НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Михайлова М.В. Проект «Какой праздник отмечает страна 9 мая?»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Введение
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но, чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, пробудить интерес к её изучению в будущем.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних общественных перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Теоретическое обоснование проекта.
В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц-опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, Дне Победы, который показал, что дети мало знают о празднике Победы, почему он существует и кому посвящен, почему его отмечает вся страна и многие станы мира. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне.
Таким образом, было принято решение реализовать проект: «Какой праздник отмечает страна 9 мая?». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Цель проекта:
Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь, гордость и уважение к защитникам отечества.
Задачи проекта:
1.       Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, в которой участвовала наша страна.
2.       Сформировать представления о празднике 9 мая - День Победы.
3.       Дать представление детям о памятных местах района, города, познакомить с традициями празднования 9 Мая в разные годы.
4.       Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них.
5.       Активизировать речь детей за счет слов, связанных: с армией, разными родами войск, различными профессиями военных, названиями боевой техники.
6.       Развивать речь детей, обогащать словарный запас через художественную литературу, песни о войне, учить составлять рассказ по картине, иллюстрациям, из семейного опыта, развивая лексическую сторону и грамматический строй речи.
7.       Учить проявлять уважение к пожилым людям, ветеранам ВОВ; испытывать чувство гордости и любви к родной стране; воспитывать патриотизм и интерес к истории родины.
Предполагаемый результат.
-         Дети расширили свои представления: о празднике День Победы, понимают важность праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
-         Дети получили представления о войне и воинах – защитниках, ветеранах, героях, которые защищали нашу Родину в годы войны.
-         Дети расширили свои знания о памятных местах родного города, района.
-         Сформированы понятия о военной боевой технике: самолет, танк, пушка, корабли.
-         Воспитывается чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
-         Дети знают наизусть стихотворения различных авторов.
-         Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Методы исследования:
Анкетирование детей и родителей, беседы: «Что дети знают о войне», о празднике «День Победы».
Срок реализации проекта: краткосрочный: 2 недели – с 25.04 по 10.05
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Методы и приемы работы:
-         словесный: беседы, обсуждения, рассказ воспитателя, работа с книгой;
-         информативный: рассматривание, наблюдение, демонстрация наглядных материалов, рисунков, картин, презентаций;
-         исследовательский: направлен на развитие у детей творческих и интеллектуальных способностей, воображения и самостоятельности;
-         игровой: дидактические, настольные, развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Календарно–тематический план реализации проекта.
Этапы проекта.
1.Подготовительный этап.
-         Обсуждение, что мы хотим получить в результате проведении проекта.
-         Родительское собрание – выявить, какую помощь могут оказать родители в реализации проекта.
-         Мониторинг – беседы, опрос, что знают дети о ВОВ и о празднике 9 Мая День Победы в ВОВ.
-         Подбор методических наработок, дидактических пособий и игр, демонстрационного материала, художественных, музыкальных, изобразительных произведений.
-         Акция «Подарки детскому саду» - пополнять библиотеку группы книгами, открытками, рисунками, иллюстрациями на военную тему.
2.Основной этап.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Ознакомление с окружающим миром – предметное и социальное окружение: «Великая Отечественная война», «Дети – герои войны», «Города-герои», «Люди, защитившие нашу страну», «Памятники Победы в родном городе», «Ленинград в дни блокады», «Хотят ли русские войны?».
Рассматривание фотографий, иллюстраций, рисунков, презентаций о ВОВ, памятников Победы, праздновании 9 Мая.
Конструирование из разных материалов: «Пилотка воина», «Салютики», «Танк», «Цветы ветеранам» - коллективная работа.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Речевое развитие: беседы, составление рассказов по серии картин, из семейного опыта, репродукциям картин, материалам презентаций.
Чтение художественных произведений: «Я говорю с тобой из Ленинграда…», А.Печерская «Дети войны», Т.Шапиро «Я в солдатиков играю», Г.Черкашин «Кукла», А.Митяев «Подвиг солдата», М.Брагин «В грозную пору», С.Алексеев «Первый ночной таран», «Взятие Берлина», «Подвиг Ленинграда», «Московская битва», стихи военных поэтов.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы, общение, обсуждение: «Зеленый Пояс Славы – памятники войны в Ленинградской области»; встречи с ветеранами войны и блокады; рассказы воспитателей и показ презентаций о военных профессиях и боевой технике.
Сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Моряки», «Спасатели», «На военном заводе», «Пограничники», «Парад Победы»; создание алгоритмов, моделей, аксессуаров, модулей для проведения сюжетно-ролевых игр.
Развитие эмоциональной сферы: рассматривание фотографий, репродукций картин с эмоциональным состоянием людей: А.Катаев «Возвращение с Победой», А.Лактионов «Письмо с фронта», Б.Щербаков «Зло мира», В.Костецкий «Возвращение», Н.Марченко «Мир».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Рисование: «Вечный огонь», «Салют над Невой», «Самолеты над городом», «Цветы к могиле неизвестного солдата», «Солдаты нашей Родины».
Лепка: «Солдат», «Вечный огонь».
Аппликация: «Цветы к памятнику Родина-мать», «Поздравительные открытки ветеранам».
Прослушивание музыкальных произведений: отрывок «Симфония № 7 Д.Шостаковича (блокадная)», «Гимн Великому городу» Р.Глиера, «Священная война» В.Лебедев-Кумач, «День Победы», «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Катюша», «Смуглянка».
Коллективная работа «Цветы к Вечному огню», «Боевая техника».
Образовательная область «Физическое развитие»:
Подвижные игры: «Снайперы», «Земля, воздух, вода», «Успей пробежать», «Кто быстрее найдет свою команду», «Самый быстрый», «Самый меткий».
Физкультминутки: «Мы поднимаем паруса», «Мы солдаты».
Упражнения с перестроениями «Парад Победы», «Хочется мальчишкам в армии служить».
Свободное общение «Нужно ли защитникам родины быть здоровыми».
Взаимодействие с семьей:
Создание папок-передвижек «Поговорите с ребенком о войне и о Победе»; участие в создании газеты «Вечная слава героям войны»; создание «Книги Памяти и Славы Героев войны» - воспоминания родных и близких, переживших войну.
Разработка маршрутов выходного дня: «Парад Победы 9 Мая», «Салют в День Победы», «Мемориальный музей обороны и блокады в Ленинграде» «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи», «Центральный Военно-Морской музей», «Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы», «Музей морской авиации Военно-Морского флота России».
Выставка совместных домашних рисунков «Пусть всегда будет солнце!»; плакатов «Мы помним! Мы гордимся!» с использованием семейных архивных фотографий; макетов, поделок.
Оформить выставку мини-музей «Боевой техники».
Конкурс чтецов стихотворений о войне; праздничное представление для ветеранов войны.
Итоговое мероприятие для родителей «Презентация проведения проекта»
III. Заключение.
На начальном этапе проекта по мониторингу было выявлено, что дети имели небольшое представления о Великой Отечественной войне, о празднике День Победы, были мало знакомы с произведениями поэтов, писателей, словарный запас по теме был беден. В ходе проекта дети получили доступные к их пониманию представления о празднике «9 мая», о Великой Отечественной войне, о Советской армии, о ветеранах. Родители всех детей, посещающих, детский сад во время проекта приняли активное участие (99%).
План работы на будущее.
1.       Продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников.
2.       Провести индивидуальные консультации для родителей детей, показавших низкий уровень в ходе проекта.
3.       Разработать план работы с этими детьми и их родителями.
4.       Подобрать соответствующую литературу.
5.       Самообразование.
6.       Изучение опыта педагогов.
Библиографический список:
1.       Г. Я. Затулина. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе»
2.       В.В Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
3.       Д.Н. Колдина «Лепка с 4 – 5 лет»
4.       Д.Н. Колдина «Рисование с 4 – 5 лет»
5.       Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Приложение.

Беседа-опрос для детей.
1.       Знаете ли вы, какой праздник отмечает наша страна Россия 9 мая?
2.       Знаете ли вы, кто такой солдат (воин)?
3.       Что такое война? После какой войны мы отмечаем праздник 9 Мая?
4.       Зачем нужна армия?
5.       Какие памятники Победы в нашем городе вам знакомы?
Анкета для родителей.
1.       Как Вы считаете, нужно ли в этом возрасте рассказывать детям о войне, воспитывая у них нравственно-патриотические чувства?
2.       Видите ли Вы в своем ребенке качественные изменения после проекта?
2.       (пополнился словарь новыми словами, могут рассказать об истории страны, знают новые стихи, узнают музыкальные произведения).
3.       Ваша семья принимала активное участие в проекте ко Дню Победы?
4.       Будете ли Вы в дальнейшем активно участвовать в педагогическом процессе?
2017