НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Прохорова С.А. Бинарный урок как одна из форм интеграции дисциплин

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

В настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте на государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества.
Только в результате совместного изучения всех дисциплин общего образования у обучающихся сформируются ключевые компетенции. Поэтому на первый план должен выступать метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии.
Метапредметные связи помогают нам добиться более высокого уровня:
-         умения оперировать знаниями, получаемыми на уроках физики, информатики и математики;
-         решении задач комплексного характера;
-         умения осуществлять всесторонний подход к изучению явлений, протекающих в природе и технике.
Метапредметный подход при преподавании физики, информатики и математики рассматривает использование бинарных уроков с привлечением некоторых знаний обучающихся из смежных дисциплин.
Приведу два бинарных урока из личного опыта.
Урок 1. Тема: "Переменный ток. Графическое изображение переменного тока."
Цели урока:
сформировать умение аналитическим и графическим методом определять параметры переменного тока, строить графики по данным таблицы и по заданным уравнениям; показать применение информационных технологий в практической деятельности
На начальном этапе урока студентам было предложено ответить на вопросы: из области физики (понятие и условия существования электрического тока, а также его характеристики, что такое постоянный ток, где мы с ним встречаемся и как на схемах он изображается); из области математики (графики и свойства функций y=sin(x),cos(x)).
Просмотр видеоролика «Переменный ток против постоянного», созданного группой студентов, помог узнать о том, как человечество перешло от постоянного тока к переменному и в чём его преимущество.
После этапа формирования знаний, студенты выполняли задания с использованием компьютера на построение графика гармонических колебаний, определяли параметры переменного тока.
Строили график синусоидального тока по данным таблицы.
Составляли уравнение гармонических колебаний силы переменного тока и определяли по графику: T – период, f – частоту, Im – амплитуду силы тока.
Завершающим этапом стал просмотр еще одного видеоролика, созданного студентами «Какой ток опасен - переменный или постоянный?», в котором был дан ответ на вопрос, поставленный в названии фильма. А также в этом видео были показаны правила профилактики и безопасности.
Урок 2.Тема: " Использование геометрических фигур и их свойств в фотометрии"
Цель: показать связь теории с решением задач по фотометрии,
Тема урока на доске не записана, поэтому предлагается учащимся самим определить её. Студентам был предложен кроссворд, который состоял из вопросов по математике и физике. В результате разгадывания получилось слово, которое явилось темой урока.
Объяснение нового материала проходило с логическими переходами от преподавателя физики к преподавателю математики, кроме этого студенты смогли поучаствовать в эксперименте 1: используя темную коробку и фонарик, посмотрим, какая фигура получается при падении световых лучей от источника до поверхности? (Конус). После чего студентам было предложено самим свернуть конус из бумаги и ответить на вопрос: почему конус называют телом вращения?
И в эксперименте 2: Представьте, что вы сидите в темной комнате с фонариком, пытаетесь прочесть книгу, для того чтобы вам было хорошо видно текст, что вы сделаете? (Во-первых, нужно приблизить фонарик к книге, во-вторых, расположить фонарик под прямым углом, в-третьих, можно просто достать более мощный фонарик.)
Пример задач, решенных на данном уроке: Над центром круглого стола радиусом R=0,5 м на высоте h =1,2 м висит электрическая лампа, сила света которой I=150 кд. Определить освещенность для чтения книги в центре и на краю стола и сравнить с нормированными показателями.
Закрепление было проведено в виде приема - Кластера.
Участие в бинарных уроках интересно и обучающемуся и самому преподавателю, использование таких уроков в своей практике является одной из составляющих педагогического успеха.
Метапредметные результаты определяются как освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их ис­пользования в учебной, познавательной и социальной практике, овладевать в дальнейшем профес­сиональным мастерством.
Список литературы
1.       Говорухин В. Н., Цибулин В. Г. Компьютер в математическом исследовании. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2001.
2.       URL:http://khutorskoy.ru/be/2016/0315/
2019