Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf
Цель: Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся.
Задачи: Формировать общеучебные умения: получать необходимую информацию из разных источников; формировать систему знаний с помощью ключевых понятий «политический режим», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия».
Развивать умение проводить поиск информации в исторических текстах, логическое мышление учащихся.
Формировать у учащихся взаимное уважение, навыки сотрудничества при совместной деятельности на уроке.
Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения Л. Филатова «Сказ про Федота-стрельца».
Леонид Филатов.
1. Работа с текстом
(По мотивам русского фольклора). «Сказ про Федота - стрельца».
Потешник:
Верьте аль не верьте, а жил на белом свете
Федот-стрелец, удалой молодец.
Как-то раз дают ему приказ - чуть свет поутру явиться ко двору.
Царь на вид сморчок, башка с кулачок,
А злобности в ем - агромадный объем.
Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку.
На Федьке от страха намокла рубаха
В висках застучало, в пузе заурчало,
Тут, как говорится, и сказке начало.
Царь:
К нам на утренний рассол прибыл аглитский посол,
А у нас в дому закуски - полгорбушки и мосол.
Снаряжайся, братец в путь да съестного нам добудь –
Глухаря иль куропатку. Аль ишо кого-нибудь.
Не смогешь - кого винить? - Я должён тебя казнить.
Государственное дело, ты улавливаешь нить?..
Федот:
Нешто я да не пойму при моем-то при уму?
Чай, не лаптем щи хлебаю, сображаю, что к чему.
Получается, на мне вся политика в стране:
Не добуду куропатку - беспременно быть войне.
Чтобы аглитский посол с голодухи не был зол,
Головы не пожалею, обеспечу разносол!..
Потешник:
Слово царя тверже сухаря.
Пошлет на медведя - пойдешь на медведя,
А куды деваться - надо, Федя!
По отрывку задаются вопросы.
О чем идет речь в данном отрывке? (царь отправляет Федота-стрельца добыть съестного).
Как он это делает? (отдает приказ).
Может ли Федот ослушаться? Почему?
А можно ли было по-другому попросить Федота?
Как бы в этом случае ощущал бы себя стрелец?
Т.О. выходим на понятие политическая система (система методов, способов и средств осуществления политической власти).
Предварительно разделите класс на 3 группы. Попросите участников познакомиться с характеристиками основных политических режимов. (Данный материал раздается каждому ученику).
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
Демократический режим. («Разрешено всё, что не запрещено законом»).
Демократия (от греч.demos - народ + kratos – власть) - политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.
Характерные черты режима:
· Народ – источник власти.
· Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
· Правовое государство. Права личности закреплены законом и гарантированы. Гражданское общество.
· Демократические выборы в органы государственной власти.
· Политический плюрализм.
· Конкурентная многопартийная система. Легальная оппозиция.
· СМИ свободны от цензуры.
· Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции милиции и суда.
· Отсутствие какой-то официальной идеологии.
· Церковь отделена от государства.
Авторитарный режим. («Разрешено всё, кроме политики»).
Авторитаризм (от лат. аuctoritas – влияние) -политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или в одном властном органе.
Характерные черты режима:
· Отчуждение народа от власти.
· Сильная неограниченная власть главы государства.
· Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
· Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
· Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
· Партии, кроме правящей, могут запрещаться и преследоваться законом.
· Существует цензура над СМИ.
· Существует официальная идеология.
· Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.
· Церковь находится под контролем государства.
Тоталитарный режим. («Запрещено всё, что не приказано»).
Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.
Характерные черты режима:
· Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером. Культ личности вождя.
· Законодательная, исполнительная и судебная власть контролируются правящей партией.
· Отсутствие разделения властей.
· Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
· Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
· Легальная политическая оппозиция отсутствует.
· Существование только одной правящей партии.
· Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
· Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
· Существует только официальная государственная идеология.
· Церковь под жестким контролем государства.
Первичное закрепление знаний учащихся
Тест: (самопроверка)
1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?
1) верховенство исполнительной власти
2) командно-административные методы управления
3) господство одной общеобязательной идеологии
4) защита прав и свобод граждан
2. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является
1) либеральным
2) демократическим
3) революционным
4) авторитарным
3. Тоталитарный режим отличает
1) всесторонний контроль государства над жизнью общества
2) гарантия прав и свобод граждан
3) деятельность свободной прессы
4) наличие государственного аппарата
4. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантии прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
5. Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности
1) форма правления
2) государственное устройство
3) политическая система
4) политический режим
6. Совокупность способов осуществления государственной власти – это форма
1) правления
2) политического режима
3) государственного устройства
4) суверенитета
7. Только в условиях тоталитарного режима
1) существует монополия на власть одной политической партии
2) граждане обязаны подчиняться законам
3) государство не вмешивается в дела гражданского общества
4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.
Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
Пояснение.
1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) способы воздействия граждан на государственную политику;
2) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;
3) власть большинства и защита прав меньшинств;
4) гражданское общество и новый тип граждан.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
2. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые три элемента (показателя))?
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны два показателя:
1) периодические выборы;
2) участие в объединениях по интересам, общественных движениях, профессиональных союзах и др.
Способы могут быть сформулированы иначе.
3. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?
Пояснение.
Могут быть названы следующие элементы (показатели) демократии по тексту:
1) полноправие граждан;
2) регулярные выборы;
3) участие в деятельности институтов гражданского общества;
4) власть большинства;
5) защита прав меньшинства;
6) демократические свободы.
Элементы(показатели) демократии могут быть даны в иных формулировках.
Закрепление знаний учащихся
1. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) пресечение нарушений общественного порядка;
2) наличие органов исполнительной власти;
3) свободные выборы на альтернативной основе;
4) вынесение приговоров внесудебными органами.
Правильный ответ: 1234
2. В приведённом списке указаны черты сходства демократического и недемократического режимов и черт различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номер черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) существование оппозиции и плюрализма
2) господство единой идеологии
3) участие народа в формировании политической власти
4) провозглашение прав и свобод граждан
Черты сходства
Черты отличияПравильный ответ: 3412
3.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
А) свободные выборы в органы государственной властиБ) правовое государство
В) обязательная государственная идеология
Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества
Д) многопартийная система
1) демократический
2) тоталитарный
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
Правильный ответ: 11221.
4. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТИПЫ РЕЖИМОВ
А) гарантии прав и свобод личностиБ) власть единой массовой партии
В) официальная обязательная идеология
Г) политический плюрализм
1) демократический
2) тоталитарный
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Правильный ответ: 1221.
Использованные источники
1. Филатов Л.А. «Сказ про Федота-стрельца», - М.: «Просвещение», 2006.2. Котова О.А., Лискова Т.Е. ОГЭ 2016. Экзаменационный тренажер. Обществознание. - М.: «ФИПИ», 2016.
E-mail gnm0858@gmail.com