Введение Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. А зачем детям-дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но, чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, пробудить интерес к её изучению в будущем. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних общественных перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Теоретическое обоснование проекта. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц-опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, Дне Победы, который показал, что дети мало знают о празднике Победы, почему он существует и кому посвящен, почему его отмечает вся страна и многие станы мира. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев-победителей в Великой Отечественной Войне. Таким образом, было принято решение реализовать проект: «Какой праздник отмечает страна 9 мая?». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину. Цель проекта: Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь, гордость и уважение к защитникам отечества. Задачи проекта: 1. Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, в которой участвовала наша страна. 2. Сформировать представления о празднике 9 мая - День Победы. 3. Дать представление детям о памятных местах района, города, познакомить с традициями празднования 9 Мая в разные годы. 4. Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. 5. Активизировать речь детей за счет слов, связанных: с армией, разными родами войск, различными профессиями военных, названиями боевой техники. 6. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через художественную литературу, песни о войне, учить составлять рассказ по картине, иллюстрациям, из семейного опыта, развивая лексическую сторону и грамматический строй речи. 7. Учить проявлять уважение к пожилым людям, ветеранам ВОВ; испытывать чувство гордости и любви к родной стране; воспитывать патриотизм и интерес к истории родины. Предполагаемый результат. - Дети расширили свои представления: о празднике День Победы, понимают важность праздника – Дня Победы в жизни российского человека; - Дети получили представления о войне и воинах – защитниках, ветеранах, героях, которые защищали нашу Родину в годы войны. - Дети расширили свои знания о памятных местах родного города, района. - Сформированы понятия о военной боевой технике: самолет, танк, пушка, корабли. - Воспитывается чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. - Дети знают наизусть стихотворения различных авторов. - Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников. Методы исследования: Анкетирование детей и родителей, беседы: «Что дети знают о войне», о празднике «День Победы». Срок реализации проекта: краткосрочный: 2 недели – с 25.04 по 10.05 Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Методы и приемы работы: - словесный: беседы, обсуждения, рассказ воспитателя, работа с книгой; - информативный: рассматривание, наблюдение, демонстрация наглядных материалов, рисунков, картин, презентаций; - исследовательский: направлен на развитие у детей творческих и интеллектуальных способностей, воображения и самостоятельности; - игровой: дидактические, настольные, развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Календарно–тематический план реализации проекта. Этапы проекта. 1.Подготовительный этап. - Обсуждение, что мы хотим получить в результате проведении проекта. - Родительское собрание – выявить, какую помощь могут оказать родители в реализации проекта. - Мониторинг – беседы, опрос, что знают дети о ВОВ и о празднике 9 Мая День Победы в ВОВ. - Подбор методических наработок, дидактических пособий и игр, демонстрационного материала, художественных, музыкальных, изобразительных произведений. - Акция «Подарки детскому саду» - пополнять библиотеку группы книгами, открытками, рисунками, иллюстрациями на военную тему. 2.Основной этап. Образовательная область «Познавательное развитие»: Ознакомление с окружающим миром – предметное и социальное окружение: «Великая Отечественная война», «Дети – герои войны», «Города-герои», «Люди, защитившие нашу страну», «Памятники Победы в родном городе», «Ленинград в дни блокады», «Хотят ли русские войны?». Рассматривание фотографий, иллюстраций, рисунков, презентаций о ВОВ, памятников Победы, праздновании 9 Мая. Конструирование из разных материалов: «Пилотка воина», «Салютики», «Танк», «Цветы ветеранам» - коллективная работа. Образовательная область «Речевое развитие»: Речевое развитие: беседы, составление рассказов по серии картин, из семейного опыта, репродукциям картин, материалам презентаций. Чтение художественных произведений: «Я говорю с тобой из Ленинграда…», А.Печерская «Дети войны», Т.Шапиро «Я в солдатиков играю», Г.Черкашин «Кукла», А.Митяев «Подвиг солдата», М.Брагин «В грозную пору», С.Алексеев «Первый ночной таран», «Взятие Берлина», «Подвиг Ленинграда», «Московская битва», стихи военных поэтов. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Беседы, общение, обсуждение: «Зеленый Пояс Славы – памятники войны в Ленинградской области»; встречи с ветеранами войны и блокады; рассказы воспитателей и показ презентаций о военных профессиях и боевой технике. Сюжетно-ролевые игры: «Летчики», «Моряки», «Спасатели», «На военном заводе», «Пограничники», «Парад Победы»; создание алгоритмов, моделей, аксессуаров, модулей для проведения сюжетно-ролевых игр. Развитие эмоциональной сферы: рассматривание фотографий, репродукций картин с эмоциональным состоянием людей: А.Катаев «Возвращение с Победой», А.Лактионов «Письмо с фронта», Б.Щербаков «Зло мира», В.Костецкий «Возвращение», Н.Марченко «Мир». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Рисование: «Вечный огонь», «Салют над Невой», «Самолеты над городом», «Цветы к могиле неизвестного солдата», «Солдаты нашей Родины». Лепка: «Солдат», «Вечный огонь». Аппликация: «Цветы к памятнику Родина-мать», «Поздравительные открытки ветеранам». Прослушивание музыкальных произведений: отрывок «Симфония № 7 Д.Шостаковича (блокадная)», «Гимн Великому городу» Р.Глиера, «Священная война» В.Лебедев-Кумач, «День Победы», «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Катюша», «Смуглянка». Коллективная работа «Цветы к Вечному огню», «Боевая техника». Образовательная область «Физическое развитие»: Подвижные игры: «Снайперы», «Земля, воздух, вода», «Успей пробежать», «Кто быстрее найдет свою команду», «Самый быстрый», «Самый меткий». Физкультминутки: «Мы поднимаем паруса», «Мы солдаты». Упражнения с перестроениями «Парад Победы», «Хочется мальчишкам в армии служить». Свободное общение «Нужно ли защитникам родины быть здоровыми». Взаимодействие с семьей: Создание папок-передвижек «Поговорите с ребенком о войне и о Победе»; участие в создании газеты «Вечная слава героям войны»; создание «Книги Памяти и Славы Героев войны» - воспоминания родных и близких, переживших войну. Разработка маршрутов выходного дня: «Парад Победы 9 Мая», «Салют в День Победы», «Мемориальный музей обороны и блокады в Ленинграде» «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи», «Центральный Военно-Морской музей», «Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы», «Музей морской авиации Военно-Морского флота России». Выставка совместных домашних рисунков «Пусть всегда будет солнце!»; плакатов «Мы помним! Мы гордимся!» с использованием семейных архивных фотографий; макетов, поделок. Оформить выставку мини-музей «Боевой техники». Конкурс чтецов стихотворений о войне; праздничное представление для ветеранов войны. Итоговое мероприятие для родителей «Презентация проведения проекта» III. Заключение. На начальном этапе проекта по мониторингу было выявлено, что дети имели небольшое представления о Великой Отечественной войне, о празднике День Победы, были мало знакомы с произведениями поэтов, писателей, словарный запас по теме был беден. В ходе проекта дети получили доступные к их пониманию представления о празднике «9 мая», о Великой Отечественной войне, о Советской армии, о ветеранах. Родители всех детей, посещающих, детский сад во время проекта приняли активное участие (99%). План работы на будущее. 1. Продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников. 2. Провести индивидуальные консультации для родителей детей, показавших низкий уровень в ходе проекта. 3. Разработать план работы с этими детьми и их родителями. 4. Подобрать соответствующую литературу. 5. Самообразование. 6. Изучение опыта педагогов. Библиографический список: 1. Г. Я. Затулина. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в старшей группе» 2. В.В Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе» 3. Д.Н. Колдина «Лепка с 4 – 5 лет» 4. Д.Н. Колдина «Рисование с 4 – 5 лет» 5. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Приложение.
Беседа-опрос для детей. 1. Знаете ли вы, какой праздник отмечает наша страна Россия 9 мая? 2. Знаете ли вы, кто такой солдат (воин)? 3. Что такое война? После какой войны мы отмечаем праздник 9 Мая? 4. Зачем нужна армия? 5. Какие памятники Победы в нашем городе вам знакомы? Анкета для родителей. 1. Как Вы считаете, нужно ли в этом возрасте рассказывать детям о войне, воспитывая у них нравственно-патриотические чувства? 2. Видите ли Вы в своем ребенке качественные изменения после проекта? 2. (пополнился словарь новыми словами, могут рассказать об истории страны, знают новые стихи, узнают музыкальные произведения). 3. Ваша семья принимала активное участие в проекте ко Дню Победы? 4. Будете ли Вы в дальнейшем активно участвовать в педагогическом процессе?