Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Речь — это средство коммуникации, возможность для общения, без которого не может существовать человек.
Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Современных детей очень сложно удивить просто картинками или книгами, именно поэтому я решила некоторые сложные моменты обучения превратить в игру.
Основная работа учителя - логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.
Логопедические пособия своими руками соответствуют системно-деятельному подходу, доступные и безопасные. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, воображение, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школьному обучению.
Данные пособия могут быть использованы в индивидуальной и в подгрупповой работе, а также могут быть задействованы в процессе образовательной деятельности.
Актуальность этих пособий заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, бывает очень трудно заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данных игровых пособий облегчает освоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособий выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособия многофункциональные, их использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно использовать их в других играх.
Благодаря использования этих пособий, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособия можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Работа с данными пособиями позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.
Сейчас я немного расскажу вам об использовании логопедических пособий сделанные своими руками.
Панно «Город говорушек» предназначено для:
- формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря, артикуляционных навыков; речевого дыхания; работа над звуко-слоговой структурой слов; развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
- совершенствование мелкой, артикуляционной и мимической моторики;
- развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия;
- развития высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;
- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности.
Рисунок 1
Панно (Рисунок 1) включает в себя разнообразные атрибуты облака, солнце, воздушный шар, дом, деревья (береза, елки), цветы, вязанную куклу, детали на липучках и другое. Каждый месяц в сюжете панно происходят сезонные изменения, в соответствии с окружающей действительностью.Работая с развивающим панно, используются такие методы работы с детьми, как рассматривание, беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, обследование предметов, использование аудиоматериала, использование мнемотехники, элементы ТРИЗ, которые охватывают практически все образовательные области и предлагаются детям в игровой форме, например:
1. Речевое развитие (Рисунок 2) – ребёнку предлагается: «Составь фразу», «Составь рассказ», «Составь предложение со словом зима», «Составь предложение с предлогом «над»», «Сочини загадку (сказку)»; «Расскажи пословицу про декабрь» и др.;
Рисунок 2
2. Познавательное развитие – детям предлагаются игры по развитию математических представлений «Сосчитай, сколько цветочков, капелек, шишки и пр.»; «Что растет справа от березы, девочки, домика и пр.» - формирование пространственных представлений, «Какое дерево больше?»; - развитии сенсорных эталонов (цвет, форма, величина); пространственные представления – о времени года, признаках («Назови, какое сейчас время года» «Перечисли все зимние месяца», «Назови признаки зимы» и т.д.), явлениях природы, растениях3. Художественно – эстетическое развитие (Рисунок 3): «Сделаем снеговика, снежинки, цветы и др.
Рисунок 3
Также развивающее панно способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), служит для тренировки зрительного восприятия, развитию творческих способностей, фантазии, воображения, логического мышления.В моей работе развивающее панно является привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий. Таким образом, я пришла к выводу, что необходимо применять чаще в индивидуальной логопедической работе, в процессе которой развиваются не только речевые навыки, но и творческое мышление, сенсорное восприятие и т.д.
Так же в своей работе, я использую мини-панно (Рисунок 4), которые выполняются по мере выполнения речевых упражнений и заданий детьми, где они могут закреплять не только речевые навыки, но и проявлять свою фантазию и творчество.
Рисунок 4
Пособие «Волшебный теремок» (Рисунок 5) представляет собой картонный домик, с множеством кармашков - заданий; с сюрпризным моментом - встроенным фонариком внутри дома, который ребенок включает, когда заселяет в него героя сказки.(Рисунок 5)
Персонажи, с которыми дети выполняют задания, подбираются в зависимости от лексической темы и интересов детей. Ребенок помогает сказочному герою заселиться в теремок, при помощи выполняя заданий, направленные на всестороннее развитие речи.С двух сторон дома прикреплены «звуковые дорожки» (Рисунок 6). Ребенок, выделяя первый и последующие звуки, закручивает соответствующие крышки (зеленые крышки обозначают согласный мягкий звук, синие крышки- согласный твердый звук, красные крышки- гласные звуки). Ребенок выбирает из коробочки соответствующие крышки и закручивает их на боковые стенки домика.
Рисунок 6
Над дверью домика натянута веревка (Рисунок 7), ребенку предлагается игра «Слоговые прищепки» в зависимости от того сколько слогов в определяемом слове на которой с помощью прищепок крепим белье (сколько прищепок -столько и слогов в разбираемом слове).Рисунок 7
На крыше теремка (Рисунок 8) расположены четыре кармашка с заданиями на пересказ: по картинке; по серии сюжетных картинок; по серии сюжетных картинок по русско-народным сказкам, пересказ по мнемо –таблицам и схемам. Труба домика, так же задействована для выполнения заданий с ленточками разной длины, ширины и цвета. Например: ребенку предлагается вспомнить длинное или короткое слово, в зависимости от длинны ленты, которую он вытянет(короткая лента- короткое слово, длинная лента длинное слово).Рисунок 8
Последовательность выполнения заданий может быть разная, в зависимости от преследуемых образовательных целей.Представленные авторские дидактические пособия позволяют учителю - логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях и в индивидуальной работе с детьми.
Вывод: при использовании данных пособий повышается эффективность логопедического воздействия, дети с интересом и желанием занимаются на занятиях.
Данные пособия можно дополнять и обогащать новыми материалами, в зависимости от своего творческого потенциала, направления логопедической работы с дошкольниками с ТНР, а также совершенствовать свои профессиональные навыки педагога в логопедической работе.