Библиографическое описание:
Щербакова Н.В. Педагогическая поддержка творческого самовыражения младших школьников средствами ивент-технологий // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Современный этап развития российского общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подходить к решению актуальных жизненных проблем, выстраивать на ценностно-смысловой основе свои отношения с людьми, владеть нравственными способами самовыражения и самореализации.
Творческое самовыражение является продуктом длительного возрастосообразного накопления человеком опыта созидания и преобразования самого себя и окружающей действительности. Позиции учёных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческого самовыражения является старший дошкольный и младший школьный возраст. При этом наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает один из основных видов деятельности школьника – искусство. По мнению исследователей детского изобразительного творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и др.) его значение для ребёнка в первую очередь определяется тем, что оно, подкрепляясь определённым эмоциональным настроем, выступает эффективным средством стимулирования творческого самовыражения дошкольников.
Педагогическая поддержка творческого самовыражения младших школьников, есть особая тактика деятельности педагога, ориентированная на стимулирование процессов самораскрытия, самопроявления личности ребёнка в процессе учебной деятельности, неизбежно требующая создания оптимальных условий для раскрытия способностей обучающихся, творческого потенциала каждого из обучающихся, желания и стремления выразить свои созидательные возможности. Большим потенциалом в этом плане обладают такие современные образовательные технологии как ивент-технологии. Одно из направлений ивент-технологии – событие. Событие должны быть ярким, необычным, оригинальным, поразительным.
Применение ивент-технологии в работе с младшими школьниками позволяет формировать у обучающихся Я-концепцию, самосознание личности младшего школьника. Ивент-технология по своей сути полифункциональна. Она выполняет следующие функции: информационную (распространение знаний о культуре досуга, транслирование информации о многообразии видов и форм досуга); воспитательную (передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре); дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга); социализации (реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что младший школьник воспринимает себя как индивидуальность, все больше понимая, чем он отличается от других, стремясь самоутвердиться, самовыразиться. Самовыражение в младшем школьном возрасте – основа построения позитивного и гармоничного образа «Я» и образа мира. Наиболее эффективными для осознания себя и мира младших школьников являются методы творческого самовыражения. На сегодняшний день творческое самовыражение и саморазвитие личности ребенка является актуальной проблемой современности, для решения которой наиболее доступными и действенными средствами являются ивент-технологии.
Понятие «самовыражение» тесно связано с понятиями «Я» и «самосознанием». Способность «Я» ребенка познавать мир носит творческий характер. Обязательным условием педагогической поддержки творческого самовыражения младших школьников средствами ивент-технологий должно являться событие. События должно быть ярким, необычным, оригинальным, поразительным. Это могут быть акции, конференции, обучающие тренинги, деловые встречи, саммиты, мероприятия, презентации, выставки, фестивали, ролевые и деловые игры, розыгрыши, зрелищные программы, а также другие мероприятия любого формата.
В средней общеобразовательной школе с младшими школьниками необходимо проводить работу по поддержке творческого самовыражения на регулярной основе.
При этом при реализация педагогической поддержки творческого самовыражения младших школьников наиболее эффективными средствами являются ивент-технологии.
Библиографический список
1. Азарова Ю.А. Ивент-технологии как педагогический ресурс формирования корпоративной культуры. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivent-tehnologii-kak-pedagogicheskiy-resurs-formirovaniya-korporativnoy-kultury (дата обращения: 05.01.2021). – Текст: электронный.
2. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с. – Текст: непосредственный.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1976. - 182 с. – Текст: непосредственный.
Щербакова Н.В. Педагогическая поддержка творческого самовыражения младших школьников средствами ивент-технологий // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Современный этап развития российского общества характеризуется становлением образования нового типа, смыслообразующим фактором которого выступает идея воспитания человека культуры, «человека-созидателя», «человека-творца», способного позитивно и конструктивно подходить к решению актуальных жизненных проблем, выстраивать на ценностно-смысловой основе свои отношения с людьми, владеть нравственными способами самовыражения и самореализации.
Творческое самовыражение является продуктом длительного возрастосообразного накопления человеком опыта созидания и преобразования самого себя и окружающей действительности. Позиции учёных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческого самовыражения является старший дошкольный и младший школьный возраст. При этом наиболее действенным фактором творческого самовыражения детей выступает один из основных видов деятельности школьника – искусство. По мнению исследователей детского изобразительного творчества (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и др.) его значение для ребёнка в первую очередь определяется тем, что оно, подкрепляясь определённым эмоциональным настроем, выступает эффективным средством стимулирования творческого самовыражения дошкольников.
Педагогическая поддержка творческого самовыражения младших школьников, есть особая тактика деятельности педагога, ориентированная на стимулирование процессов самораскрытия, самопроявления личности ребёнка в процессе учебной деятельности, неизбежно требующая создания оптимальных условий для раскрытия способностей обучающихся, творческого потенциала каждого из обучающихся, желания и стремления выразить свои созидательные возможности. Большим потенциалом в этом плане обладают такие современные образовательные технологии как ивент-технологии. Одно из направлений ивент-технологии – событие. Событие должны быть ярким, необычным, оригинальным, поразительным.
Применение ивент-технологии в работе с младшими школьниками позволяет формировать у обучающихся Я-концепцию, самосознание личности младшего школьника. Ивент-технология по своей сути полифункциональна. Она выполняет следующие функции: информационную (распространение знаний о культуре досуга, транслирование информации о многообразии видов и форм досуга); воспитательную (передача образцов жизнедеятельности, воспроизведение моделей поведения, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, свободы личностного выбора; формирование отношения к миру, самому себе; приобщение к национальной и региональной культуре); дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области организации культурного досуга и использование их в личностном опыте); релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы досуга); социализации (реализация внутренне присущих человеку задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что младший школьник воспринимает себя как индивидуальность, все больше понимая, чем он отличается от других, стремясь самоутвердиться, самовыразиться. Самовыражение в младшем школьном возрасте – основа построения позитивного и гармоничного образа «Я» и образа мира. Наиболее эффективными для осознания себя и мира младших школьников являются методы творческого самовыражения. На сегодняшний день творческое самовыражение и саморазвитие личности ребенка является актуальной проблемой современности, для решения которой наиболее доступными и действенными средствами являются ивент-технологии.
Понятие «самовыражение» тесно связано с понятиями «Я» и «самосознанием». Способность «Я» ребенка познавать мир носит творческий характер. Обязательным условием педагогической поддержки творческого самовыражения младших школьников средствами ивент-технологий должно являться событие. События должно быть ярким, необычным, оригинальным, поразительным. Это могут быть акции, конференции, обучающие тренинги, деловые встречи, саммиты, мероприятия, презентации, выставки, фестивали, ролевые и деловые игры, розыгрыши, зрелищные программы, а также другие мероприятия любого формата.
В средней общеобразовательной школе с младшими школьниками необходимо проводить работу по поддержке творческого самовыражения на регулярной основе.
При этом при реализация педагогической поддержки творческого самовыражения младших школьников наиболее эффективными средствами являются ивент-технологии.
Библиографический список
1. Азарова Ю.А. Ивент-технологии как педагогический ресурс формирования корпоративной культуры. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivent-tehnologii-kak-pedagogicheskiy-resurs-formirovaniya-korporativnoy-kultury (дата обращения: 05.01.2021). – Текст: электронный.
2. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с. – Текст: непосредственный.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1976. - 182 с. – Текст: непосредственный.