Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся в процессе знакомства с Красной книгой.
Задачи:
-расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;
-продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу;
-воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос).
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию.
Вид занятия: путешествие по страницам Красной книги.
Применяемые технологии: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп.
Применяемые методы: метод беседы; метод наглядности; поисковый метод.
Ход урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
Огромное солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя поделить.
А капельку счастья, вниманья, участья,
Ты можешь, ты должен друзьям подарить.
- Сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке вы говорили о том, как размножаются животные. Давайте вспомним способы размножения и развития животных: (часть детей работает самостоятельно по тестам)
-Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца)
- Как размножаются представленные группы животных?
2. Заполните пропуски в схеме размножения птицы,
лягушки , бабочки , рыбы
3. Кто лишний по способу размножения?
3. Постановка темы, целей урока
- Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу…
Как – то раз пошли мальчишки в лес по ягоды. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. Ау ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.
- Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.)
- Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают)
- Правильно, ребята. Как Вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая)
- Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких.
- Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков?
(Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой)
- К чему может привести такое отношение людей к природе?
(Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают)
- Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное)
- Чтобы животные не исчезли надо их…?
- Кто догадался, как называется тема урока?
- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных».
Эпиграфом нашего урока я взяла слова Валентина Берестова:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете не останемся и мы
- А еще на уроке мы познакомимся Красной книгой, с животными, которые находятся под угрозой исчезновения и сформулируем экологические правила.
- Посмотрите на эти фотографии. Как прекрасны эти создания природы!!! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли. (Просмотр видео.)
-Как вы думаете, почему многих животных становиться меньше на земле? (высказывания детей)
Причины исчезновения животных:
1. Вырубка лесов.
2. Уничтожение растений
3. Загрязнение воды
4. Охота, браконьерство
5. Разрушение и загрязнение почв.
6. Хозяйственная деятельность человека.
-Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?
(человек)
-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек, потому что у многих нет такого качества как…. А вот какого качества, не хватает людям, вы узнаете, выполнив правильно задание.
О
Т
В
Е
Т
С
Т
В
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова:
1) Уценка 5) Корт 9) Узда 12) Усвоение
2) Печь 6) Бачок 10) Соль 13) Гардина
3) Доля 7) Салон 11) Дочь 14) Баран
4) Ода 8) Морс
- Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями:
1) Её получает каждый школьник – оценка;
2) Бывает у корабля или лодки – течь;
3) О ней мечтает птица в клетке – воля;
4) Бывает вкусная, бывает и нет – еда;
5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – торт;
6) Им можно поймать насекомое – сачок;
7) С ним ходят на приём к врачу – талон;
8) Бывает у шерстяных вещей – ворс;
9) Быстрая на лошади – езда;
10) Говорят, что он без палочки – ноль;
11) Тёмная после дня и вечера – ночь;
12) Обычно это делают с неизведанными территориями – освоение;
13) Такая рыбка – сардина;
14) Такой бывает боевой приём – таран;
- Какое слово у вас получилось? (Ответственность)
ФИЗМИНУТКА
-По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу)
Красная книга – Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
Красная книга, Красная книга.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле!
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на Земле.
Для чего нужна эта книга? (Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности, в беде и нуждается в охране.)
- Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей)
- Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась.
- Ваше мнение, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.)
Работа с учебником
- Давайте обратимся к нашим учебникам и прочитаем о тех животных, которые занесены в Красную книгу. (Чтение текста на стр. 106-108)
Первичная проверка понимания
-Какие животные занесены в Красную книгу?
-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете - почему?
(Для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам)
-Ребятам было дано задание, узнать какого цвета есть страницы в Красной книге и почему.
- Давайте посмотрим, что узнали ребята.
Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. (Странствующий голубь, стеллерова корова, саблезубый тигр)
- На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения (синий кит, гепард, красный волк)
-На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. (амурский тигр, морж, белый журавль)
На серых – сведения о мало изученных и редких видах. (слоновая черепаха, жук-геркулес, миссисипский аллигатор)
На белых – сведения о редких видах. (белый медведь, снежный барс, фламинго)
На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. (бобр, соболь, куница)
-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга. Есть и Красная книга Астраханской области. Ребята подготовили сообщение о ней.
Ученик: Красная книга Астраханской области — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Астраханской области.
Первое издание Красной книги Астраханской области вышло в 2004 году, перечень объектов животного и растительного мира которого утверждён в 2000 году. Второе издание Красной книги Астраханской области вышло в 2014 году.
Учитель: Во всём мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках. Есть такой заповедник и в Астраханской области.
Астраханский заповедник (Слайд) — один из первых крупных природоохранных объектов, созданных в России. Еще в 1912 году группой ученых, защитников дикой природы, было учреждено несколько заказников, в которых охота запрещалась круглый год, а в 1919 году был основан и Астраханский заповедник. Одним из его организаторов, а затем и директором стал Владимир Алексеевич Хлебников, русский ученый-орнитолог. (Видео)
- А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”.
1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных.
2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.
3. Существует только одна Красная книга.
4. Красный цвет предупреждает об опасности.
5. Странствующий голубь относится к редким видам животных.
- А теперь проверим правильность ответов.
(1. Нет. Это список редких и исчезающих растений и животных.
2. Да.
3.Нет. В каждой стране есть своя Красная книга.
4. Да.
5.Нет, это вымершее животное)
Работа в рабочей тетради. №3 стр.64
- Откройте рабочие тетради на стр. 64 задание 3. Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими?
- Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствующие прямоугольники.
-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет. Надо охранять и всю природу)
-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?
- Давайте поработаем в рабочей тетради и выведем некоторые правила друзей природы
РТ. №5 стр.65
¾ Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
¾ Какие правила зашифрованы этими условными знаками?
(1. Не разоряйте гнёзда птиц.
(2. Не отпускайте домашних животных в местах, где могут находится гнёзда
(3. Не нужно забирать детёнышей диких животных домой, они не смогут выжить в домашних условиях)
¾ Запишите эти правила.
¾ А какие правила нужно ещё выполнять, чтобы стать друзьями природы?
- не ломай ветки деревьев и кустарников;
- не рви много цветов на лугу и в лесу;
- не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых;
- не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд;
-не мусори в лесу, у реки;
-не шуми в лесу.
- Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.
Рефлексия.
- Итак, ребята, вы получили ответы на вопросы, заданные в начале урока?
- Почему книга называется красной? Какие животные туда занесены? А какие животные спасены?
- А как нужно относиться к этим животным вы узнаете, отгадав ключевое слово.
Разгадывание кроссворда:
1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов;
2) владыка Арктики;
3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются;
4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности;
5) самый крупный зверь в семействе диких кошек;
6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»
- Красная книга - это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда - программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе!
- На столе у вас лежат карточки, с таблицами, оцените свою работу на уроке
Домашнее задание.
1. Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» стр. 106 -111
2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» на с.109
3. Нарисовать животных, занесённых в Красную книгу Астраханской области.
Итог урока.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
И знание точно уж вам пригодится.