Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:
· узнавать наличие данного звука в слове;
· различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
1) определение наличия или отсутствия звуков в слове;
2) местоположение звуков в слове;
3) определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:
1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,
2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).
Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.
Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.
Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
Произносительная сторона речи седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.
Логопедическую работу по развитию у детей фонематического слуха условно разделяют на шесть этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков.
Задачи:
1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки;
2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
- провожу следующие упражнения на распознание:
- звучащих инструментов (свисток, дудочка);
- звучащих предметов (крупа в коробочке, шуршание бумаги);
- действий предметов (свист, стуки). Проводим игры и упражнения на узнавание товарищей, голосов других людей. Например такие игры и упражнения как: «Покажи, что звучит» (логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя). «Повтори за мной», «Самый внимательный», «Узнай по звуку» (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.).
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Задачи:
1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
На протяжении данного этапа дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд дидактических игр.
Игры для развития способности различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы: «Как произнёс слова Незнайка?», «Произнеси тихо (громко)», «Угадай, чей голос?»
В игре «В лесу» я показываю детям картинку с изображением леса и говорю: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Детям предлагали инструкцию: «Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». За ширмой я произношу слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем я усложняла задание, показывала медвежонка и от его имени просила помочь найти маму, которая звала его: «Миша!», произнося это слово, меняя силу голоса. Дети определяли, далеко медведица или близко. В конце игры появлялась медведица и благодарила ребят. Для поддержания интереса к игре я менялась ролями, дети принимали на себя роль медведицы Мамы, Мишутки, учились «разговаривать» как животные.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Задачи:
1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
На этом этапе во время логопедической работы я учила детей различать слова, близкие по звуковому составу при помощи специально подобранных игр.
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки. Я использую такие игры как: «Волк и зайцы», «Найди мишку», «Близко — далеко» (логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки), «Тишина», «Коробочки гремят» (ребёнку предлагаю послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставлю на стол в один ряд. Ребёнку предлагаю потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Прошу найти две одинаково звучащие коробочки.
Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов. Это такие игры как: «Покажи звук» (детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука, «Нарисуй звук».
Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Например, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравниваю их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей. Игры: «Высоко — низко». «Угадай звук», «Похожие звуки», «Собака и щенок» (дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого сообщаю, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака), «Три медведя», «Узнай по голосу», «Угадай, кто позвал»….
4 этап – дифференциация слогов.
Задачи:
1) учить детей различать слоги.
Задача этого этапа состоит в том, чтобы научить детей различать слоги. Игры: «Лишний слог» (логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.
«Одинаковые или разные слоги» (па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д.), «Короткие и длинные слова» (логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
5 этап – дифференциация фонем.
Задачи:
1) учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка.
Игры для развития способности различать фонемы родного языка.
Игры: «Медведица и медвежонок», «Успокой Таню», «Ловишка» (на заданный звук (слог, слово) нужно хлопнуть в ладоши), «Синий — зелёный». Для игры нужно приготовить два кружка - синий и зелёный. Я предлагаю ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [л׳], например). Если в предлагаемом слове заданный твёрдый звук, ребенок поднимал синий кружок, если мягкий — зелёный.
6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачи:
1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа;
2) формирование у детей навыков слогового анализа.
Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
- в выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или всё слово);
- в подборе картинок, включающих заданный звук;
- в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Игры для формирования у детей навыков звукового и слогового анализа и синтеза: «Рассели картинки по домикам», «Поезд», «Почта», «Разложи игрушки» и т.д. Так, например, в игре «Рассели картинки по домикам» детям предлагала по количеству слогов расселить картинки по одно -, двух-, трех-, четырехэтажным домам. В игре «Поезд» ребенку предлагала макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне он должен разместить слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов, и обязательно доказать правильность выполнения игровых заданий. В игре «Магазин» детям раздавались карточки, имитирующие денежные купюры, со слоговыми схемами на них. В качестве товаров использовались предметные картинки, муляжи или реальные предметы. Дети (покупатели) вставали в очередь и выбирали товар соответственно слоговой схеме на своей купюре.
Игровые упражнения: «Придумай слово со слогом..», «Вспомни слова, состоящие из одного слога», «Новые слова» (ребенок добавляет слоги к словам), «Сложи слово», «Измени слово» (ребенок добавлял или уменьшал количество слогов в слове, меняя смысл слова).
Игровые упражнения: «Исправь ошибки» (игровой персонаж Незнайка «произносит» неправильно слова, ребёнок исправляет), «Расшифруй секретное задание», «Перепутаница» (ребенку предлагались слова с перестановкой слогов, он менял местами слоги, тем самым расшифровывал слова), «Почини слово», «Волшебник» (ребенку из предложенных трёх слогов предлагалось составить слово).
Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включала следующие этапы:
- анализ прямых и обратных слогов (например, па, то, ам, ом и т. д.);
- выделение гласного звука на фоне слова (в позиции под ударением, в безударной позиции);
- выделение конечного согласного звука;
- выделение начального согласного звука;
- определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);
- полный звуковой анализ слов.
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, коррекционная работа проводилась в следующей последовательности. Сначала предлагала детям игровые упражнения «Сколько звуков я спела?», «Какие звуки произнёс «Говоруша?», «Запиши фишками» и т.д. Затем я упражняла детей в узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. В игровом упражнении «Услышь первый звук» я, рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, называла предмет, изображённый на картинке, предлагала ему назвать только первый (последний) звук в слове. В игровом упражнении «Покажи картинку» просила показать картинки, которые заканчиваются на заданный звук. В игровом упражнении «Подбери слова», ребенку предлагала подобрать слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у]; «Подбери к картинке букву» ребенок подбирал к картинке букву, которая соответствует первому (последнему) звуку слова. - игровые задания «Закончи слово и выбери соответствующую картинку», «Цепочки слов», «Закрой фишкой» (цвет фишки соответствует позиции звука) картинку», «Разноцветные круги», «Кто скорее?», «Необычные Цветы», «Кто полетит на луну?», «Цифра-картинка».
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, я предлагала использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.