Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Шишманян А.А. Адаптация и социализация учащихся из Армении на уроках истории и обществознания

Оригинаqaл материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Средняя общеобразовательная школа № 85 села Сергей-Поле, была национальной, с обучением на русском и армянском языках. В связи с тем, что часть мигрантов из Армении обучались в национальных школах, по приезду в г. Сочи местом обучения они выбрали школу с армянским языком обучения.
Переход школы на русскоязычное обучение не приостановил приток учащихся. Большинство родителей, зная педагогический коллектив школы и работу образовательного учреждения, продолжали устраивать в нашу школу своих младших детей. Вновь приехавшие мигранты узнавали о наличии средней общеобразовательной школы с этнокультурным компонентом и старались зачислить своих детей в нашу школу. Это мотивировалось тем, что среда общения для детей была привычная, вновь прибывших учащихся окружали заботой и вниманием. В связи с этим дети и их родители безболезненнее адаптировались в новых жизненных условиях. В многонациональной среде школьников не возникало неадекватных конфликтных ситуаций.
Данное обстоятельство подтолкнуло меня провести исследование по теме адаптации армян в новой среде. Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов учащихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эту важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и истории, обществознания. [1]
Цели и задачи:
- привлечь родителей к проблемам адаптации детей в новой жизненной ситуации;
- приобщить детей-мигрантов к участию в мероприятиях по адаптации в новой социокультурной среде;
- сформировать у детей и подростков устойчивый интерес и потребность в получении знаний и умений в области истории и культурных традиций русского и армянского народа.
Механизм реализации:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- внеклассная работа;
- применение игровой формы обучения на уроках истории и обществознания;
- приобщение к новой социальной среде посредством активного включения учащихся в творческий процесс.
1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся
Для решения задач по адаптации учащихся из Армении к новой социокультурной среде необходимо использовать индивидуальный подход к каждому учащемуся, при этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: степень владения русским языком, творческий потенциал, психические особенности. На уроках истории и обществознания применение индивидуального подхода позволяет ускорить процесс адаптации и сделать его менее болезненным для ребенка.
На уроках истории и обществознания используются следующие приемы:
- индивидуальные письменные задания позволяют вести мониторинг усвоения материала учащимся;
- конспекты уроков на начальном этапе адаптации вместо устного ответа, что способствует развитию письменной речи и запоминанию основного учебного материала, не травмирует психику учащегося в связи с боязнью быть осмеянным классом во время устного ответа;
- вовлечение учащихся в диалог, что способствует включению учащихся в образовательный процесс и развитию грамотной и связной речи.
2. Внеклассная работа
Внеклассная работа – одна из важных составляющих для адаптации приезжих учащихся к новой социокультурной среде, так как ребенок может проявить свою активность, легче вливается в классный коллектив, проявляются его индивидуальные качества, что приводит к устойчивой адаптации и социализации учащихся. В ходе внеклассных мероприятий каждый ребенок становится частью коллектива и основная масса класса перестает делать отличия «свой – чужой».
Внеклассная работа может протекать в разных формах. В своей педагогической деятельности я организовывала массовые мероприятия: вечера, дискуссии, конкурсы, экскурсии в музеи, походы в кинотеатр.
3.       Применение игровой формы обучения на уроках истории и обществознания
Игра на уроках истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра объединяет эмоциональные и рациональные виды деятельности. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир. Эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции обучающихся.
Функции игровой деятельности: развлекательная, коммуникативная, самореализация, межнационально-коммуникативная и др.
Целевыми ориентациями игр являются: дидактическая, развивающая, воспитательная
Игра на уроках истории и обществознания способствует активному включению приезжих учащихся в образовательный процесс вне зависимости от того, хорошо учащийся владеет русским языком или нет. Игра как метод обучения также способствует быстрой и безболезненной адаптации и социализации приезжих учащихся к новым жизненным условиям.
4.       Приобщение к новой социальной среде посредством активного включения учащихся в творческий процесс
Одним из способов адаптации приезжих учащихся на уроках истории и обществознания является активное включение их в творческий процесс. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся.
Вовлечение в творческий процесс может быть при помощи проектной деятельности, подготовки кроссвордов по историческим словам и терминам и т.д.
Ожидаемые результаты:
- адаптация в новой социокультурной среде;
- воспитание уважения к представителю другой национальности;
- приобщение к русскому и родному языку и культуре, уважение к этнокультурным традициям армянского народа;
- получение знаний и умений в образовании и культурных традиций русского и армянского народа.

Библиографический список

1.       Абзалова С. С. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1611/ (дата обращения: 05.10.2019).
2.       Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка./ С.А.Козлова. – М. Школьная пресса, 2003. 45 с.
3.       Корякин К.В. «Социальные и культурные аспекты адаптации мигрантов-армян в Краснодарском крае (1998 – 2006) [Электронный ресурс]. URL: http://old.iea.ras.ru/autorefs/2007/Koryakin.26.04.2007.pdf (дата обращения: 25.09.2019).
4.       Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt (дата обращения: 29.09.2019).
2019