Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Карелина О. М. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


В настоящее время мы все больше слышим сочетание «читательская грамотность». Почему появилось это понятие и с чем оно связано. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В отечественной педагогике понятие читательская грамотность появилось сравнительно недавно. Широкое распространение этот термин получил благодаря ряду международных диагностик, в которых Россия принимала участие с конца XX века. Исследование PISA ставит перед собой цель оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Притом диагностика направлена не на овладение фактами, а на знания и умения, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности. По результатам исследования PISA 2018 года у нас достаточно средние результаты. Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов, научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие умения:
1.Умение найти и извлечь информацию из текста;
2.Умение интегрировать и интерпретировать прочитанное;
3.Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.
Нам, педагогам, предстоит помочь детям улучшить качество образования. Мы решили уделить особое внимание развитию читательской грамотности. Конечно, мы и раньше работали с текстами: анализировали, сравнивали, определяли основную мысль, делали выводы на основе прочитанного и др. Но работали мы в основном с художественными, научными, публицистическими текстами. В обычной жизни ребята встречаются с разными видами текста: буклеты, брошюры, сайты, таблицы, диаграммы и прочее. А извлекать необходимую информацию из них не умеют. Мы провели эксперимент с учащимися 8 классов. На уроке русского языка мы знакомились с сайтом ФИПИ. Каково было наше удивление, когда наши дети, дети-интернета, совершенно не умеют ориентироваться на странице сайта. Чтобы повторить тему «Фонетика» по русскому языку при подготовке к ОГЭ, ребятам потребовалась около 10 минут, чтобы найти задание на сайте ФИПИ. Да, проблема налицо. Мы решили, что необходимо на урочной и внеурочной деятельности работать с самыми разными видами текста. Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные. К сплошным относятся художественные и научные тексты, журнальные и газетные статьи. К несплошным - таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги. Смешанные тексты – это веб-страницы, инфографика, объявление и др. Теперь мы учимся анализировать не только литературные тексты, но и всевозможные таблицы, графики и др. Сложнее всего ребятам даются несплошные и смешанные тексты. Сейчас мы формируем банк заданий, направленных на формирование читательской грамотности: подбираем тексты всех видов, разрабатываем вопросы и апробируем на занятиях. (Приложение 1).
Принципы отбора текстов для определения читательской грамотности:
1. тексты разных видов, позволяющие осуществлять поиск и отбор информации, сопоставлять информацию из разных источников, делать выводы на основе текстов и собственного опыта;
2. тексты, с которыми учащиеся встречаются чаще всего в повседневной жизни: буклеты, статьи из научной литературы, страницы интернет-сайтов и др.

Приложение 1

Бесполезные и не очень (сплошной текст)

По данным Росстата, только 14 процентов взрослых в стране обеспечены всеми необходимыми витаминами. При этом с авитаминозом — критической нехваткой витаминов — россияне сталкиваются крайне редко. Настоящая проблема — гиповитаминоз, недостаток одного или нескольких полезных веществ сразу. Так, пятая часть взрослого населения России страдает от полигиповитаминоза — дефицита трех и более витаминов. Чаще всего это А, В1, В2, РР, D и бета-каротин (провитамин А).
Из указанной группы питательных веществ организм человека самостоятельно может синтезировать только витамины РР и D. Например, D3 вырабатывается под воздействием ультрафиолета. Остальные вещества можно получить лишь из пищи. Как показало масштабное исследование канадских ученых, надеяться на витаминно-минеральные комплексы не стоит — польза от них ограниченна. Исследователи проанализировали 113 научных работ, посвященных связи популярных пищевых добавок и мультивитаминных комплексов (витамины C и D, мультивитамины, кальций, бета-каротин и другие) с риском возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти, и не выявили значимого эффекта от их приема. Исключение составляет лишь фолиевая кислота в сочетании с некоторыми витаминами группы В. Она действительно снижает вероятность инсульта.
По мнению авторов работы, пока наиболее оптимальным способом восполнить дефицит некоторых питательных веществ в организме остается сбалансированное питание с большим количеством овощей, фруктов и орехов, а не прием мультивитаминных комплексов.

Вопросы по тексту

1. С чем россияне сталкиваются чаще?
А) гиповитаминоз; Б) авитаминоз.
2. Какие питательные вещества вырабатываются под воздействием ультрафиолета?
3. Исследования каких ученых показали, что польза от витаминно-минеральных комплексов минимальна?
4. Употребление каких витаминов действительно снижают вероятность инсульта?
5. Как, по мнению авторов работы, можно восполнить дефицит питательных веществ в организме?
6. Оказывает ли прием мультивитаминных комплексов значимый эффект для предупреждения преждевременного старения?
А) да; Б) нет.
7. Сколько процентов россиян обеспечены всеми витаминами?
8. Гиповитаминоз – это
А) недостаток трех и более витаминов;
Б) недостаток одного или нескольких витаминов; В) избыток витаминов
9. Опираясь на материалы статьи, расскажите, как восполнить баланс витаминов.

Несплошной текст

Вопросы по таблице:
1. Какой табельный номер расчетного листа?
2. За сколько трудовых дней начислена заработная плата?
3.Какую денежную сумму составила доплата за совмещение?
4. Сколько процентов от ставки получает Ильин И.А. за стаж работы?
5. Какую денежную сумму удержали с Ильина И.А. по НДФЛ?
6. За что начислено больше в процентном соотношении:
А) надбавка за стаж; Б) премия; В) доплата за совмещение.
7.Какое подразделение отвечает за начисление заработной платы?
8. В какой сумме был перечислен аванс в банк?
9. Запишите ответ на вопрос «Почему общая сумма выплаты составила меньше, чем вся сумма начислений?»

Смешанный текст (веб-страница сайта)

Вопросы по тексту

1. Сайт какой организации мы видим? (вопрос выявления общей ориентации)
2. Выберите один правильный ответ: (нахождение информации)
Кому на данном сайте доступно скачать мобильное приложение?
А. физическим и юридическим лицам;
Б. индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
В. физическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
Г. всем вышеперечисленным.
3. Вы хотите обратиться в налоговую службу, на какую вкладку необходимо нажать, чтобы узнать адрес и телефон?
4. Составить текст, в котором описать, какие услуги можно получить в федеральной налоговой службе (интерпретация текста, преобразование текста в другой вид).
5. Вид данного текста? (вопрос выявления рефлексии на форму) текст смешанного вида (веб-страница сайта).
6. На какую вкладку надо нажать, чтобы задать вопрос?

Несплошной текст (расписание)

Вопросы по тексту

1. Из какого города представлено расписание движения автобусов?
2. Время в пути Назарово – Красноярск составляет 4 часа. На какой маршрут вам необходимо сесть, если вас смогут встретить в Красноярске в 18.15?
3. По какому адресу вы сможете приобрести билеты?
4. Со скольких часов начинают продавать билеты?
5. Вам необходимо купить билет на маршрут №557 на 14-10, вы пришли на вокзал за 30 минут до отправления автобуса, но смогли приобрести билет. По какой причине?
6. В каком направлении не идут автобусы?
А) Ачинск; Б) Абакан; В) Назарово.

Смешанный текст (инфографика)

1. Сколько стран представлено в тексте?
2. Какие 2 показателя сравниваются?
3. Пенсионер какой страны получает пенсию, близкую к среднему показателю всех стран?
4. В какой стране самая высокая продолжительность жизни?
5. Во сколько лет наступает пенсионный возраст у мужчин в Англии?
6. В каких странах одинаковый пенсионный возраст для женщин?
А) Франция; Б) США; В) Китай; Г) Россия.
7. По какому принципу изображены пенсионеры на данной картинке, согласно размеру пенсии?
2021