Оригинaл материала размещен в выпуске № 6 (56) https://f.almanah.su/56.pdf
ИКТ выступают эффективным средством формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка. Они ускоряют процесс обучения, повышают мотивацию к изучению предмета, а также являются отличным способом индивидуализации процесса обучения.
Статья содержит методические рекомендации способные оказать помощь при подготовке к урокам английского языка. Данные рекомендации разработаны на основании собственного опыта использования ИКТ на традиционных уроках и в условиях дистанционного обучения. В статье рассматриваются способы использования ИКТ на различных этапах урока.
Использование ИКТ на уроках английского языка способствует решению следующих задач:
1. Совершенствование навыков аудирования с помощью аудиоматериалов.
2. Формирование навыков и умений чтения
3. Пополнение запаса лексики
4. Формирование мотивации к изучению английского языка
5. Знакомство со страноведческим материалом
6. Создание условий для формирования и дальнейшей отработки знаний, умений и навыков говорения
7. Успешное применение игровых моментов на разных этапах урока
8. Активное использование наглядности
9. Формирование информационной грамотности обучающихся.
Использование ИКТ на различных этапах урок
1 - Warming-up
Целью использования ИКТ на данном этапе урока является вовлечение учеников в учебный процесс, активизация их речемыслительной деятельности, отработка произношений звуков, повторение правильного произношения отдельных слов и словосочетаний.
Фонетическая зарядка на моих уроках проходит в разных формах. Для самых маленьких сочиняю короткие сказки, которые сопровождаются презентацией, которая содержит звуки и слова, необходимые для отработки. Для детей постарше беру песенки-приветствия, например «HELLO song» или «How are you today?», а также песни с элементами движения. На уроках повторения звуков и букв английского алфавита использую фонетические песни, например, Alphabet Water Park. Для этапа warm-up стараюсь использовать видеоматериалы, которые не перегружены лишней информацией, а создают условия для знакомства с новыми звуками и их отработки.
2 – Знакомство с новым материалом
На этапе знакомства с новым материалом ИКТ используется мной для того, чтобы сделать теоретическую часть урока интересной и красочной. С этой целью я использую яркие наглядные материалы, которые содержат только ту информацию, которая нужна на данном этапе урока. На этапе актуализации знаний использую схемы, таблицы, рисунки и видео из интернета, которые размещаю в презентациях программы Power Point. Материал, закрепленный с помощью наглядности, лучше запоминается детьми и дольше остается в их памяти.
Например, для наглядного объяснения форм глагола to be в Present Continuous можно использовать готовый материал из интернета «Сказка о драконе», в котором очень доходчиво они объяснены.
3 – Динамические паузы и физкультминутки
ИКТ на этом этапе урока используется с целью смены деятельности и отдыха. Данный этап может включать в себя движения под музыку и одновременное выполнение команд, а также повторение глаголов движения или даже лексических единиц.
Песни – физкультминутки, которые содержат большое количество грамматических и речевых конструкций, применяются в форме физической разминки и, в то же время, выполняют образовательную задачу.
За счет того, что все песни динамичные и занимательные, они позволяют быстро запомнить необходимые конструкции и фразы.
Канал YouTube дает возможность использовать огромное количество таких песен на любую тематику и любой сложности. (If you are happy and you know it…, Head and shoulders, knees and toes, and so on)
На своих уроках я стараюсь подобрать такую физминутку, которая связана с изучаемой лексической или грамматической темой. Это дает возможность дополнительно, в более непринужденной форме, закрепить изучаемый материал.
Например, при изучении темы «Myfamily»я советую использовать для разминки песню «Babyshark», где в простой и веселой форме повторяются основные слова по теме.
https://infourok.ru/kartoteka-fizkultminutok-na-angliyskom-yazike-dlya-doshkolnikov-3953874.html
4 - Закрепление, повторение нового материала
На этапе повторения и закрепления материала я использую различные презентации, электронные таблицы и схемы для того, чтобы процесс закрепления был разнообразным, а упражнения содержали яркие и запоминающиеся примеры.
Часто использую интерактивную доску для выполнения упражнений с пропусками или с глаголом (прилагательным, существительным), которые нужно изменить (раскрыть скобки, поставив в нужную форму).
Тренировочные упражнения могут быть как по изучаемой в данный момент теме, так и теме «Грамматика» и т. д.
Мной также используются материалы из сети интернет. К примеру, повторяя тему «Prepositions»я использую материал « Where is a monster?» (https://www.youtube.com/watch), который представляет собой изображение монстра, который каждый раз находит в каком-то определенном положении по отношению к разным предметам и задается вопрос «Where is a monster?», также даётся несколько вариантов ответа. Дети выбирают правильный вариант и картинка окрашивается в цвета.
Так же в своей работе я использую платформу Wordwall, которая позволяет в игровой форме повторить как лексический, так и грамматический материал. Данная платформа дает возможность работать в классе, отображая задания на экране, а также задавать упражнения для самостоятельного выполнения, используя ссылку-приглашение.
5 - Контроль успеваемости
Для контроля усвоения пройденного материала я использую разного уровня викторины, интерактивные он-лайн тесты, которые могут быть в устной или письменной форме. https://onlinetestpad.com/ru/tests/english
https://lim-english.com/tests/
Quizizz – еще один сервис для создания опросов и викторин. Здесь удобно создавать учебные викторины, тесты и опросы, которые ученики смогут решать в то же время соревноваться друг с другом.
Также использую тесты на определение уровня языка обучающихся. (https://puzzle-eng.lish.com/level-test).
Материалы, содержащиеся в данных платформах, для удобства разделены по классам, темам, уровням, что значительно облегчает работу педагога в подборе необходимых заданий.
Заключение
Использование ИКТ на уроках помогает повысить качество усвоения материала, так как делает занятия более наглядными, эффективно обогащает лексический запас, способствует точному контролю знаний учащихся. Подача учебного материала в интересной современной форме стимулирует учащихся к познавательной деятельности.Используя ИКТ из урока в урок, я могу сделать вывод, что они улучшают восприятие детьми учебного материала, способствуют оптимизации учебного процесса, дают возможность решать самые разнообразные дидактические задачи и создают благоприятный эмоциональный фон
Использование информационно-коммуникационных технологий формирует положительное отношение к урокам за счет яркой наглядности, разнообразной и увлекательной подачи материала.
.
Список рекомендуемой литературы
1. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30.
2.Безрукова Н.П., Звягина А.С., Оспенникова Е.В. Цифровые образовательные ресурсы в школе. М.: Университетская книга, 2011.
3.Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 09.02.2022).
4.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
6.Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.