Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Кудрявцева Т.К, Мягков С.В. Метод проектов при реализации программ технической направленности

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Аннотация: В статье раскрываются способы применения проектного метода при реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ технической направленности. Акцентируется внимание на технологическое образование учащихся, развитие интереса у детей к техническому творчеству, проектирование и самостоятельное изготовление детьми технических моделей. Приведены примеры использования проектного метода в работе объединения «Юный авиатор» МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района».
Ключевые слова: проектный метод, дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа, техническая направленность, технологическое образование.
Функционирование и развитие организаций дополнительного образования происходит в условиях перехода России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, где на передний план выдвигается задача проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. [2] На современном этапе развития и дополнительного образования важным направлением является техническое творчество. Обновление содержания технологического образования, которое определяет качество будущей профессиональной подготовки обучающихся в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда, новейшими достижениями в области техники и технологий, развитие технического творчества в образовательных организациях происходит в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования, введение которых вызвало необходимость осмысления и решения значимых в настоящее время проблем, связанных с реализацией дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ технической направленности, использованием современных технологий, форм и методов обучения. [13] Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач, начинается с изучения предметной области «Технология» в школе и продолжается в организациях дополнительного, профессионального и высшего образования. Возможности школьного технологического образования могут быть расширены обучением учащихся в системе дополнительного образования, которое является неотъемлемой составной частью системы общего образования. Система дополнительного образования помогает ребенку расширить и углубить знания, используя интересные формы подачи информации, способствует раскрытию талантов, способностей ребёнка и их развитию, а также самовыражению, развитию творческой активности, создает предпосылки для развития и обновления образования в целом, является инновационной площадкой для разработки образовательных моделей и технологий будущего.
Сегодня использование проектных технологий в образовательном процессе широко используется в деятельности учреждений дополнительного образования, все больше педагогов заинтересовано в разнообразных формах и методах обучения, чтобы образовательный процесс стал более увлекательным, интересным и результативным. В основе проектного метода обучения лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно применять свои знания и умения, ориентироваться в полученных знаниях из разных областей науки. [15] Одна из трактовок метода проектов предлагается доктором педагогических наук Е.С.Полат «...Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это способность организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы(технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом... Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он предполагает определенную совокупность учебно­познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути».
Метод проектов в дополнительном образовании представляет собой гибкую систему обучения, которая позволяет создать вне школы модель организации учебно-воспитательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося и на освоение дополнительных знаний, умений и навыков путем самостоятельного выполнения проектной деятельности. При этом особое внимание уделяется индивидуальному своеобразию каждого ребенка, его интересам, которые возникают в процессе познания. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей; формирование ключевых компетенций учащихся. Проектная деятельность требует привлечения знаний не по одному предмету, а из разных областей, творческого мышления, исследовательских навыков обучающихся. Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. В итоге, применение проектного метода обучения будет способствовать достижению поставленных целей и задач в обучении и развития интереса у обучающихся к техническому творчеству. [15]
В обособленном структурном подразделении МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» города Нижнего Новгорода детский клуб «Юный авиатор» более 10 лет работает творческое объединение учащихся, где реализуются дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы технической направленности «Крылья мечты» и «Экспериментальный авиамоделизм» (программа основанная на проектном методе обучения). Занятия в творческом объединении с детства дают возможность ребёнку прикоснуться к миру техники, способствуют развитию творческих способностей, мышления ребенка как будущего инженера, стремления к познанию, включая в социально полезную деятельность, направленную на профессиональное и личностное самоопределение детей. Обучаясь по программе начального уровня «Крылья мечты» обучающиеся, параллельно с первыми навыками конструирования и постройкой летающих моделей, получают знания о профессиях, связанных с авиацией и конструированием самолётов, изучают историю Российской авиации. Подготовка обучающихся проводится путем привлечения их к техническому творчеству как проектировщиков, разработчиков новых конструкций и схем летательных аппаратов, а не репродуктивных исполнителей давно существующих моделей, стендов и устройств. После постройки своих первых моделей по готовым шаблонам и их испытаниям, обучающимся даётся возможность вносить в конструкцию изменения, используя полученные на занятиях знания. На основе результатов испытательных запусков моделей, у детей появляется возможность и необходимость делать выводы по особенностям регулировки, управления и доводке конструкции модели для достижения высокого результата. Полученные результаты появляются не по случайному стечению обстоятельств, а в результате анализа и творческого подхода к конструированию и изготовлению модели. Программа «Экспериментальный авиамоделизм» более углублённо знакомит обучающихся с конструкцией самолётов не только классических схем, но с самолётами необычных конструкций, даёт более обширные знания по основам аэродинамики полета, что позволяет обучающимся проектировать модели самолётов, которых ещё нет в большой авиации. Важным звеном в цепочке обучения проектированию моделей является получение обучающимися навыков составления чертежей и технологических карт. Построение авиамодели сталкивает моделиста не с разрозненными науками, а с явным их взаимодействием. Следующим этапом после проектирования, постройки и испытания моделей является анализ и систематизация полученных результатов. На основе собранного материала, учащиеся делают презентации для выступления на научно–практических конференциях, участия в конкурсах, соревнованиях. Связанная с преодолением трудностей работа по проектированию и изготовлению авиамодели, воспитывает у обучающихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера. Длительный и тщательный процесс подготовки оправдан: высшая оценка этого труда профессиональным жюри – поступление вне конкурса в профильные учебные заведения. Конечными результатами технологического образования можно считать повышение уровня социальной устойчивости и конкурентоспособности выпускников на рынке труда, их готовность к профессиональному обучению и развитию на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Среди выпускников детского клуба «Юный авиатор» пока нет генеральных конструкторов авиационной и космической техники, но многие из них уже определили свой путь в будущую профессию и идут к намеченной цели.

Библиографический список

1.       Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4wcIWCxxD
2.       Концепция развития дополнительного образования, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No 1726-р
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
4.       Бобровская А.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников в проектной деятельности:автореф. дис.. канд. пед. наук Текст./ Бобровская А.Н. Волгоград, 2006. - 24 с.
5.                                                                                                                                                                                              Видеркер, Л.И. Технологическое образование: проблемы и перспективы Электронный ресурс. / Л.И. Видеркер. http://tehnologi.su>publ.
6.                                                                                                                                                                                              Винтин, И.А. Социальное самоопределение старшеклассников в новых культурных и общественно-экономических условиях Текст./ И.А. Винтин, В.В. Кадакин. Саранск, 2003. - 140 с.
7.                                                                                                                                                                                              Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие / под ред. А.П. Тряпицыной. -СПб.: КАРО, 2006.-352 с.
8.                                                                                                                                                                                              Добрецова, Н.В. Дополнительное образование и профориентация школьников Текст./ Н.В. Добрецова. СПб., 2005. - 143 с.
9.                                                                                                                                                                                              Карпушина, Т.А. Инновационные подходы в обучении образовательной области «Технология» Электронный ресурс. / Т.А. Карпушина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2007/2008. -http://festival. 1 september.ru/articles/507202/.
10.                                                                                                                                                                                          Ковалева Л.Ю. Педагогические условия личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в процессе планирования карьеры:автореф. дис.. канд. пед. наук Текст./ Л.Ю. Ковалева. Томск, 2000. - 24 с.
11.                                                                                                                                                                                          Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа -2006 - №1. - С. 7-27
12.                                                                                                                                                                                          Концепция образовательной области «Технология»: проект Текст./ П.Р. Атутов, В.А. Поляков, В.М. Казакевич, A.A. Карачев, O.A. Кожина, В.П. Овечкин, Ю.Л. Хотунцев, Чистякова С.Н. и др.; Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров.
13.                                                                                                                                                                                          Малыхина Л.Б., Проектирование дополнительных общеразвивающих программ технической направленности
14.                                                                                                                                                                                          Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. // Педагогика 2000. - №4.-с. 38-43
15.                             Никитина Т.М., Возможности применения проектного метода обучения в системе дополнительного образования детей
16.                                                                                                                                                                                          Осухова Н.Г. Поверь в себя: Особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников Текст./ Н.Г.Осухова // Школьный психолог. 2003. - № 4. - С. 6-7.
17.                                                                                                                                                                                          Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
18.                                                                                                                                                                                          Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

cergey63@mail.ru
89063513262
Мягков Сергей Васильевич
2017