НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ерохина Н.И., Съедина А.Ю. Долгосрочный творческо-информационный проект «Земля — кормилица Белгородчины»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Актуальность проекта
Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что формирование экологической культуры является одной из ведущих задач образовательного процесса детского сада. Становление бережного отношения к земле к одному из источников жизни человека закрепляется прежде всего в самостоятельно выполняемых детьми трудовых действиях на основе понимания земли как важнейшей ценности.
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для трудового воспитания детей. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок приходит к пониманию того, что труд является источником существования человека, производителем благ, условием удовлетворения его потребностей.
Если взрослые, окружающие ребенка, положительно относятся к труду, выказывают свое уважение, восхищение трудолюбием, если ребенок постоянно находится в атмосфере труда, то вскоре он начинает чувствовать его необходимость.
Все это является основой нравственного воспитания ребенка.
Кроме того, труд взрослых оказывает влияние на познавательное, умственное развитие детей. Посещая различные предприятия, знакомясь с трудом взрослых на кухне, гараже, транспорте, фабрике и т.д. Ребенок расширяет свой кругозор, обогащает знания об окружающем мире, устанавливает связи между деятельностью человека и настоящим положением вещей. Например, труд лесника способствует росту лесов, сохранению животных и растений, что приводит к тому, что наша земля становится богаче и красивее.
Однако сегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, это связано, прежде всего, с материальными трудностями: отсутствием «трудового пространства» (в детских садах дошкольники обычно трудятся только в уголках природы), орудий труда, времени. Сегодня задача трудового воспитания не является приоритетной. На первый план выдвинулись задачи умственного и физического воспитания. Но, как мы уже отмечали выше, именно трудовая деятельность является основой развития нравственных качеств личности, умственного, физического развития и т.д. А истоки возникновения самостоятельной трудовой деятельности дошкольника происходят из ознакомления детей с трудом взрослых.
Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу;
- результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, Чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;
- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность.
Проблема проекта: недостаточно сформированные основы экологической культуры у дошкольников.
Цель проекта: воспитывать у дошкольников эмоционально-ценностное отноше­ние к труду на земле и его результатам, желание трудиться, уважение к труду взрослых, нравственные чувства, познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи проекта:
1.       Формировать у дошкольников представления о взаимосвязи плодородия земель и развития сельского хозяйства родного края; о значении, составе и расположении почв Белгородского края; о земледелии края; о выращивании на белгородском черноземе сельскохозяйственных культур и производстве из них продуктов питания, а также; умения возделывать почву, выращивать сель­скохозяйственные культуры.
2.       Активизировать познавательный интерес детей к изучению почв родного края, используя исследовательскую и трудовую деятельность.
3.       Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
4.       Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу.
Участники проектной деятельности: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-информационный, экологической направленности.
По составу участников: коллективная.
По срокам реализации: долгосрочный.
Ожидаемый результат: Проявление эмоционально-ценностного отноше­ние к труду на земле и его результатам, уважения и благодарного отношения к труду людей, участвующих в выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.

Этапы организации долгосрочного творческо-информационного проекта

«Земля – кормилица Белгородчины» 11 апреля 2018 г.–24 сентября 2018 г.

Организационный этап проекта: 11- 23 апреля 2018 г.
Формулировка цели и определение задач
Составление плана основного этапа проекта
Составление паспорта проекта
Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов
Подбор презентация для просмотра
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
Объем и содержание работы основного этапа проекта: 24 апреля - 3 сентября 2018 г.
Мероприятия
Цели и задачи
Материал и пособия
НОД «Почва Белгородского края»
Систематизировать и уточнять представления детей о «Земле-кормилице». Формировать представления о составе и гео­графическом расположении почв края. Воспитывать любовь к зем­ле, гордость за родную землю, желание ее беречь. Развивать уме­ние анализировать, делать умозаключения и сопоставления.
Посылочный ящик, плоскостные изображения: земля-кормилица - 50 см, фея-Черноземка - 30 см, Глинка - 20 см, Песчанка - 10 см, Мелянка - 5-8 см, мяч, образцы почв (чернозем, с примесями глины, песка, мела), карта области, фишки (черные, коричневые, желтые, белые), письмо, лейка с водой, угощение земли-кормилицы (любые овощи или фрукты).
НОД «Земелюшка-чернозем в сельском хозяйстве края»
Формировать представление о значении чернозема в жизни края, о земельных ресурсах Белгородчины. Продолжать учить ориентироваться по карте области. Воспитывать уважение к труду человека в сельском хозяйстве.
Картинки с изображением города, села, реки, оврага, пашни, плодового сада, леса, болота, сенокоса, пастбища, меловых отложений, карьеров по добыче полезных ископаемых и др., разноцветный круг земельных ресурсов Белгородчины, карта области, перфокарты по количеству детей «Что способствует богатым урожаям».
НОД «Сбережем землю-кормилицу»
Развивать умение видеть положительные и негативные факторы воздействия человека на почву. Совершенствовать навыки составления связного рассказа. Способствовать развитию умений детей в художественно-творческой деятельности, передавать образы, фантазировать, выделять характерные цветовые решения.
«Жалобная книга природы», изображение земли-кормилицы, письмо, цветные листы по выбору детей, крас­ки, фломастеры, цветные карандаши по желанию детей.
НОД «Труженик села и плодородная земля - кормилицы народа»
Систематизировать представления детей о получении продуктов питания из выращиваемых в сельском хозяйстве куль­тур. Закреплять представления о яровых и озимых хлебных куль­турах, о механизированных процессах в полеводстве. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства.
Картинки с изображением сельскохозяйствен­ной техники, продукты питания из сельскохозяйственных культур, карта области, хлеб для угощения.
НОД «Спасибо всем, кто хлеб растит»
Формировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая. Систе­матизировать знания об очередности трудовых процессов земле­дельцев. Учить передавать этапы трудовых процессов в рисунке, используя различные приемы и средства изображения. Воспиты­вать уважение и благодарность ко всем людям, причастным к по­лучению урожая.
Картина «Нива золотая», плоскостные изо­бражения: машина, самолет, трактор с плугом, трактор с бороной, с сеялкой, детские лопаты и грабли, семена, стакан с семенами и во­дой, белый халат ребенку-лаборанту, колос-трансформер, листы белой или тонированной бумаги, краски, цветные карандаши, фло­мастеры.
НОД «Природа вокруг нас»
Систематизировать представления о взаимосвязях и за­висимостях в природе. Формировать навыки посева семян цветов. Развивать чувство ответственности за сохранение природы.
Наборы картинок с объектами природы по ко­личеству детей, перфокарты, наборы цепочек с взаимосвязями в природе (Н.А. Рыжовой), маркеры, фишки, «Жалобная книга при­роды», письмо, фартуки, семена цветов, посадочная емкость, лейка, лопатки, аудиозапись с песней «Волшебный цветок».
НОД «Вот она какая, Землица родная!»
Закреплять представления о землях Белгородского края, ее качествах и значении, о растительном мире. Воспитывать гор­дость и уважение к белгородскому черноземному богатству.
Персонаж Землянушка, коробочки с образцами почв, сигнальные карточки, карта, указка, фишки (белая, черная, желтая, коричневая).
НОД «Откуда хлеб пришёл»
Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании. Развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков, упражнять в подборе синонимов, развивать координацию движений, мелкую моторику рук, развивать дыхательную гимнастику.
Хлебобулочные изделия, кусок черного хлеба, батон, колосья ржи, пшеницы, различные сорта муки, детские гр. машины, картина поля.
Экспериментальная деятельность «Почва Белгородской области»
Дать детям возможность увидеть, что почва насыщена воздухом, необходимым для дыхания корней растений и живых существ, населяющих ее. Дать детям возможность увидеть, что почва, насыщен­ная перегноем, впитывает больше воды и медленней ее отдает, чем почва без перегноя. Дать детям возможность увидеть, как проверяется се­менной материал при помощи воды.
Материалы центра «Лаборатория».
Игра «Мы сажали огород»

Обогащать представления детей о приемах посадки раз­личных овощных культур, развивать умение образно передавать их в пантомиме.

Игра «Кого кормит земля»

Формировать представления детей о значении «земли- кормилицы» для людей, животных и растений.

Игра «Чем кормит нас земля»

Обогащать представления детей о разнообразии сель­скохозяйственных культур.
Картинки любой сельскохозяйственной культу­ры растущей на полях, огородах, садах края.
Игры на группировку и классификацию по теме «Земля- кормилица»
Закреплять представления детей о дарах земли- кормилицы края.

Игра «Найди овощи по описанию»
Систематизировать знания детей об овощах.
Муляжи овощей.
Игра «Поймай и назови»
Систематизировать представления детей о биологических комплексах.

Целевые прогулки по экологической тропе. Наблюдение за изменениями состояния почвы весной на объектах экологической тропы.
Показать сезонные изменения почвы.

Трудовая деятельность детей на земле.
Формировать трудовые умения и навыки работы на земле.
Трудовой инвентарь: грабли, лейки, перчатки для труда
Целевые прогулки на огород, уголок поля, луга, леса.
Д/и «Какие овощи, где растут», «Узнай на ощупь».
Закреплять представление детей об особенностях ухода за растениями в поле, саду, на огороде.

Чтение стихотворений, пословиц о труде, земле, овощах.
Обогащать представления детей о разнообразии профессий, связанных с трудом на земле, о земледелии карая, о выращивании сельскохозяйственных культур.

С/р игры «Овощной магазин», «Огород».
Д/и «Экологическое лото», «Продолжи цепочку».
Закреплять представление о последовательности выращивания растений и уходе за почвой летом.

Экскурсия в краеведческий музей, посещение экспозиции «Земля Белгородская».
Систематизировать представления о тружениках-земледельцах, предприятиях перерабатывающей промышленности.

Лабораторное занятие «Состав почвы»
Уточнить представления об особенностях, качестве почвы родного края.
Иллюстрации почв Белгородской области, образцы почв, микроскоп.
НОД «Сельское хозяйство Белгородчины»
Формировать представления о появлении и современном развитии сельского хозяйства в родном крае.
Иллюстрации с изображением предприятий сельского хозяйства Белгородской области, кроссворды, карта Белгородской области.

Заключительный этап проекта: 4 - 24 сентября 2018 г.
1.       Проведение праздника «Земля-Белогорья на зернышке стоит»
Цель: обобщать знания детей о чероземном богатстве края.
2.       Проведение турнира знатоков «Злаки Белгородского черноземья»
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о хлебном поле.
3.       Проведение экологической акции «Сбережем чернозем – богатство Белгородского края»
Цель: формировать представление о способах защиты и восстановления почвы.
Продукт проектной деятельности:
1.       Картотека малых фольклорных жанров по теме «Земля – кормилица Белгородчины».
2.       Гербарий «Хлебные злаки», «Луговые злаки».
3.       Фоторепортаж семей «Мы - земледельцы».
2018