Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Горшенина Н.М. Занятие в рамках элективного курса «Я — гражданин!» для обучающихся 8-х классов по теме «Политические режимы»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Цель: Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся.
Задачи: Формировать общеучебные умения: получать необходимую информацию из разных источников; формировать систему знаний с помощью ключевых понятий «политический режим», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия».
Развивать умение проводить поиск информации в исторических текстах, логическое мышление учащихся.
Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при совместной деятельности на уроке.
Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».
Леонид Филатов.
1. Работа с текстом
(По мотивам русского фольклора). «Сказ про Федота - стрельца».
Потешник:
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.
Царь:
К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..
Федот:
Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..
Потешник:
Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!
По отрывку задаются вопросы.
О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
Как он это делает? (отдает приказ).
Может ли Федот ослушаться? Почему?
А можно ли было по-другому попросить Федота?
Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?
Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).
Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).
Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
Характерные черты режима:
·           Народ – источник власти.
·           Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
·           Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
·           Демократические выборы в органы государственной власти.
·           Политический плюрализм.
·           Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
·           СМИ свободны от цензуры.
·           Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
·           Отсутствие какой-то официальной идеологии.
·           Церковь отделена от государства.
Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:
·           Отчуждение народа от власти.
·           Сильная неограниченная власть главы государства.
·           Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
·           Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
·           Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
·           Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
·           Существует цензура над СМИ.
·           Существует официальная идеология.
·           Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
·           Церковь находится под контролем государства.
Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Характерные черты режима:
·           Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
·           Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
·           Отсутствие разделения властей.
·           Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
·           Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
·           Легальная политическая оппозиция отсутствует.
·           Существование только одной правящей партии.
·           Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
·           Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
·           Существует только официальная государственная идеология.
·           Церковь под жестким контролем государства.
Первичное закрепление знаний учащихся
Тест: (самопроверка)
1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет де­мо­кра­ти­че­ский режим?
1) вер­хо­вен­ство ис­пол­ни­тель­ной вла­сти
2) ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­то­ды управ­ле­ния
3) гос­под­ство одной об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии
4) за­щи­та прав и сво­бод граж­дан
2. По­ли­ти­че­ский режим, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся со­сре­до­то­че­ни­ем всей вла­сти в руках од­но­го лица или ор­га­на по­ли­ти­че­ской вла­сти и сни­же­ни­ем роли дру­гих ин­сти­ту­тов, яв­ля­ет­ся
1) ли­бе­раль­ным
2) де­мо­кра­ти­че­ским
3) ре­во­лю­ци­он­ным
4) ав­то­ри­тар­ным
3. То­та­ли­тар­ный режим от­ли­ча­ет
1) все­сто­рон­ний кон­троль го­су­дар­ства над жиз­нью об­ще­ства
2) га­ран­тия прав и сво­бод граж­дан
3) де­я­тель­ность сво­бод­ной прес­сы
4) на­ли­чие го­су­дар­ствен­но­го ап­па­ра­та
4. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­ма?
1) фе­де­ра­тив­ное устрой­ство
2) право на взи­ма­ние на­ло­гов
3) га­ран­тии прав и сво­бод граж­дан
4) на­ли­чие пуб­лич­ной вла­сти
5. Си­сте­ма ме­то­дов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти, от­но­ше­ние вла­сти к ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод лич­но­сти
1) форма прав­ле­ния
2) го­су­дар­ствен­ное устрой­ство
3) по­ли­ти­че­ская си­сте­ма
4) по­ли­ти­че­ский режим
6. Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти – это форма
1) прав­ле­ния
2) по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма
3) го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства
4) су­ве­ре­ни­те­та
7. Толь­ко в усло­ви­ях то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма
1) су­ще­ству­ет мо­но­по­лия на власть одной по­ли­ти­че­ской пар­тии
2) граж­да­не обя­за­ны под­чи­нять­ся за­ко­нам
3) го­су­дар­ство не вме­ши­ва­ет­ся в дела граж­дан­ско­го об­ще­ства
4) вы­бо­ры в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти осу­ществ­ля­ют­ся на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве
Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Клю­че­вой эле­мент де­мо­кра­тии — пол­но­пра­вие граж­дан.

Рас­хо­жее опре­де­ле­ние де­мо­кра­тии сво­дит её к ре­гу­ляр­ным вы­бо­рам, про­во­ди­мым на чест­ной ос­но­ве при стро­гом подсчёте го­ло­сов. Не­смот­ря на то что пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры очень важны для де­мо­кра­ти­че­ской си­сте­мы, они всего лишь поз­во­ля­ют граж­да­нам от­дать пред­по­чте­ние одной из стра­те­гий, пред­ла­га­е­мых по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми. В пе­ри­од же между вы­бо­ра­ми граж­да­не могут воз­дей­ство­вать на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку по­сред­ством иных ин­сти­ту­тов: объ­еди­не­ний по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ний, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зов и т. д. Все эти формы яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми ча­стя­ми де­мо­кра­ти­че­ской прак­ти­ки.
Дру­гой об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии — власть боль­шин­ства. Вся­кий орган управ­ле­ния, при­ни­ма­ю­щий ре­ше­ния от­но­си­тель­ным боль­шин­ством го­ло­сов, де­мо­кра­ти­чен — идёт ли речь об из­би­ра­тель­ном окру­ге, о пар­ла­мен­те, ко­ми­те­те, го­род­ском со­ве­те или пар­тий­ном со­бра­нии.
Од­на­ко и здесь воз­ни­ка­ет про­бле­ма. Что если за­кон­но из­бран­ное боль­шин­ство ре­гу­ляр­но ущем­ля­ет сво­и­ми ре­ше­ни­я­ми некое мень­шин­ство (на­при­мер, куль­тур­ную или эт­ни­че­скую груп­пу)? В по­доб­ных слу­ча­ях успеш­но дей­ству­ю­щие де­мо­кра­тии обыч­но со­че­та­ют прин­цип вла­сти боль­шин­ства с за­щи­той прав мень­шинств.
Де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды долж­ны также спо­соб­ство­вать раз­ви­тию кол­лек­тив­но­го со­зна­ния граж­дан, по­ни­ма­нию ими общих нужд и при­ня­тию ре­ше­ний — без расчёта на каких-то вла­сти­те­лей. Но­си­те­ли раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных ста­ту­сов и ин­те­ре­сов, оста­ва­ясь не­за­ви­си­мы­ми от го­су­дар­ства, а может быть, и от пар­тий, не толь­ко огра­ни­чи­ва­ют про­из­вол вла­сти, но и фор­ми­ру­ют то, что в со­вре­мен­ных по­ли­то­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях име­ну­ет­ся «граж­дан­ским об­ще­ством», новый, луч­ший тип граж­дан — более ин­фор­ми­ро­ван­ный, более со­ци­аль­ный по скла­ду со­зна­ния, го­то­вый на жерт­вы ради об­ще­го блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмит­те­ру)
По­яс­не­ние.
1. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них. Могут быть вы­де­ле­ны сле­ду­ю­щие смыс­ло­вые фраг­мен­ты:
1) спо­со­бы воз­дей­ствия граж­дан на го­су­дар­ствен­ную по­ли­ти­ку;
2) власть боль­шин­ства как об­ще­при­знан­ный по­ка­за­тель де­мо­кра­тии;
3) власть боль­шин­ства и за­щи­та прав мень­шинств;
4) граж­дан­ское об­ще­ство и новый тип граж­дан.
Воз­мож­ны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фраг­мен­та, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых бло­ков.
2. Какие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии на­зва­ны в тек­сте (на­зо­ви­те любые три эле­мен­та (по­ка­за­те­ля))?
По­яс­не­ние.
В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны два по­ка­за­те­ля:
1) пе­ри­о­ди­че­ские вы­бо­ры;
2) уча­стие в объ­еди­не­ни­ях по ин­те­ре­сам, об­ще­ствен­ных дви­же­ни­ях, про­фес­си­о­наль­ных со­ю­зах и др.
Спо­со­бы могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны иначе.
3. Как, по мне­нию ав­то­ров, граж­да­не могут вли­ять на власть (ука­жи­те два спо­со­ба вли­я­ния)?
По­яс­не­ние.
Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­ты (по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии по тек­сту:
1) пол­но­пра­вие граж­дан;
2) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры;
3) уча­стие в де­я­тель­но­сти ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го об­ще­ства;
4) власть боль­шин­ства;
5) за­щи­та прав мень­шин­ства;
6) де­мо­кра­ти­че­ские сво­бо­ды.
Эле­мен­ты(по­ка­за­те­ли) де­мо­кра­тии могут быть даны в иных фор­му­ли­ров­ках.
Закрепление знаний учащихся
1. В го­су­дар­стве Z уста­нов­лен де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим, а в го­су­дар­стве Y — то­та­ли­тар­ный. Срав­ни­те эти два по­ли­ти­че­ских ре­жи­ма. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:
1) пре­се­че­ние на­ру­ше­ний об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка;
2) на­ли­чие ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти;
3) сво­бод­ные вы­бо­ры на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве;
4) вы­не­се­ние при­го­во­ров вне­су­деб­ны­ми ор­га­на­ми.


Пра­виль­ный ответ: 1234
2. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства де­мо­кра­ти­че­ско­го и не­де­мо­кра­ти­че­ско­го ре­жи­мов и черт раз­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые номер черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.
1) су­ще­ство­ва­ние оп­по­зи­ции и плю­ра­лиз­ма
2) гос­под­ство еди­ной идео­ло­гии
3) уча­стие на­ро­да в фор­ми­ро­ва­нии по­ли­ти­че­ской вла­сти
4) про­воз­гла­ше­ние прав и сво­бод граж­дан

Черты сход­ства

Черты от­ли­чия




Пра­виль­ный ответ: 3412
3.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ви­да­ми по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 ПРИ­ЗНА­КИ
 

ВИДЫ ПО­ЛИ­ТИ­ЧЕ­СКИХ РЕ­ЖИ­МОВ

А) сво­бод­ные вы­бо­ры в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти
Б) пра­во­вое го­су­дар­ство
В) обя­за­тель­ная го­су­дар­ствен­ная идео­ло­гия
Г) все­объ­ем­лю­щий по­сто­ян­ный кон­троль жизни че­ло­ве­ка и об­ще­ства
Д) мно­го­пар­тий­ная си­сте­ма
 
1) де­мо­кра­ти­че­ский
2) то­та­ли­тар­ный

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A

Б

В

Г

Д







Пра­виль­ный ответ: 11221.
4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов и их ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

ТИПЫ РЕ­ЖИ­МОВ

А) га­ран­тии прав и сво­бод лич­но­сти
Б) власть еди­ной мас­со­вой пар­тии
В) офи­ци­аль­ная обя­за­тель­ная идео­ло­гия
Г) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм
 
1) де­мо­кра­ти­че­ский
2) то­та­ли­тар­ный

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A

Б

В

Г






Пра­виль­ный ответ: 1221.

Использованные источники

1. Филатов Л.А. «Сказ про Федота-стрельца», - М.: «Просвещение», 2006.
2. Котова О.А., Лискова Т.Е. ОГЭ 2016. Экзаменационный тренажер. Обществознание. - М.: «ФИПИ», 2016.

E-mail gnm0858@gmail.com

2018