натуру по работе. 16. Выделить две – три самые аккуратные работы. 17. Найти самый интересный рисунок. 18. Отобрать работы с красивым цветосочетанием. 19. Найти работы с самыми выразительными образами. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.