НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева Ж.Н., Теверова О.И. Применение технологии БОС в условиях дошкольного образовательного учреждения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит наиболее остро. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья.

Воспитание здорового ребенка было и остаётся самым актуальным вопросом в практике семейного и общего дошкольного воспитания, отсюда возникает необходимость поиска эффективных средств решения проблемы. Особое значение имеет организация оздоровительной и профилактической деятельности в детском саду в соответствии с современными требованиями общества в части сохранения и укрепления здоровья детей. Все это вызывает потребность углубленно заняться оздоровлением детей.

Более того, наиболее активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством

коррекционно-развивающей работы с детьми. Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применён при разработке метода биологической обратной связи (далее «БОС»). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на ребёнка.

Имеющиеся на сегодняшний день групповые и многоцентровые данные свидетельствуют о том, что метод БОС эффективно применяется при синдроме нарушения внимания и гиперактивности у детей, мигрени, бронхиальной астме и др., помогает сократить численность длительно и часто болеющих более чем на 50%, а у более чем 60% больных неврозами, депрессивными и тревожными нарушениями и вовсе исключить лекарства в ходе лечения и восстановительного периода. БОС-терапия, включенная в стандартную программу восстановительного лечения и реабилитации, объективно сокращает сроки выздоровления в 2- 5 раз, а также значительно снижает число повторных обращений.

Все это говорит не только о медицинской целесообразности, но и экономической обоснованности широкого внедрения БОС-технологий.

Технология БОС (биологическая обратная связь) создана отечественным ученым, кандидатом биологических наук, директором ЧОУ ДПО «Институт биологической обратной связи» - Александром Афанасьевичем Сметанкиным.

Его команда в течение многих лет ведет работу по таким направлениям как:

- создание медицинских аппаратов с использованием БОС;

- система здоровьесберегающих технологий;

- инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС для системы дошкольного и школьного образования.

По мнению Сметанкина А.А., биологическая обратная связь – это технология здоровья XXI века, так как она предполагает активное отношение человека к формированию собственного здоровья, дает возможность научиться управлять своим организмом.

В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, диафрагмально-релаксационное дыхание). Для тренировки правильного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) используется прибор обратной связи, который называется преобразователем биоэлектрических сигналов - ПБС.

С его помощью ПБС получает информацию о работе сердца и дыхания. При этом используется навык диафрагмально-релаксационного дыхания, а правильность выполнения упражнения контролируется с помощью компьютера.

Реализация технологии БОС в системе дошкольного образования является одним из перспективных направлений успешной реализации нового ФГОС, в рамках которого отмечается необходимость внедрения новых технологий. На наш взгляд, одной из таких технологий, применение которой подразумевает решение задач разных областей ФГОС, является технология БОС, направленная на формирование нового типа дыхания, с хорошим длинным выдохом, с обретения устойчивого навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Технология БОС в рамках ФГОС ДО позволяет работать над коррекцией и профилактикой ряда

заболеваний, и сформировывать новый стереотип дыхания, улучшая физиологические показатели детей.

В соответствии с законом «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, а также, что «только взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, т.е. совокупность действий, субъектов, объединенных общей целью в деятельности, обеспечивает влияние на развитие личности дошкольника (О.Л. Зверева, Н.В. Корниенко, З.И. Теплова).

Мероприятия с родителями:

- Консультационно - педагогическое просвещение родителей по вопросам снятия психоэмоциональных перегрузок на основе технологии БОС – Здоровье как залога успешной подготовки к школе: характеристика технологии БОС (раздается домой инструкция по релаксационному дыханию, которая способствует формированию правильного дыхания).

- Информационные стенгазеты: «Актуальность применения технологии

«БОС - Здоровье», «Применение здоровьесберегающих педагогических технологий» в детском саду», «Инновационная методика Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» и др., буклеты «Диафрагмально-релаксационное дыхание», «Как избежать проблем адаптации детей у школе» и др. Так как эти формы работы позволяют в доступной, краткой, наглядной форме донести до родителей нужную информацию, заинтересовать их, обогатить знаниями.

- Презентации «Компьютер для детей – за и против». Дали родителям представления о пользе компьютерных программ для развития ребенка, познакомил со способами сохранения здоровья ребенка при работе на компьютере, позволил осознать, что сегодня информационные компьютерные технологии являются тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации,

воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

- Письменные и устные рекомендации, индивидуальные беседы с родителями по проведению гимнастики для глаз, гимнастики для снятия мышечного напряжения во время и после работы с компьютером, по обеспечению безопасного использования компьютера.

Преимущества БОС-технологии

· Нетоксичность.

· Надежность.

· Эффективность.

· Неинвазивность.

· Отсутствие побочных эффектов, т.к. технология БОС является

немедикоментозной.

· Обучение навыкам саморегуляции, релаксации.

· Длительное сохранение полученных навыков.

Противопоказания

Абсолютные:

1. Наличие тяжелых нарушений психики, волевой сферы и интеллекта.

2. Нарушения ритма сердца (выраженные).

Относительные:

1. Возраст младше 5 лет.

2. Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний.

3. Болевой синдром любого происхождения.

4. Эпилепсия и другие состояния, провоцирующие судорожный синдром при гипервентиляционном типе дыхания.

5. Наличие диафрагмальной грыжи.

6. Травмы центральной нервной системы, позвоночника и грудной клетки в остром периоде.

7. Состояние восстановления после перенесенных заболеваний до момента допуска к занятиям физической культурой.

8. Негативное отношение ребенка или родителей к данной методике оздоровления.

9. Все противопоказания к электроэнцефалографии и индивидуальные реакции на проводимые процедуры.

10. Психопатии, расстройства личности; нарушения интеллекта.

11. Ожирение III степени.

Специалисты нашего учреждения (инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог), приняли участие в консультативных семинарах по обучению работе с БОС, на базе ООО«НПФ «Амалтея»,

г.Санкт – Петербург, в объеме 32 академических часов.

Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон,

лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации. Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности.

Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально - релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох.

Реализация технологии «БОС – Здоровье» в дошкольном учреждении помогает воспитанникам развить необходимые для дальнейшего обучения в школе функции, такие как, организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, фонематический слух, речь, внимание, память.

Технология БОС - это дыхание, дарящее здоровье. Именно этот метод раскрыл тайну гармонии работы дыхания и сердца. Невероятно, но теперь это дыхание доступно каждому ребенку и каждый с его помощью может защитить себя от вредных последствий стресса и психоэмоциональных перенапряжений. В ходе активного применения БОС-технологии выявились преимущества использования

тренажера БОС перед традиционным подходом в оздоровлении и профилактике заболеваний у детей старшего дошкольного возраста:

· Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС со зрительной, звуковой и игровой обратной связью, что обеспечивает согласованную деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

· Использование игровых компьютерных сюжетов, повышающих интерес к БОС.

· Технология БОС-Здоровье позволяет осуществлять индивидуальный подход в процессе здоровьесозидания с учетом психологического и физиологического развития ребенка, а также сопутствующих заболеваний.

Было установлено, что данная технология:

· положительно влияет на укрепление иммунитета дошкольников, что снижает частоту простудных заболеваний в период посещения детского сада;

· приводит в баланс гомеостатические процессы, восстанавливает функции дыхательной и сердечнососудистой систем;

· способствует приобретению навыка правильного дыхания у детей.

Также, об успешности занятий можно судить по динамике показателей после курса занятий, которые условно можно разделить на две группы: медицинские и педагогические.

Медицинские показатели:

- воспроизведение навыка диафрагмального дыхания без приборов БОС;

- изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями, в сторону их уменьшения).

Педагогические показатели:

- повышение уровня концентрации внимания, улучшение развития всех психических процессов и успеваемости на занятиях;

- улучшение сна;

- изменение реактивной и личностной тревоги, качества жизни.

За почти семилетнюю практику работы с технологией БОС и наблюдения за детьми можно сказать, что эффективность курса трудно переоценить.

Даже за 10 сеансов заметно улучшается психоэмоциональный статус:

дети спокойнее реагируют в тревожных и стрессовых ситуациях, снижается импульсивность и раздражительность; становятся более сосредоточенными и внимательными на занятиях.

Занятия по оздоровительной технологи «БОС-Здоровье» не только целесообразны, но и необходимы. Они способствуют ускорению процесса оздоровления детей. В процессе взаимодействия взрослого и ребенка с помощью технологии «БОС-Здоровье» меняется и сам педагог: он приобретает новое качество – педагог-исследователь. Именно данное качество необходимо для решения задач модернизации образования, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Ермолаева М.Г. «Игра в образовательном процессе».- СпбАППО, Спб, 2007.

2. Нигматуллина И.А., Валитова И.З. «Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда». Учебно-методическое пособие.- КАЗАНЬ, 2015.

3. Сметанкин А., Межевалов А., Ромодин В. «Будь здоров, малыш!».– ФГУП «Печатный двор», Санкт-Петербург, 2005.

4. Сметанкин А. «Открытый урок здоровья». – Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2005.

5. Сметанкин А. «Дыхание по Сметанкину». - СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.

6. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н. и др. «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. - Издательство НИИХ СПбГУ, СПб., 2003.

2022