НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Осадчая И. П. Организованная образовательная деятельность в процессе экспериментирования в подготовитель- ной группе. Тема «Воздух»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (60) https://f.almanah.su/60.pdf

Подготовила воспитатель:

Осадчая И.П

 
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
·        Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
·        Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
·        Продолжать закреплять навыки проведения опытов, самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
·        Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
·        Продолжать закреплять навыки проведения опытов, самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
·        Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Формы работы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); миски с водой; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; фонарики; дудочки (по количеству детей); пипетки; стаканчики и трубочки; диск с записью духовых инструментов.

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.
   Приветствие:
У гасают в небе звёзды,
Т ишина уходит прочь,
Р еют призрачные грёзы,
О тгоняет утро ночь.

П тички весело щебечут,
Р азгорается заря….
И деревья что-то шепчут –
Ш елест листьев слышу я.
Л юди! Утро к нам пришло!
О ттого и хорошо!


Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию.
В каждом маленьком ребёнке
И в мальчишке и девчонке
Есть по двести грамм вопросов
Или даже пол кило.
Как? Зачем? и Почему?
Интересно знать ему
И на опыте проверить
Чтоб узнать всё «потому»!

(дети проходят к столам под музыку из мультфильма «Осторожно, обезьянки», надевают фартуки)


2. Основная часть.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Сейчас я научу вас ловить воздух.
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, на что он похож? (на подушку). Воздух занял всё место в пакете. На столах у нас фонарики. Волшебники, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный.
 А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким и пустым.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его и сделали вывод, что воздух… (ответы детей) 
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.




Опыт 2. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.



Опыт 3. «Для чего нужен воздух ?»
Воспитатель: Для чего нужен воздух? (дышать) Положите ладонь на грудь и носом вдохните воздух, а потом выдохните, чувствуете  как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. А теперь закроем ладошками рот и нос и попробуем дышать. Получается? (нет). Человек без еды может прожить две недели, без воды три дня, а без воздуха будет очень сложно прожить даже больше трёх минут.
Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди.
Через какой орган мы дышим? (нос)
   Да, мы дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.
Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.
 Ребята, кто ещё дышит носом? (животные)
 А как дышат растения? (через маленькие щёлочки в листьях)
Вывод: воздухом дышат люди, животные, растения, он нужен всему живому, чтобы жить.
 А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»
Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.


Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава).
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой).
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу).
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил?
Все на место положил? (шаг на месте). Два раза
 
Опыт 4 «Волшебные звуки»

(дети берут дудочки и дуют в них)
Воспитатель: Мы дуем в отверстие инструмента, воздух дрожит и получаются звуки.
Я предлагаю вам послушать музыку великого австрийского композитора, музыканта виртуоза - Вольфганга Амадея Моцарта.
(прослушивание записи духовых инструментов)
Инструменты, которые звучат при помощи воздушного потока называются духовыми. Какие вы знаете ещё духовые инструменты?
Дети: Флейта, тромбон, труба, гармонь, кларнет, саксофон, орган.

Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом)
Воспитатель: На листе бумаги рисуем дерево, используя побольше воды, чтоб краска была жидкой (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр рисунка, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем краску от центра в разные стороны. Посмотрите, как краска разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? А теперь давайте превратим наши деревья в осенние. Проделываем ту же самую работу. (показ воспитателя)
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.




3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.

2022