НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Борисова А. М., Мурзина Е. А. Анимация и мультипликация в дошкольной коррекционной педагогике

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


 Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности. Ее итог – мультфильм, полностью созданный руками детей. Детская анимация – синтетический вид искусства, включающий множество других, способна стать лучшей методикой для выявления детской одаренности.
В современном дошкольном образовании актуальной проблемой стоит необходимость разработки системы работы с детьми дошкольниками по созданию мультфильмов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).
Актуальность темы, над которой работали в течение нескольких лет, заключается в том, что в настоящее время у детей, в т.ч. и дошкольников наблюдается повышенный интерес к различным гаджетам, телефонам, компьютерам и интернету. Доказано, что бесконтрольный просмотр мультфильмов, видеороликов является одним из факторов нарушений развития речи дошкольников, тем самым процесс социализации ребенка замедляется. Задача педагога и родителей контролировать этот процесс, открывая перед ребенком, особенно детьми с ТНР (ОНР) новые горизонты, актуализируя знания и интересы, повышая мотивацию к обучению.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: Обеспечение возможности гармоничного, целостного развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Создание мультфильма – процесс длительный и многогранный, позволяющий решать многие задачи современного дошкольного образования, в т.ч. и успешную социализацию ребенка, в т.ч. с нарушения речевого развития. В процессе совместной деятельности происходит коммуникация педагога и воспитанника, в основе которой заинтересованность ребенка в конечном результате – мультфильме созданном его руками.
Интеграция деятельности педагогов и социальных партнеров способствует обновлению содержания дошкольного образования и повышения мотивации к обучению детей старшего дошкольного возраста, в т.ч. детей с речевыми нарушениями в развитии, их успешной социализации.

Проанализировав теоретические аспекты данной проблемы в работе с дошкольниками, нами было установлено, программ и учебно-методических пособий очень мало, если нет совсем или они не отвечают требованиям, предъявляемым к программа ДО педагогами МБДОУ Собинского района д/с №11 «Ласточка» г. Лакинск в августе 2020 года была разработана Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты детской анимации». Накопив определенный опыт работы по созданию с детьми дошкольникам детских мультфильмов (2015-2019 гг), творческой группой педагогов было принято решение о необходимости проведения такой работы с детьми группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР).
В условиях работы мультстудии проходила апробации технологии создания мультфильмов руками детей и оценка эффективности данной работы в контексте успешной социализации ребенка с нарушениями речевого развития. Освоение педагогом новых программ, технический средств – мультстудий для плоскостной и объемной анимации, программ для покадровой съемки и монтажа мультфильма.
Целью программы является создание условий для проявления детской инициативы и коррекции речевых нарушений детей группы компенсирующей направленности с ТНР в процессе создания анимационных фильмов.
Задачи:
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Ø Обогатить представления детей о профессиях, связанных с мультипликацией;
Ø Актуализировать знания детей о технологии создания мультфильма через совместную деятельность
Ø Способствовать развитию мелкой моторики рук в процессе лепки, рисования;
Ø Коррекция развития речевых нарушений через использование специально подобранных стихотворения, загадок, скороговорок (методика Фомичёва М.Ф.)
Ø Способствовать развитию детской самостоятельности, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, работая в коллективе

Оценка результатов, достигнутых детьми при освоении содержания программы «Секреты детской анимации» ориентирована на показатели детской успешности.
Программой предусмотрена промежуточная аттестация, входной и итоговый контроль в конце года
Формы проведения промежуточной аттестации
Опрос
Ø проводится воспитателем ГКН в начале года в конце «Вводного занятия»;
Ø основан на привлечении внимания обучающихся к правилам поведения в студии и технике безопасности работы с оборудованием.
Беседа
Ø проводится воспитателем ГКН по итогу завершения раздела «История мультипликации»;
Ø основана на выявлении уровня усвоения материала обучающимися и коррекции знаний.
Игра
викторина
Ø проводится руководителем мультстудии, как итоговое мероприятие раздела «Технология создания мультфильма»;
Ø основана на поддержании интереса обучающихся к занятиям в студии.
Педагогический мониторинг
6.       проводится педагогом-психологом и воспитателем ГКН, как в ходе усвоение нового материала, так и по итогам освоения разделов программы;
7.       основан на целенаправленном систематическом ведении наблюдения за воспитанниками, анализе детских работ.
Конкурс
работ
Ø проводятся педагогом-психологом по итогам создания персонажей мультфильма, декораций;
Ø основан на объективном оценивании обучающимися работ и определении уровня развития ИЗО-деятельности.
Премьерный показ и запись видеодисков для родителей
Ø проводятся руководителем мультстудии по итогам создания мультфильма (премьерный показ) и в конце учебного года (запись видеодиска для родителей);
Ø основаны на включении родителей в работу студии и на создании ситуации «Успеха» у обучающихся.
Форма проведения входного и итогового контроля.
Входной (август)
Итоговый (май)
Воспитатель ГКН определяет уровень развития мелкой моторики обучающихся
Воспитатель ГКН определяет уровень развития мелкой моторики обучающихся
Педагог психолог выявляет уровень владения обучающихся навыками создания собственного оригинального образа в изобразительной деятельности.
Педагог психолог выявляет уровень владения обучающихся навыками создания собственного оригинального образа в изобразительной деятельности.
Руководитель студии определяет уровень владения технологиями создания мультфильма у обучающихся
На последнем занятии педагог психолог проводит дидактическую игру «Кто делает мульфильмы?» с целью выявления у обучающихся уровня владения знаниями о профессиях в мультипликации
В 2020-2021 уч/году в детском саду открылась студия детской анимации «ANIмагия». Для ее открытия необходимо было отдельное помещение. Администрацией ДОУ было принято решение объединить кабинет заведующий и методический кабинет.

 Мультстудия оборудована:
·          мебель (круглый стол для 8-10 воспитанников, 10 стульев, рабочий стол и стул педагога, два столика для мультстанков, две тумбы для расходных материалов: карандаши, краски, фломастеры, пластилин, ножницы и т.п.)
·          техническое оборудование:
·          Мультстанок стационарный для перекладной анимации СПАФ-32М
С помощью данного оборудования создаются мультфильмы в технике перекладной анимации (плоскостной). Так же в него встроен световой планшет, который можно использовать для создания мультфильмов с сыпучими материалами (песок, крупа).
Патент RU 2717694 ​- Многофункциональный Мультстанок Н.Пунько СПАФ-32М с камерой + ПО для создания мультфильмов + Световой планшет для мультстудии + Комплект материалов для перекладки.
·          Мультстанок - СКАФ-33 предназначен для создания мультфильмов методом кукольной анимации.
На нем создаются объемные мультфильмы с помощью кукол, лего, и прочих предметов.
Патент RU 2717694 - Мультстанок-песочница О.Дунаевской СКАФ-33 с камерой + методическое пособие + расходные материалы + программное обеспечение для создания мультфильмов
·          Ноутбук, компьютер в сборе;
·          программное обеспечение: Movavi Видеоредактор (Образовательная версия) для монтажа, AnimaShooter Junior для покадровой съёмки анимации с поддержкой веб-камер$
·          баннер с логотипом мультстудии 2,5 м Х 2,8 м, фартуки для занятий.
Открытие мультстудии в 2020-2021 уч/года стало для детского сада большим событием. Для этого творческой группы педагогов пришлось привлекать и финансовые средства, на которые и приобреталось оборудование. Не секрет, что есть организации, которые проводят конкурсы, в который организация может выиграть грант на реализацию своего проекта. Мы нашли два таких всероссийский конкурса, организованных Фондом президентский грантов и Организации Группы «ЛУКОЙЛ» и Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ».
Летом 2020 года был разработан проект «Хорошее дело» для участия в конкурсе социальных и культурных проектов кампании «Лукойл», который стал победителем. На средства грантодателя и были приобретены оборудование и программное обеспечение мультстудии.

В ходе работы с детьми ГКН с ТНР ОНР было создано 2 мультфильма: «Новогодняя быль» по одноименному рассказу С. Михалкова и «Русская матрешка» (авторский сценарий), которые так же размещены на видеохостинге Youtube на канале Борисовой Анны Михайловны.
Пандемия ограничила возможности детского сада в работе с социальным окружением. В этом плане нам помог интетнет: видеоэкскурсия в Музей киностудии Союзмультфильм, виртуальная экскурсия в Московский музей анимации.
С помощью анкетирования и самоанализа педагогической деятельности, на заключительном этапе работы, педагоги выявили положительные изменения в использовании своего профессионального потенциала в работе с детьми по созданию детской анимации
Используемые формы работы оказались действенными.
Теоретический материал позволил воспитателям обобщить и упорядочить знания, определить основные ориентиры работы на будущее. А совместные практические занятия на оборудовании способствовали совершенствованию профессионального мастерства и ИКТ компетенций педагогов.
У детей группы компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) к концу года по итогам реализации ДООП «Секреты детской анимации» (адаптированная) повысились знания:
·          об основных видах анимационных техник (пластилиновая, бумажная, сыпучая);
·          о способах движения/«оживлении» мультипликационных героев на экране;
·          о звуковом и музыкальном сопровождении мультфильма;
·          о планировании своих действий в соответствии с поставленной задачей;
·          об анализе полученные в ходе работы результатах.
В ходе реализации программы у ребенка формируются и совершенствуются навыки по образовательным областям:
Образовательная
область
Навыки, полученные обучающимися в ходе реализации программы
Художественно-
эстетическое развитие
Ø активно проявляет интерес к творческой деятельности, создает собственный оригинальный образ;
Социально-
коммуникативное
развитие
Ø умеет принимать на себя ответственность за собственные действия, за работу в команде,
Ø умеет организовать рабочее место, доводить начатое дело до конца
Ø активно проявляет интерес к знаниям о профессиях мультипликаторов (сценарист, художник, аниматор и т.п.);
Познавательное
Развитие
Ø ребенок знает названия и назначение техники, необходимой для создания анимационного фильма
Речевое развитие
Ø в озвучивании героев мультфильма ребенок эмоционален, выразителен, проявляет инициативу;
Ø у ребенка развита интонационно-выразительная сторона речи: умеет пользоваться интонацией, мимикой, умеет передавать и понимать мысли и чувства героев
Физическое развитие
Ø развитие мелкой моторики рук в процессе освоение и совершенствования различной техники создания героев

Мультфильм руками детей/ Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова – изд. Просвещение: М, 1990
2021