Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Касьянова С.А. Реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре

Библиографическое описание:

Касьянова С.А. Реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

Введение

Данный стандарт влечёт за собой пересмотр давно сложившейся системы, принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные.

Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Как известно уровень развития ребенка характеризуется тремя основными показателями: физическим, психическим и (в том числе и личностном развитием) и социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества.

Анализ и обобщение научно-методической литературы по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет говорить об особенностях психофизического, речевого и интеллектуального развития этих детей, что определяет специфику организации, содержания, методов, средств обучения и воспитания.

У детей с множественными нарушениями в развитии отмечается не только совокупность отдельных недостатков, а еще и особая структура взаимодействия сохранных анализаторов. В процессе их обучения исключается возможность прямого использования программно-методической документации, созданной для детей с нарушениями слуха, зрения, движений, низким коэффициентом интеллекта. Без специального коррекционного воздействия ребенок с ограниченными возможностями здоровья и с множественными нарушениями не способен овладеть типичными видами детской (предметной, игровой, изобразительной), учебной, трудовой деятельности, важными в жизнедеятельности двигательными умениями и навыками.

Основоположник и классик современной системы физического воспитания П.Ф, Лесгафт писал: «Главной задачей школы будет умственное и физическое образование молодого человека и слагающееся из этого нравственное развитие». Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подтверждает высказывание Лесгафта, о том, что между умственным и физическим развитием ребенка существует прямая связь: чем глубже умственное отставание, тем явственнее выражены физические нарушения у детей. Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальным. Двигательный анализатор в компенсаторном механизме детей с ограниченными возможностями здоровья является, чаще всего, сохранным и самым действенным и мощным. Активное использование двигательного и других сохранных анализаторов, систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию жизненно важных движений, оптимизации всего социально-оздоровительного процесса этих детей. Физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах является неотъемлемой частью всей системы учебной и воспитательной работы, осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, профессионально-трудовым обучением и занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к социализации и интеграции в социум.

Адаптивная физическая культура для учащихся с умеренной умственной отсталостью (отделение «Особый ребенок») и дети с множественными нарушениями в развитии – это новое направление, как в специальной подготовке, так и в адаптивной физической культуре, включает в себя рад коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно-оздоровительной и коррекционно-компенсаторной работы.

Реализация программы предусматривает всестороннее медико-психолого-педагогическое обследование учащихся в рамках школы, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей учащихся, исходя из этого использование адекватных средств и методов обучения в формировании у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

У многих детей с умеренной умственной отсталостью наряду с основным диагнозом имеется много различных сопутствующих заболеваний, таких, как различные нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем, отмечаются нарушения зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого развития. В двигательной сфере детей, обучающихся в классах «Особый ребенок» с умеренной умственной отсталостью, отмечаются нарушение координации, точности и темпа движений, сенсомоторика. Наблюдаются различные нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), мышечная слабость, отставание в росте. Умеренная отсталость нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей пальцев, головы, внутренних органов. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, особенно затруднено осмысленное запоминание. Внимание характеризуется малой устойчивостью, замедленностью переключения. Существенно страдают волевые процессы: дети не умеют руководить своей деятельностью. Не редко у детей с умеренной умственной отсталостью встречаются «стертые» двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, однако проявляются при физической нагрузке и при выполнении сложных двигательных действий. Вышеперечисленные отклонения в состоянии здоровья у детей рассматриваемой категорией обуславливают различного рода трудности при овладении учебным материалом по физическому воспитанию. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребенка трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико-сентетической деятельности, ослабленного мышечного развития конечностей, наличия спастики, нарушение согласованности движения и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности на школьников является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей рассматриваемой категории.

Многие дети с умеренной умственной отсталостью приходят в школу и попадают в специальные классы, минуя специальные детские сады. А связи с этим увеличивается срок адаптации к школьному обучению. Большую сложность представляет общение с аутичными школьниками, с тяжелыми нарушениями речи. В классах «Особый ребенок» обучаются дети с различными физическими и интеллектуальными возможностями, поэтому помимо абилитационного спектра, программа включает в себя и психокоррекционную направленность.

Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.

Учитывая особенности психофизического развития детей с умеренной умственной отсталостью, программа по адаптивной физической культуре должна быть, ориентирована на решение следующих целей и задач.

Цели:

1) обеспечение развития школьников с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры;

2) восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей школьников.

3) активизация процесса социальной адаптации учащихся с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:Образовательные задачи:

1) освоение системы знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков;

2) формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

3) обучение технике правильного выполнения физических упражнений;

4) формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

1) оптимальное развитие основных двигательных качеств;

2) формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;

3) развитие пространственно-временной дифференцировки;

4) обогащение словарного запаса;

5) стимулирование способностей ребенка к самооценке (плохо, хорошо).

Оздоровительные и коррекционные задачи:

1) укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма занимающихся;

2) активизация защитных сил организма ребенка;

3) повышение физиологической активности органов и систем организма;

4) укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

5) коррекция и профилактика опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);

6) коррекция и компенсация нарушений психомоторики;

7) коррекция и развитие общей и мелкой моторики;

8) обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников;

9) создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления организма, учащихся средствами АФВ.

Воспитательные задачи:

1) воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;

2) воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;

3) воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

4) формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни;

5) создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления организма учащихся.

Таким образом, в программе по адаптивной физической культуре должен быть представлен материал, предусматривающий обучение школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, а также разнонаправленные физические упражнения, способствующие физическому, умственному и морально-волевому развитию личности школьника. Наблюдая за динамикой развития каждого школьника в течение всего времени обучения в школе и исходя из возрастно-половых особенностей развития учащихся, уровня освоения ими физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличие спортивного инвентаря, можно определить его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальное коррекционно-развивающее перспективное планирование.

Регулируя динамику физических нагрузок с учетом психофизических возможностей каждого ученика, нужно обеспечить преемственность и развитие основных физических качеств, соблюдая дидактические принципы «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному».

Литература:

1. Белова В. Н., Кувшинов В. С., Мозговой В. М. Физическое воспитание // Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2006.

2. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие. – М., 2002.

3. Серебрякова Н. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего школьного возраста. – СПБ., 2005.

4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2001.

5. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: метод. рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. – М., 2001.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
2023