Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Мурашов Н. К. Роль музея в патриотическом воспитании учащихся

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf

Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.
К сожалению, у многих современных школьников недостаточно сформирован идеал патриотической личности. Поэтому необходимо прилагать все усилия для того, чтобы подросток осознавал свою роль в обществе, умел отстоять свою позицию и испытывал необходимость приносить пользу своей стране и народу.
Воспитывая молодое поколение мы обязаны противопоставить искуственно-созданным ценностям – истину. А истина заключается в том, что за деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, земле ….. родине. Любовь к родине называется патриотизмом. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства “с молоком матери”.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Каждая школа имеет свои изюминки, которыми гордятся и учителя, и ученики. Одной из таких изюминок нашей школы является музей.
Инициатором создания школьного музея стали организатор внеклассной и внешкольной работы Л.Н. Булычёва и учитель обслуживающего труда Л.И. Журавлёва.
Идея объединила детей и наставников, только что открывшейся школы и 8 мая 1985г. в школе открылась экспозиция «Боевая слава наших земляков». На открытие экспозиции пришли ветераны войны и тыла, вдовы Великой Отечественной войны, родственники погибших земляков, жители посёлка. С тех пор музей стал центром празднования Дня Победы. Были открыты новые экспозиции: «История совхоза «Лесной», «История «Чемодуровской школы», «Крестьянская изба», «Документы прошлых лет», «Нумизматика», «История семьи в письмах», «Миг Сергея Рыбникова».
В марте 1990г. музею было присвоено звание «Школьный краеведческий музей». В 1995г. музей был награждён вымпелом Советского комитета ветеранов войны. В июне 2019г. подтверждено звание «Музей образовательного учреждения». Ни на один год не ослабевала работа музея. Он привлекал внимание учащихся района, его гостей. Экскурсоводы музея неоднократно признавались лучшими в районе. Работы актива музея и его руководителя становились призёрами Всероссийских конкурсов. А ученики школы и их родители каждый раз находят в нём что-то новое.
Музей стал визитной карточкой Чемодуровской средней общеобразовательной школы. В музей ребята приходят на уроках истории и литературы, изо и технологии. На уроках изобразительного искусства ребята с удовольствием рисуют ткацкий стан, орудия труда, домашнюю утварь.
Экспонаты музея знакомят учащихся с миром народной культуры Подмосковья. Ребята видят материалы, какие использовали в устройстве своего быта наши земляки: домотканую одежду, орудия труда, предметы быта. Для них становятся понятными такие малоупотребимые, но встречающиеся в художественной литературе, понятия как светец, люлька, укладка, квашня, веретено, кочедык, цеп и другие. Наблюдая процесс ткачества, слушая рассказ о семейном труде на току, ученики учатся слышать музыку труда. Мир музея знакомит своих посетителей с нравственными ценностями наших земляков: трудолюбие, милосердие, гостеприимство, любовь к природе, к родной земле. Ребята узнают об обычаях, традициях, праздниках своих земляков. На уроке русского языка учащиеся знакомятся со стилем написания деловых бумаг второй половины XIX – начала XX в. и, наверное, впервые узнают о новом содержании такого понятия как «приговор» (приговор схода жителей). Экспозиция «История семьи в письмах» позволяет познакомиться со стилем написания писем молодого человека своей любимой в 1913 1921г.г.
Январские 1918г. газеты «Эпоха», «Русские ведомости» позволяют узнать о политической обстановке того времени, непростой ситуации, сложившейся на Учредительном Собрании.
Обстановку в стране в начале XX в. Помогают понять фотоматериалы журналов «Нива», рассказывающие о русско-японской войне. А что такое культ личности ребятам легче понять, познакомившись с детской книжкой 1939г. И. Мошляк (герой Советского Союза) «Озеро Хасан». Знакомясь с экспозицией «История Чемодуровской школы» ребята узнают, что родная школа существует с 1862 г., видят уникальный экспонат – Похвальный лист нашего земляка Байкова за 1911 г. «За примерно – доброе поведение и отличные успехи в учёбе». Узнают, что похороненный на местном кладбище народный учитель Н.Ф. Покровский – это известный в своё время на всю страну учитель родной школы, узнают, что он был талантлив не только как Учитель, но и как художник, музыкант, автор песен, руководитель хора. Этот хор знали не только жители района, но и слушатели радио Коминтерна, зрители Колонного зала Дома Союзов. На фотографиях экспозиции находят своих бабушек и дедушек, мам и пап, своих учителей.
Всё это помогает воспитанию гражданина, патриота, но наибольшую возможность в воспитании патриота представляют материалы экспозиции «Боевая слава наших земляков».
В скорбном списке не вернувшихся с войны, ребята видят более ста фамилий и понимают, что для наших маленьких деревень это действительно много. В этом списке они трижды встречают фамилию Слёзкиных и пятикратно фамилию Боковых и понимают, что война действительно очень жестока, если матери братьев Слёзкиных и братьев Боковых так и не дождались с войны ни одного из своих сыновей.
Шинель солдата даёт возможность понять горе молодой женщины, познавшей накануне войны счастье жены, счастье матери (сын родился 20 июня 1941г.) так и оставшейся на всю жизнь Вдовой войны.
Письмо солдата Грачёва показывает, что во время войны люди проявляли свои лучшие качества и показывает, что Алёшка из х/ф «Баллада о солдате» - это не вымысел автора, а обобщённый образ и, наш земляк, отец пяти детей Иван Данилов, вполне мог быть прообразом главного героя фильма.
Возле стенда «Герои – воскресенцы» ребята узнают, что один из пяти погибших братьев Стрельцовых – Павел стал героем Советского Союза в 22 года.
В составе отряда «Поиск» ученики школы побывали в Долине смерти под Новгородом, на Бородинском поле и на земле Волгограда, откуда привезли новые экспонаты для экспозиции Боевой славы.
Музей посетили учащиеся школ, начального, среднего и высшего профессионального образования Воскресенского района, жители окрестных деревень, города, депутаты различных уровней, руководители предприятий района и области, туристы из Нефтекамска и Калининграда, Раменское и Люберец, профессора экономики из США. В музее работали операторы телеканалов "Культура" и "Звезда", Воскресенского телевидения.
Музей стал центром воспитательной работы школы: проводятся встречи ветеранами войны и труда, праздники Масленицы и Зимние Святки, русской и военной песни, встречи с поэтами и земляками, выставки художников – земляков. Школьный театр использует экспонаты музея для создания более достоверной обстановки на сцене. В краеведческом музее школы проводятся уроки мужества с участием ветеранов, участников событий, используются игры «Эрудит», викторины, «Поле чудес», посвященные героям битв и событиям малой родины. О музее МОУ «Чемодуровская СОШ» неоднократно публиковались материалы в воскресенских газетах «Наше слово», «ВосИнфо», «Куйбышевец», «Искра-ТВ», в передачах воскресенского телевидения, музей был участником фестиваля школьных музеев района.
По традиции после вручения аттестатов об окончании средней школы выпускники вместе с родителями приходят на экскурсию в школьный музей, после чего в Книге отзывов наверняка появится запись, подобная этой: «Удивительно, какие бесценные экспонаты собраны! Важно, что с каждым годом и десятком лет эти вещи будут становиться более интересными для новых поколений как исторические объекты. Это единственная возможность для местного населения узнать историю края, переоценить то, что их окружает, по-новому взглянуть на свой край. С надеждой, что музей сохранится и приумножится, несмотря на экономические, организационные и др. трудности. Выпускники 1993года». Или: «Посетила много разных музеев в разных городах. Ни один не произвёл такого сильного впечатления как ваш замечательный, удивительный, необыкновенный музей. В наше сложное время вы предоставили нам редкую возможность пережить несколько счастливых, восхитительных минут. Благодарна от всей души! Е.Бубнова» или: «Потрясающие истории, потрясающий рассказ, необыкновенное собрание архивных «живых» экспонатов, за которыми стоят судьбы людей…» Педагоги и учащиеся МАОУ «СОШ «Гармония».
Русский мыслитель Павел Флоренский предупреждал: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Вот над этим мы и призваны трудиться.
Чувство единения со своим народом, традициями своего народа, своей культурой, связь с землёй отцов и дедов – вот качество, которое стремится воспитать в своих выпускниках педагогический коллектив школы, и в этом вот уже 35 лет нам помогает наш Музей.




2020