НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горелова Е. В., Докучаева Е. Л., Яранцева С. Р. Использование мнемотехники в детском саду

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
 Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
 МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
 В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
ü маленький словарный запас;
ü неумение согласовывать слова в предложении;
ü нарушение звукопроизношения;
ü плохое развитие связной речи;
ü несформированность психических процессов;
ü несовершенство различных видов мышления.
 Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
 Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребенок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.
 В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.
 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
ü зрительную и слуховую память;
ü зрительное и слуховое внимание;
ü воображение;
ü восприятие;
ü развивает кругозор;
ü развивает все стороны речи.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
ü Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
ü Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации);
ü Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
ü Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
ü Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
ü Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
ü Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
ü Способствовать развитию мелкой моторики рук;
ü Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
ü Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
ü Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Правила при работе с мнемотехникой
Занятия проводятся по принципу — от простого к сложному, начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Мнемотехника состоит из трех этапов:
I этап: работа с мнемоквадратами.
 Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
 Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
 В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
 Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
 На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа:
ü «Подскажи словечко»;
ü «Найди пару»;
ü «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;
ü «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.
II этап: работа с мнемодорожками.
 На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
 Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: работа с мнемотаблицами.
На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
 Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
 Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
ü для ознакомления детей с окружающим миром;
ü при заучивании стихов;
ü при пересказах художественной литературы;
ü при обучении составлению рассказов;
ü при отгадывании и загадывании загадок;
ü для обогащения словарного запаса;
ü при обучении составу числа;
ü при воспитании культурно-гигиенических навыков;
ü при воспитании навыков самообслуживания;
ü при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
ü чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
ü быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
ü соответствовать уровню развития детей.
 На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
ü обучающие - содержат познавательный материал;
ü развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
 Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
 Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Мнемотехника дома
 Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
 Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
 Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

Горелова Е.В.

Докучаева Е.Л.

Яранцева С.Р.

Использование мнемотехники в детском саду

Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
 Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
 МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
 В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
ü маленький словарный запас;
ü неумение согласовывать слова в предложении;
ü нарушение звукопроизношения;
ü плохое развитие связной речи;
ü несформированность психических процессов;
ü несовершенство различных видов мышления.
 Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
 Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребенок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.
 В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.
 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
ü зрительную и слуховую память;
ü зрительное и слуховое внимание;
ü воображение;
ü восприятие;
ü развивает кругозор;
ü развивает все стороны речи.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
ü Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
ü Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации);
ü Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
ü Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
ü Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
ü Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
ü Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
ü Способствовать развитию мелкой моторики рук;
ü Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
ü Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
ü Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Правила при работе с мнемотехникой
Занятия проводятся по принципу — от простого к сложному, начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Мнемотехника состоит из трех этапов:
I этап: работа с мнемоквадратами.
 Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
 Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
 В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
 Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
 На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа:
ü «Подскажи словечко»;
ü «Найди пару»;
ü «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;
ü «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.
II этап: работа с мнемодорожками.
 На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
 Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: работа с мнемотаблицами.
На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
 Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
 Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
ü для ознакомления детей с окружающим миром;
ü при заучивании стихов;
ü при пересказах художественной литературы;
ü при обучении составлению рассказов;
ü при отгадывании и загадывании загадок;
ü для обогащения словарного запаса;
ü при обучении составу числа;
ü при воспитании культурно-гигиенических навыков;
ü при воспитании навыков самообслуживания;
ü при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
ü чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
ü быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
ü соответствовать уровню развития детей.
 На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
ü обучающие - содержат познавательный материал;
ü развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
 Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
 Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Мнемотехника дома
 Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
 Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
 Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.


Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
 Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
 МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
 В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
ü маленький словарный запас;
ü неумение согласовывать слова в предложении;
ü нарушение звукопроизношения;
ü плохое развитие связной речи;
ü несформированность психических процессов;
ü несовершенство различных видов мышления.
 Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
 Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. У детей в возрасте 5-6 лет словарный запас достаточно большой, но пользоваться им и употреблять слова в верной форме они еще не умеют. От этого возникают проблемы с речью, например ребенок заикается. Пытаясь, что-то рассказать нам, ребенок просто не может найти слов, либо делает это очень непонятно и беспорядочно, перескакивая в рассказе с места на место. В этих случаях и призывается на помощь мнемотехника. Принципы ее действия основываются на том, что у дошкольников очень развита зрительная память и образное мышление. Наиболее наглядный пример данной техники это картинка на шкафчике в детском саду. Запоминая ее, он без труда возьмет свое полотенце на вешалке, над которой расположена та же картинка.
 В основном мнемотехника это использование специальных карточек и схем. Цели использования могут быть различны.
 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
ü зрительную и слуховую память;
ü зрительное и слуховое внимание;
ü воображение;
ü восприятие;
ü развивает кругозор;
ü развивает все стороны речи.
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
ü Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
ü Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации);
ü Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
ü Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
ü Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
ü Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
ü Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
ü Способствовать развитию мелкой моторики рук;
ü Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
ü Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
ü Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Правила при работе с мнемотехникой
Занятия проводятся по принципу — от простого к сложному, начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.
Мнемотехника состоит из трех этапов:
I этап: работа с мнемоквадратами.
 Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
 Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
 В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
 Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
 На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа:
ü «Подскажи словечко»;
ü «Найди пару»;
ü «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;
ü «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.
II этап: работа с мнемодорожками.
 На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
 Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: работа с мнемотаблицами.
На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Что такое мнемотаблица? Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
 Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
 Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
ü для ознакомления детей с окружающим миром;
ü при заучивании стихов;
ü при пересказах художественной литературы;
ü при обучении составлению рассказов;
ü при отгадывании и загадывании загадок;
ü для обогащения словарного запаса;
ü при обучении составу числа;
ü при воспитании культурно-гигиенических навыков;
ü при воспитании навыков самообслуживания;
ü при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
ü чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
ü быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
ü соответствовать уровню развития детей.
 На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
ü обучающие - содержат познавательный материал;
ü развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
 Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
 Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Мнемотехника дома
 Как можно применить принципы мнемотехники дома? Да очень просто. Предложите нарисовать ребенку схемы-рисунки о том, как прошел его день. Время от времени давайте картинки и пусть он составит вам рассказ. Вы можете дать картинку из известной вам обоим книжки и предложить малышу придумать свой, отличный от оригинала финал.
 Регулярное применение данной техники поможет ребенку обогатить свой словарный запас, научит выстраивать грамотные, логические цепочки.
 Эта техника крайне полезна и при подготовке детей к школе, ведь идя в первый класс, он вступает в новый коллектив, в котором грамотная и понятная речь поможет ребенку найти новых друзей и комфортно чувствовать себя в любой обстановке и ситуации.

Список литературы

1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Громова О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
3. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
6. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
2021