НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Садреева О.Ю. Театрализованная деятельность как одно из средств формирования культуры безопасности у детей

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Основы культуры безопасности личности начинают формироваться впервые годы жизни человека. В общении с близкими взрослыми и в играх со сверстниками, в процессе слушания стихотворений и сказок, просмотра детских телепередач, театрализованных представлениях и мультфильмов, во время прогулок, семейных путешествий ребенок познает «азы безопасного поведения»: что можно делать, а что нельзя; что такое хорошо, а что такое плохо. Как вести себя в различных ситуациях, чтобы не навредить своему телу, здоровью, настроению; какие нормы и правила поведения в нашем обществе приняты, в своей культуре; какие нормы поведения приняты в других обществах и культурах. И самое главное, как избежать опасностей и как просить о помощи, в каких случаях и к кому именно можно обращаться.
Помимо базовых основ безопасности личности, ребенок получает начальные представления о безопасности общества и государства. Обычно дети старшего дошкольного возраста уже знают о государствах, природных ресурсах, значимых объектах искусствах и культуры. Все воспитанные и образованные люди стараются соблюдать нормы этикета, правила дорожного движения, технику безопасности.
В связи с вышеизложенным возникает необходимость выделения целевых ориентиров, задач и содержания образования, направленного на формирование культуры безопасности личности, начиная с первого уровня образования – дошкольного детства.
Согласно статье 64 Федерального закона 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», дошкольное образование ориентировано на формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Театрализованная деятельность — одно из средств формирования основ культуры безопасности. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества для детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с миром, который его окружает во всем его многообразии через звуки, образы, краски. Правильно, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Мотивационной основой деятельности детей подготовительной к школе группы становится желание передать умения и свои знания младшим воспитанникам детского сада. Старшие дошкольники охотно откликаются на подобные идеи, позволяющие им проявить свою «взрослость», осведомлённость, выступить наставниками малышей, применить свои знания и опыт. Для большинства шестилетних детей тема проекта представляет живой интерес, актуальна, доступна их восприятию. Это делает их инициативными, стимулирует творческую и познавательную активность в процессе реализации проекта.
Целью работы детей становится поиск наилучших способов передачи освоенных ими знаний малышам. Это определяет выбор различных творческих форм работы – ведь маленькие дети намного лучше понимают спектакли, сказки, театрализованные представления, чем слова, прекрасно учатся в совместных играх и труде.
Проект меняет основную направленность, но каждый раз она проходит в театрализованной деятельности. Каждый этап проекта представляет собой завершенный цикл.
Цель проекта:
1.       Познакомить младших дошкольников с правилами поведения в различных условиях.
2.       Воспитание мотивации к безопасности, об источниках опасности, опасных ситуациях и средствах их предупреждения и преодоления.
3.       Создавать условия для осмысления и применения детьми знаний, умений, навыков по проблемам безопасного поведения, использования соответствующих компетенций. Поощрять стремление выступать в качестве наставников младших дошкольников.
4.       Развивать творческие способности детей изобразительные, артистические, двигательные умения.
Структура проекта

 

Название разделов и тем

Задачи

Презентация результатов

Раздел «Природа и безопасность».
Тема: «Правила сбора грибов и растений».
Познакомить младших дошкольников с грибами и растениями, с простыми правилами безопасности в природе.
Показ спектакля по сказке «Отважный гриб».
Раздел «Безопасность на улице».
Тема: «Правила дорожного движения».
Познакомить младших дошкольников с людьми работающими на дорогах и участниками дорожного движении. Так же познакомить с правилами безопасного поведения у дороги.
Театральная постановка «Колобок - нарушитель».
Раздел «Безопасность в общении».
Тема: «Общения с незнакомыми людьми на улице».
Познакомить младших дошкольников с особенностями поведения в разных ситуациях, обогащать их коммуникативный опыт.
Драматизация – импровизация «Приключения непослушного котёнка».
Раздел «Безопасность в общении».
Тема: «Один дома».
Формировать у младших дошкольников представления о заведомо опасных предметах и ситуациях, о безопасных способах выполнения определённых действий, трудовых поручений.
Интерактивный спектакль с элементами импровизации «Один дома». Сказка «Волк и семеро козлят».
Раздел «Безопасность в общении».
Тема: «Я самый храбрый».
Формировать у младших дошкольников начальные представления о личностных качествах людей.
Спектакль по сказке Е. Каргановой «Волшебная булавка».
Раздел «Безопасность в общении».
Тема: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Познакомить детей с понятием «дружба», учить понимать цель игровой ситуации, давать оценку действам персонажей с точки зрения их безопасности.
Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Утёнок и цыплёнок».
Раздел «Природа и безопасность».
Тема: «Осторожно! Дикие животные».
Познакомить младших дошкольников с заведомо опасными ситуациями, которые могут возникнуть в природе.
Рассказы – инсценировки о поведении при встрече с дикими животными.

 

Нами были разработаны сценарии театрализованных игр по мотивам забавных историй для малышей «Правила безопасности». Главный герой попадает в различные неприятные истории, ситуации. Дети - артисты разыгрывают мини представления, которые всей группой после просмотра мы обсуждаем. В итоге, дети придумали правила безопасного поведения для персонажа и сами стараются их выполнять.
Поскольку положительные качества всегда, как правило, поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в основном, всегда хотят подрожать добрым, трудолюбивым, честным персонажам. А одобрение окружающих не только взрослых, но и самих детей достойных поступков создаёт у них удовлетворение от сделанного, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением в различных ситуациях.
Детям подготовительной группы очень нравится самостоятельно придумывать сюжеты про смелых героев. Удивительны рассказы составленные детьми, по которым были, поставили театральные представления.
Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждое сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). А театральные постановки по разработанным сценариям еще и способствуют формированию у детей навыков безопасного поведения в любых ситуациях. Любимые персонажи становятся кумирами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с любимыми образами позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Благодаря использованию театральной деятельности у моих воспитанников оказались сформированы не только навыки безопасного поведения в различных ситуациях, но и повысился уровень развития речи, ее выразительность.
Таким образом, приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является важной и необходимой составляющей социализации ребенка. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей новых личностных качеств, для освоения ими опыта безопасного поведения.
2019