Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Квасова Е. А. Мастер-класс "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании родного (русского) языка и литературы"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство участников;
- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Оборудование: презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации.

Ход мастер-класса

В основе инновационного обучения лежат большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые мы используем в своей практике. Это:
- технология критического мышления (прием Кроссенс);
- технология Кейс-стади;
- технология Интеллект-карты.
Один из приемов, который используется – «Кроссенс». Он служит для развития логического и творческого мышления – это является одним из основных требований ФГОС.
Само слово «кроссенс» создано по аналогии со словом «кроссворд», которое с английского означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – цепочка, созданная на основе ассоциаций, замкнутая в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральный квадрат может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
Алгоритм составления довольно понятен:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Кроссенс можно применять:
·           при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
·           при закреплении и обобщении изученного материала;
·           творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. При применении данной технологии будет развиваться не только логическое мышление, но и зрительная память, связная речь.
Среди инновационных технологий обучения всё большую популярность получают кейс - технологии.
Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности.
Данная технология имеет много цели:
·           научить обучающихся как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию;
·           сортировать ее для решения выбранной задачи;
·           выявлять ключевые проблемы;
·           искать пути решения и оценивать их;
·           выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Кейс - стади или метод ситуационного анализа – метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Не стоит забывать, что большие кейсы могут вызывать у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно если работа происходит в первый раз.
Что дает использование кейс – технологии обучающемуся:
·           Работа с дополнительными материалами.
·           Возможность самому готовиться к ОГЭ, ЕГЭ.
·           Освоение современных информационных технологий.
Еще одна из технологий – интеллект-карта или графическое выражение процесса мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
Метод интеллект-карт можно использовать при изучении нового материала, закреплении, обобщении.
Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её.
Использование этого метода способствует: обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
С помощью интеллект-карты обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
Алгоритм работы:
1.        В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
2.        Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
3.        На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
4.        Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринять и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
·           Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
·           Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
·           Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
·           Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
·           Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
·           Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
·           Адаптироваться к условиям ЕГЭ
·           Задействовать оба полушария головного мозга
·           Повышать работоспособность
·           формировать общеучебные умения и навыки:
o             запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
o             конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
o             создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
o             написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
·           осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
·           улучшать все виды памяти
·           развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
·           формировать орфографические и пунктуационные навыки
·           обогащать словарный запас
·           повышать результативность
Данный метод дает возможность учителю:
·           повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
·           развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
·           активизировать деятельность
·           изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
·           корректировать знания
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
·           изучение нового материала
·           закрепление материала
·           обобщение материала
·           написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
·           подготовка проекта, презентации
·           аннотирование
·           конспектирование
Главное достоинство метода - его универсальность.
2022