Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер обучающихся в процессе знакомства с Красной книгой. Задачи: -расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения; -продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу; -воспитывать коммуникативные компетентности обучающихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос). Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация к занятию. Вид занятия: путешествие по страницам Красной книги. Применяемые технологии: информационно-коммуникационные; технология самообразования; технология обучения в сотрудничестве на основе малых групп. Применяемые методы: метод беседы; метод наглядности; поисковый метод. Ход урока 1.Организационный момент - Здравствуйте! Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. Огромное солнце не делим на части, И вечную землю нельзя поделить. А капельку счастья, вниманья, участья, Ты можешь, ты должен друзьям подарить. - Сегодня наше занятие будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний. 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания - На прошлом уроке вы говорили о том, как размножаются животные. Давайте вспомним способы размножения и развития животных: (часть детей работает самостоятельно по тестам) -Как размножаются животные? (Рождают детёнышей, откладывают икру, откладывают яйца) - Как размножаются представленные группы животных? 2. Заполните пропуски в схеме размножения птицы, лягушки , бабочки , рыбы 3. Кто лишний по способу размножения? 3. Постановка темы, целей урока - Ребята, послушайте, какой случай произошел однажды в лесу… Как – то раз пошли мальчишки в лес по ягоды. И вдруг увидели ежа. Они решили его взять домой. Ау ежихи были маленькие ежата. Мама-ежиха только на минуту оставила своих ежат, чтобы добыть им корм. Так маленькие ежата остались одни без матери.
- Ребята, как вы думаете, что случится с ежатами без мамы? ( Они погибнут.) - Пострадает ли природа, если погибнут маленькие ежата? (Да, пострадают) - Правильно, ребята. Как Вы думаете это - маленькая рана или большая? (Маленькая) - Это - маленькая рана. Но для природы нет разницы, маленькая это рана или большая. Природа страдает от нанесенных ран, как от больших, так и самых маленьких. - Как же разрешить эту проблему и исправить ошибку мальчиков? (Нужно отпустить ежиху, она сама найдет дорогу домой) - К чему может привести такое отношение людей к природе? (Некоторые животные становятся редкими, а некоторые совсем исчезают) - Как вы думаете, это - положительное отношение человека к природе или отрицательное? (отрицательное) - Чтобы животные не исчезли надо их…? - Кто догадался, как называется тема урока? - Правильно, ребята, тема нашего урока: «Охрана животных». Эпиграфом нашего урока я взяла слова Валентина Берестова: Дерево, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете не останемся и мы - А еще на уроке мы познакомимся Красной книгой, с животными, которые находятся под угрозой исчезновения и сформулируем экологические правила. - Посмотрите на эти фотографии. Как прекрасны эти создания природы!!! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица земли. (Просмотр видео.) -Как вы думаете, почему многих животных становиться меньше на земле? (высказывания детей) Причины исчезновения животных: 1. Вырубка лесов. 2. Уничтожение растений 3. Загрязнение воды 4. Охота, браконьерство 5. Разрушение и загрязнение почв. 6. Хозяйственная деятельность человека. -Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений? (человек) -Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является чаще всего человек, потому что у многих нет такого качества как…. А вот какого качества, не хватает людям, вы узнаете, выполнив правильно задание.
О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова: 1) Уценка 5) Корт 9) Узда 12) Усвоение 2) Печь 6) Бачок 10) Соль 13) Гардина 3) Доля 7) Салон 11) Дочь 14) Баран 4) Ода 8) Морс - Изменив в этих словах первые буквы, вы получите новые слова с такими значениями: 1) Её получает каждый школьник – оценка; 2) Бывает у корабля или лодки – течь; 3) О ней мечтает птица в клетке – воля; 4) Бывает вкусная, бывает и нет – еда; 5) Бывает бисквитный, песочный, с кремом – торт; 6) Им можно поймать насекомое – сачок; 7) С ним ходят на приём к врачу – талон; 8) Бывает у шерстяных вещей – ворс; 9) Быстрая на лошади – езда; 10) Говорят, что он без палочки – ноль; 11) Тёмная после дня и вечера – ночь; 12) Обычно это делают с неизведанными территориями – освоение; 13) Такая рыбка – сардина; 14) Такой бывает боевой приём – таран; - Какое слово у вас получилось? (Ответственность) ФИЗМИНУТКА -По вине людей стали редкими многие виды животных. В последние годы на Земле ежегодно исчезает от одного до десяти видов животных. Это больше, чем появляется новых видов. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения и составила мировой список, в который вошли все животные, находящиеся на грани исчезновения. А затем ученые решили назвать этот список «Красной книгой» (показать Красную книгу) Красная книга – Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Всё живое хранить зовёт, Пусть зовёт не напрасно, Красная книга, Красная книга. И тревога за жизнь неустанна, Чтоб не сгинуть в космической мгле! Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо всё на Земле.
Для чего нужна эта книга? (Красная книга предупреждает, что растение или животное находится в опасности, в беде и нуждается в охране.) - Как вы думаете, почему книгу назвали Красной, а не синей или зеленой? (ответы детей) - Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она еще раз переиздавалась. - Ваше мнение, почему Красная книга переиздавалась? (Появились новые виды животных, которые находились на грани исчезновения.) Работа с учебником - Давайте обратимся к нашим учебникам и прочитаем о тех животных, которые занесены в Красную книгу. (Чтение текста на стр. 106-108) Первичная проверка понимания -Какие животные занесены в Красную книгу? -Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете - почему? (Для разделения на животных и растения. Для красоты. Все природные объекты разделены по природным зонам) -Ребятам было дано задание, узнать какого цвета есть страницы в Красной книге и почему. - Давайте посмотрим, что узнали ребята. Чёрными страницами стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. (Странствующий голубь, стеллерова корова, саблезубый тигр) - На красных страницах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения (синий кит, гепард, красный волк) -На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. (амурский тигр, морж, белый журавль) На серых – сведения о мало изученных и редких видах. (слоновая черепаха, жук-геркулес, миссисипский аллигатор) На белых – сведения о редких видах. (белый медведь, снежный барс, фламинго) На зелёных – сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. (бобр, соболь, куница) -В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга. Есть и Красная книга Астраханской области. Ребята подготовили сообщение о ней. Ученик: Красная книга Астраханской области — официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Астраханской области. Первое издание Красной книги Астраханской области вышло в 2004 году, перечень объектов животного и растительного мира которого утверждён в 2000 году. Второе издание Красной книги Астраханской области вышло в 2014 году. Учитель: Во всём мире и в нашей стране охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена. Под особой охраной животные находятся в заповедниках, национальных парках. Есть такой заповедник и в Астраханской области. Астраханский заповедник (Слайд) — один из первых крупных природоохранных объектов, созданных в России. Еще в 1912 году группой ученых, защитников дикой природы, было учреждено несколько заказников, в которых охота запрещалась круглый год, а в 1919 году был основан и Астраханский заповедник. Одним из его организаторов, а затем и директором стал Владимир Алексеевич Хлебников, русский ученый-орнитолог. (Видео) - А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак “+”, если неверным, то знак “-”. 1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. 2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими. 3. Существует только одна Красная книга. 4. Красный цвет предупреждает об опасности. 5. Странствующий голубь относится к редким видам животных. - А теперь проверим правильность ответов. (1. Нет. Это список редких и исчезающих растений и животных. 2. Да. 3.Нет. В каждой стране есть своя Красная книга. 4. Да. 5.Нет, это вымершее животное)
Работа в рабочей тетради. №3 стр.64 - Откройте рабочие тетради на стр. 64 задание 3. Прочитайте задание. Почему многие виды диких животных становятся редкими? - Найдите рисунки в приложении к данному заданию. Вырежьте их и наклейте в соответствующие прямоугольники. -Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?(нет. Надо охранять и всю природу) -А что мы с вами можем сделать для охраны природы? - Давайте поработаем в рабочей тетради и выведем некоторые правила друзей природы РТ. №5 стр.65 ¾ Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. ¾ Какие правила зашифрованы этими условными знаками? (1. Не разоряйте гнёзда птиц. (2. Не отпускайте домашних животных в местах, где могут находится гнёзда (3. Не нужно забирать детёнышей диких животных домой, они не смогут выжить в домашних условиях) ¾ Запишите эти правила. ¾ А какие правила нужно ещё выполнять, чтобы стать друзьями природы? - не ломай ветки деревьев и кустарников; - не рви много цветов на лугу и в лесу; - не лови бабочек, кузнечиков, стрекоз и других насекомых; - не подходи близко, не бери и не разоряй птичьих гнёзд; -не мусори в лесу, у реки; -не шуми в лесу. - Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе. Рефлексия. - Итак, ребята, вы получили ответы на вопросы, заданные в начале урока? - Почему книга называется красной? Какие животные туда занесены? А какие животные спасены? - А как нужно относиться к этим животным вы узнаете, отгадав ключевое слово. Разгадывание кроссворда: 1) ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов; 2) владыка Арктики; 3) в 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются; 4) эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности; 5) самый крупный зверь в семействе диких кошек; 6) эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге. Ключевое слово «береги!» - Красная книга - это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещенных в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда - программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе! - На столе у вас лежат карточки, с таблицами, оцените свою работу на уроке Домашнее задание. 1. Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» стр. 106 -111 2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» на с.109 3. Нарисовать животных, занесённых в Красную книгу Астраханской области. Итог урока. Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что умеете дружно трудиться, И знание точно уж вам пригодится.