НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Винокурова Е.А. Дидактическое пособие «Лепестки успеха» как метод мотивации детей дошкольного возраста к различным видам деятельности

Библиографическое описание:

Винокурова Е.А. Дидактическое пособие «Лепестки успеха» как метод мотивации детей дошкольного возраста к различным видам деятельности // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

Образовательный процесс в условиях современного дошкольного учреждения не ограничивается только определенными занятиями, а длится в течение всего дня и распространяется на основные режимные моменты. К сожалению, педагоги в своей деятельности очень часто сталкиваются с отсутствием у детей дошкольного возраста интереса к разнообразным видам деятельности. Наблюдая за детьми в детском саду в течение дня, можно заметить, что одни и те же дети проявляют разную активность и заинтересованность к делу в различных образовательных ситуациях. Данный феномен можно объяснить проблемами мотивации ребенка к какому-либо роду занятий. Но, к сожалению, есть дети, которые не проявляют интерес практически ко всем видам деятельности. У такого немотивированного ребенка отсутствует желание заниматься общим делом, он выглядит скучным, замкнутым и часто тихо отсиживается в укромном местечке. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. В такой ситуации процесс обучения становится тяжелым для всех участников образовательного процесса. И наоборот, мотивированный ребёнок активен и любознателен, доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения.

Понятие «мотивация» представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность. С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Основная цель мотивации детей дошкольного возраста – сформировать у них интерес к занятию, делу или какой-нибудь деятельности, создать условия вовлеченности в процесс. Без призыва к действию со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, ребёнок не будет готов к постановке целей и решению поставленных перед ним задач. Исходя из определения «мотивации», сподвигнуть ребенка к действию возможно, создав благоприятные условия для внешних движущих сил. Одной из таких движущих сил является похвала. Похвала всегда поддерживает мотивацию, она создает благоприятную атмосферу и дарит детям положительные эмоции. А эмоции у ребенка-дошкольника всегда стоят на первом плане. Даже если у воспитанника нет пока особых достижений в каком-либо занятии, всегда можно найти те незначительные моменты, за которые его можно похвалить. Это воодушевит его, и он будет заниматься с большим рвением. Если ребенка хвалят тогда, когда он действительно это заслужил, то это поднимает его уверенность в себе, он становится более мотивированным на дальнейшую деятельность. Пособие «Лепестки успеха» позволяет преобразовать похвалу взрослого в значимый результат, которым ребенок может гордиться, и который он может продемонстрировать окружающим.

Дидактическое пособие «Лепестки успеха» состоит из пробкового панно, маркировки каждого ребенка и самоклеящихся закладок – стикеров. Маркировка в виде круга должна представлять собой образ самого ребенка – сердцевину цветка, вокруг которого в последствии будут располагаться стикеры – закладки - лепестки. Маркировкой может выступать фотография ребенка, им самим нарисованный портрет или его инициалы. Маркировки детей крепятся гвоздиками к пробковому панно в произвольном порядке на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. (Рисунок 1)

(Рисунок 1 «Лепестки успеха»)

Работа с пособием «Лепестки успеха», обычно длится неделю, в конце которой педагог совместно с детьми подводит итоги, выбирая победителя. Каждый день педагог раздает детям, которые проявили себя или достигли определенных успехов, стикеры (лепестки). Лепестки раздаются детям за старательность, за те усилия, которые они приложили при выполнении задания или поручения в течение дня, а не только за хорошие способности и интеллект, данные им природой. Стикеры раздаются за действия и результаты, а не за особенности личности воспитанника. В противном случае у дошкольника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. Дети могут получить лепесток как за свою активность на занятиях и в играх, так и просто за поддержку друга, за помощь сверстникам. Например, Маша получит лепесток за отгадывание загадок, Петя за дежурство, а Оля за то, что помогла Косте завязать шнурки. Каждый ребенок в группе, проявляющий активность и желание участвовать в различных видах деятельности, должен быть отмечен педагогом лепестком. Получив заветный стикер, ребенок приклеивает его по окружности своей маркировки. Таким образом стикеры наклеиваются на пробковое панно в течение недели, создавая своего рода поляну цветов с разным количеством лепестков у каждого ребенка. В конце недели проходит подведение итогов: воспитанники подсчитывают количество своих заработанных лепестков и определяют победителя. Если у кого-то из детей количество лепестков будет совпадать, то срок их раздачи увеличивается еще на один день. Победитель становится «главным» в группе на всю следующую неделю и у него появляются своеобразные «привилегии», которые не идут в разрез с правилами группы, но при этом значительно выделяют его среди остальных детей. Главный, например, может занимать понравившееся ему место на занятии, выбирать для работы в паре в различных видах деятельности своего лучшего друга, быть капитаном в эстафетах, его мнение учитывается при обсуждении важных для группы вопросов.

Работая с дидактическим пособием «Лепестки успеха» в группе, можно сделать вывод, что оно открывает новые возможности для педагога, легко воспринимается дошкольниками и помогает мотивировать детей к различным видам деятельности в условиях дошкольного учреждения. Дети имеют возможность проявлять свою инициативу, учатся чувствовать себя успешными и значимыми. Получив в конце недели звание «главного» в группе, ребенок начинает получать удовольствие от процесса похода к намеченной цели и испытывает гордость за свои достижения и результат, стремясь получить его снова. Дети становятся активны и любознательны, проявляют интерес к общим делам во всех видах деятельности в течение всего дня, а процесс обучения становится легким и приятным для всех участников образовательного процесса.

Библиографический список1. Божович Л.И. и Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения

детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. – 352 с. // Сайт URL:

http://www.klex.ru/dto, 2016

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 224с. // Сайт URL: http://libed.ru/knigi-nauka/942720-1-1gotskii-psihologiyarebenm-bbk-ymgichkkogo-inspyauta-vigotskiy-s-voprosi-detskoy-psihologiispb-soyuz-1999-2.php, 2015.

3. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.:

Смысл, 2002. – 343 с.
2023