Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Дегтерева Л.Б. Использование деятельностного подхода в обучении истории учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Библиографическое описание:

Дегтерева Л.Б. Использование деятельностного подхода в обучении истории учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Работа на уроке истории в условиях индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья строится на основе деятельностного подхода - метода обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

На своих уроках я применяю следующие образовательные технологии деятельностного типа:

1. проблемного обучения;

2. коррекционно-развивающие;

3. игровые технологии;

4. проектные;

4. информационно-коммуникативные;

5. здоровьесберегающие и другие.

На одном уроке можно применять весь комплекс перечисленных технологий деятельностного типа или использовать только одно из этих направлений.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке заключается в следующем: новый учебный материал необходимо делить на небольшие фрагменты и представлять в наглядной форме, в условиях практической деятельности, использовать большое количество тренировочных упражнений для закрепления, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Планируя урок, я стараюсь учитывать особенности психофизического развития детей с ОВЗ, их индивидуальные возможности, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Провожу уроки таким образом, чтобы в ходе обучения ребята не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психофизического развития.

В начале урока на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как фантастическая добавка «Машина времени», элемент театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют привлечь интерес учащихся к теме.

Дидактические задания предстают в форме коррекционных упражнений на доступном для учащихся уровне. Например, с целью развития поисковой деятельности учащихся использую следующие коррекционные задания:

- заполни пропуски (пропущены либо даты, либо события);

- расположи в хронологической последовательности (исторические события даны непоследовательно);

- соедини стрелками даты и события, расположенные вразброс, убери лишнее;

- даны таблица, схема: заполни недостающие пункты таблицы, подбери информацию к схеме; и т.д.

С целью развития мыслительной деятельности даю следующие коррекционные упражнения:

- «Исключение понятий». Зачитываются 5 слов. Четыре из них объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Ученики заслушивают эти слова в течение 10 секунд, а затем записывают лишнее слово, например: сословие, дворяне, крестьяне, казаки, барщина;

- «Перечень заглавий к тексту». Берется небольшой рассказ или сообщение на историческую тему. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание;

- «Упражнения в анализе и синтезе». Тест «Анаграмма». По данной анаграмме найти исходное слово.

Д М Т И Р Й И Д Н О С О К Й

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Князь, одержавший победу над ордынцами на Куликовом поле. (Дмитрий Донской)

Можно составлять любые слова из букв, которые встречаются в тексте учебника.

Для развития активного словаря учеников предлагаю следующие задания:

- Метод словесной ассоциации по схемам: в ответ на слово учителя необходимо в качестве ответа использовать только прилагательные (побоище – Ледовое, князь – Великий……или только глаголы (полководец – командует, ученый – изобретает...).

В среднем звене - в 5-9 классах успешно применяю игровые технологии.

Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для учащегося, потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе. Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания.

Игра способна также решить еще одну проблему - она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игры развивают смекалку, находчивость, внимание, интерес, развивают волю.

Во внеурочной деятельности провожу «Свою игру», обобщив знания по разделам «Древний Восток», «Древняя Греция». При проведении такого внеурочного занятия у детей с ОВЗ из 5 класса с привлечением обучающихся из 6 класса, добиваюсь следующих целей: повышение мотивации, образное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки работы.

При работе с новыми терминами хороша
Игра «Переводчик»
(Работа со словарём). Термины находим в учебнике в разделе «СЛОВАРЬ». По ходу игры школьникам предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например, «Акрополь» - укрепленная, обычно возвышенная часть города, где находился храм божества-покровителя. Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные фразы можно записать на доске и в тетрадь.

Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач. Я использую такие игры, как «Чистая доска», «Поле чудес», «Поймай рыбку» (на запоминание дат), «Древо познания» и многие другие.

Проектная технология. На мой взгляд, такие дети лучше всего проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию использую на уроках, предполагающих или допускающих элементы творчества, например, при изучении темы «Возникновение земледелия и скотоводства» можно предложить ребенку пофантазировать и составить мини-проект.

Объяснение на уроке новой темы может происходить при помощи распечатанных рабочих листов активности с отсутствующими связями, понятиями. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности. По ходу урока ребята заполняют рабочие листы, слушая объяснения учителя, читая текст учебника. Этот прием очень эффективен, т.к. позволяет учащимся самостоятельно получать знания и запоминать их.

Многие дети с ОВЗ очень медленно пишут или не могут писать вообще. Для упрощения данной задачи используются исторические диктанты. Например, исторический диктант «Египет и Китай» для учеников 5 класса. Ученик пишет только два слова: «Египет» и «Китай». Учитель произносит различные факты, имена, названия, связанные с одним из этих полисов. Все они пронумерованы. Ученик должен поставить цифру напротив того названия страны, которому принадлежит данный факт, событие или имя. Например, 1 – Сфинкс.

Использование деятельностного подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает целый ряд преимуществ: усиление мотивации, развитие самостоятельной деятельности, активизацию мышления, способности к анализу и обобщениям.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода - конкретно-научной методологии изучения человека в психологии // Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007 - с. 117-184.

2. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. - М.: Вита-пресс, 2008.
2023