НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Местникова В. Д. Развитие познавательно-речевого воспитания детей дошкольного возраста посредством дидактических настольных авторских игр «Игры у камелька»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Цель: Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества и эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;
• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо,
• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.
Актуальность:
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей дошкольного возраста о национальной культуре якутского народа и эпоса олонхо, разработали технологию формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо, через авторские игры. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить. Не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.
Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:
- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;
-физическое воспитание
-нравственное воспитание;
- трудовая деятельность;
- работа с родителями;
Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор.Дети усвоив свои отрывки, перехоят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы.
Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо.. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.
Сегодня учить жанру олонхо маленьких детей трудно. Учитывая это и опираясь на работы видных педагогов, олонхосутов, я придумала серию авторских развивающих игр «Игры у камелька». У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У нашего якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. У девочек были куклы, но без лица. В детстве наши предки играли этими игрушками, развивались в соответствии с природой. В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры основанные на эпосе- сделаны именно опираясь на них. Это игры – путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, и тд.
Мы педагоги ищем, что-то новое,чтобы заинтересовать ребенка,хочу представить вам свою авторскую настольную игру «Три мира земли олонхо».
Игра находится в круглой коробке. В ней подробно показано три мира земли олонхо. Это верхний мир, в котором живут люди Айыы и их основатель Урун Аар тойон. Серединный мир, в котором живут люди. И нижний мир, где обитает черная нечисть «абаасы». Все фигуры игры сделаны из фетра. Чтобы привлечь внимание детей сшиты из яркого и красочного материала. На основе игры драматизации знакомим детей с эпическим жанром олонхо, с использованием элементов фольклора и с прошлым житьем предков. Сюжетно – ролевая, режиссерская игра заставляет ребенка говорить, выполнять разнообразные действия с куклами, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. Развивает связную речь, познавательное развитие, память, внимание, воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности, кругозор.
Игра обладает практической значимостью, поскольку: способствует решению задачи программно – методического обеспечения образовательного стандарта ФГОС. Игра развивает интерес к художественному слову, умение замечать образность языка, умение эмоционально воспринимать текст, формирует и обогащает интерес к эпосу олонхо. В игре ребенок сам становится автором игры, может сочинять, читать отрывок из олонхо, импровизировать. Дети становятся уверенными, коммуникабельными охотно идут на контакт с другими детьми.
Игру можно рекомендовать для использования кружковых, индивидуальных, подгрупповых занятиях, также вне занятий и для игры с семьей,в работе с детьми ОВЗ. Предназначена воспитателям, родителям, специалистам работающим с детьми.
В настоящее время изготавливая такие игры, можно привлечь внимание детей и заинтересовать эпическим жанром олонхо.
 
Развивающая игра по стихотворениям народного детского поэта
 Мигалкина Ивана Васильевича «Расписной туесок»
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности. Разрешить эти противоречия возможно путем внедрения новых форм обучения. Одной из таких форм является формирование представление у детей в процессе развивающих, дидактических игр – занятий. Такая игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с окружающим миром, совершенствуя диалогическую речь как средство общения, формировать элементарные математические знания, совершенствовать разговорную речь, обогащать словарь.
Заучивание детьми стихов – один из самых важных развивающих, воспитательных и обучающих моментов. Через стихи словарный запас ребенка постоянно наполняется, речь обогащается новыми «книжными» выражениями.
Поэтому исходя из проблемы, я выбрала наиболее эффективный метод изучения стихов с помощью дидактической игры для развития речевой активности у маленьких детей по стихам народного детского писателя Мигалкина Ивана Васильевича «Расписной туесок».
Благодаря регулярной дидактическим играм занятиям развивается моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и одновременно массирует маленькие пальчики и ладошки. Как мы знаем на ладошках малыша имеются невероятное количество нервных окончаний. Массируя их стимулируем развитие головного мозга.
Такое серьезное дело может быть очень веселым, если сопровождать их играми и стихами. Игра полезна, поскольку дает больше тактильных ощущений и «теплее» для восприятия. Детям очень нравится собирать ягоды в туесок. Им весело и интересно. Тренировать можно ежедневно – в играх и совместных занятиях по заучиванию стихов. По ходу игры тренируем навыки счета, умение ориентироваться в пространстве. Игра побуждает детей к общению друг с другом и учить комментировать свои действия, поощряет использовать в речи уменьшительно – ласкательных слов, как туесок, земляничка, куэрчэх и т.
Эта настольная развивающая, дидактическая игра способствует развитию сенсомоторных, интеллектуальных, речевых навыков.
Материал и оборудование.
1.       Настольная игра – коробок «Три мира земли Олонхо». Внутри коробка имеется три отделения, показывающие олонхо. На крышке изображен верхний мир, где приклеены три бога Урун Аар тойон сидящие на облаках. В середине коробка имеется круглый «алаас» показывающий серединный мир, где живут люди. Внизу коробка видим нижний мир, где обитают нелюди «абасы».
Игрушки: фигурки кукол персонажей олонхо – 11 штук;
2.       Настольная игра по стихотворениям народного детского поэта Мигалкина Ивана Васильевича «Расписной туесок».
Внутри коробка имеются три туесочка и по 20 штук (всего 60 штук) ягод: земляника, брусника и голубика сшитые бисером красного, голубого и малинового цвета. Коробок имеет два отделения: в первом отделе туески с ягодами, во втором отделении поле «Алаас» где дети играют собирая ягоды в туески.
Ход игры:
Варианты игры:
1 В игре «Три мира земли Олонхо»;
 1 Слушая рассказ воспитателя, дети подбирают персонажей, подходящих по ситуации.
 2 Каждый ребенок рассказывает про свой персонаж и показывает действие.
 3 Дети делятся по трем мирам олонхо и начинают показывать, как играть с куклами.
 4 Ребенок должен сам планировать, изображать героя.
 5 По сюжету олонхо должны воспроизвести краткий рассказ из олонхо.
Игру можно использовать как при индивидуальной работе, так и вставлять в непосредственно образовательную деятельность.
2 В игре «Расписной туесок»
 1 Варианты дидактических игр:
 «Кто знает, тот показывает»
 «Кто быстрее соберет»
 «Что маленькое, а что большое»
 «Найди такой цвет»
 «Покажи по фигуре»
 «Посчитай правильно»
 «Найди пару»
 2 Варианты словесных игр:
 «Это какая ягода»
 «Когда играешь, почитай правильно стишок»
 «Расскажи про эту ягоду»
 «Загадай загадку»
Вывод: Таким образом, проведенная работа показывает всю важность современного обучения, актуализирует познавательную и речевую деятельность ребенка в частности обучению и развитию интеллектуального развития, а также обогатит воображение, память, восприятие (тактильное, зрительное, пространственное, согласованное движение глаз и рук, мышление, речь, мелкая моторика, запоминаются и различаются цвета формы и размеры предметов, приобретаются первичные навыки счета). технологию образовательного процесса. Игра способствует повышению интереса дошкольников к олонхо, через настольные игры.
Итогом работы является большой скачок в развитии, существенно повысился познавательный интерес. Детей очень привлекают не традиционные материалы, тем интереснее с ним играть. В игровой форме дети с удовольствием ознакомились с предметами и явлениями окружающего мира.
Использованная литература:
1.       Федеральнай государственнай уорэх стандарта - сахалыы о5о тэрилтэтигэр «ТОСХОЛ» бырагыраама – сана кэрдиис кэмнэ методическай босуобуйа. Хомуйан онордулар: Семенова С. С, пед. Кандидата, НОЧНИ директора; Ефимова Д. Г, НОЧНИ старшай научной сотруднига; Андросова Ю. В, НОЧНИ научный сотруднига. г Якутск 2014с.
2.       Решетников П. Е – Көьөнө Буотур «Куүөнэ көҕөччөр аттаах куустээх – уохтаах Күн Күндүлү бухатыыр» кыра оҕолорго аналлаах олонхо дьокуускай 2009 с.
3.       Мигалкин И. В, «Оьуор ойуу оноойук» Дьокуускай 2017с.
4.       Гербова В. В, «Развитие речи в детском саду» 2015с.
5.       Венгер Л. А, «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» 1973с.
2021