НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Иванова О. Н., Варламова Д. А. Конспект беседы по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Энергосбережение»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Библиографическое описание: Иванова Оксана Николаевна, Варламова Дарья Андреевна
Конспект беседы по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Энергосбережение»
Цель: систематизировать представления детей об источниках тепла в доме; расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.
Задачи: формировать потребность в бережном отношении к теплу; содействовать развитию познавательной практической деятельности творческого мышления, речевой активности; воспитывать бережливость.
Материал и оборудования: игрушка гнома, демонстрационные картинки (солнце, огонь, печь, батарея)
Предварительная работа:
Познавательные беседы «Что такое тепло?», «Обогревательные приборы», загадывание загадок об источниках тепла, дидактическая игра «Доскажи словечко», игра «Ток бежит по проводам».
Ход НОД:
Воспитатель:
-Ребята, у нас сегодня необычный гость. Знакомьтесь, Гном -Берегоша.
Гном:
-Я не просто гномик,
Я – Гномик- Берегоша,
Я очень- очень скромный,
Я очень экономный.
Немножечко болтливый,
Но очень бережливый.
Воспитатель:
-Гном-Берегоша пришёл познакомить нас тайнами тепла и предлагает, отправится в небольшое путешествие, и узнать, где оно живёт. Но прежде я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Ток бежит проводам».
Воспитатель:
-Я буду розеткой, а вы проводом.
(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки). На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу). Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.
Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.
Воспитатель:
- Поиграли? Тогда в путь. Вы согласны?
(Ответы детей)
Первая остановка.
-Ребята, для того чтобы узнать, что спрятано в этой картинке нам нужно отгадать загадку. Слушайте.
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в конце,
И зовут тебя все … (солнце)
-Солнце обогревает весь мир. Это главный источник тепла. Но солнечного тепла нам не хватает, особенно зимой. Чтобы защититься от холода, люди что делают? (шьют одежду, строят дома). Можно ли получить тепло от одежды? (Ответы детей)
Воспитатель:
-Представьте, что вы вышли на улицу в большой мороз, вы сняли варежки. Руки стали замерзать. Вы снова одели варежки. Руки потеплели.
- Но, почему? Ведь варежки на морозе тоже стали холодными. Значит, не варежки согрели ваши руки, а вы теплом своих рук согрели их. Таким образом, вся наша одежда и обувь сами греть не могут. Они лишь удерживают тепло.
Идем дальше.
Следующая остановка.
-Давайте попробуем угадать, что спрятано в этой картинке, отгадав загадку.
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова (огонь)
Проверяем (открываем картинку)
-Очень давно-давно люди могли обогреваться только теплом от разожжённого костра. Сгорел костёр и тепла нет. Поэтому огонь в костре поддерживать приходилось круглосуточно.
-Идём дальше.
Еще одна остановка.
-Послушайте загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
Лето придет – не глядят на неё
Зима настанет - обнимают её (печь)
-Прошло время и люди научились строить печи. Печь протопишь, она долго сохраняет тепло, в ней и еду готовили.
- Где сегодня можно увидеть печь?
Дети: (ответы детей)
- В деревне
-Но время шло и люди придумали другие обогревательные приборы, которые являются нашими помощниками.
-Послушайте эту загадку и попробуйте угадать, что спрятано в этой картинке.
В нашем доме под окошком
Приросла к стене гармошка,
Не беда, что не играет –
Всю квартиру согревает (батарея)
-В городе квартиры, больницы, школы, детские сады обогревают батареи. Наш детский сад тоже обогревают батареи.
- Почему батареи теплые?
-На больших котельных при помощи топлива нагревают воду и пускают её по трубам, проложенным под землёй. А из этих труб горячая вода попадает в батареи. Батареи горячие – у нас тепло. Тепло нужно беречь. Так как для его получения нужно сжечь много дров, угля, газа – природных богатств, которые стоят дорого, их надо экономить.
- В какую пору года тепло для нас особенно необходимо?
Дети: (ответы детей)
-Зимой.
-А вот о том, как подготовить дом к зиме, чтобы холод не проникал, а тепло не убегало из дома, я прочитаю вам сказку. А вы внимательно послушайте.
« Жил-был Колобок в большом красивом домике. И вот пришла поздняя осень. Стало ему в домике холодно. Решил он узнать, что надо делать, чтобы было тепло. Катится Колобок по осеннему лесу, навстречу ему Белка.
- Белка-белочка, что ты делаешь?
- Готовлюсь к зиме, утепляю свой домик.
- А как утепляешь?
- Закрываю все щели мхом.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Ёж.
- Ёжик, ты к зиме готовишься, как свой дом утепляешь?
- Форточку и окошки закрываю и заклеиваю.
Покатился Колобок дальше, навстречу ему Медведь.
- Михаил Иванович, как ты готов встретить зиму?
- Я спать буду в берлоге.
- А она у тебя тёплая?
- Конечно тёплая, главное вход в неё хорошо закрыть и утеплить, а окошек в моём доме нет.
Покатился Колобок домой и начел утеплять свой дом, как посоветовали ему лесные звери.
- Почему Колобок ушёл из дома?
- Как утепляла дом Белочка, Ёжик, Медведь.
- Что решил Колобок?
- Что надо сделать, чтобы тепло из дома не ушло?
(закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки, заменить стекло, если разбилось)
Ребята, вот наш гость Гном-Берегоша удивляется, что Колобок не побоялся холода и отправился в лес.
Воспитатель:
- А вы, ребята, в холодное время года, ходите на прогулки?
Дети: (ответы детей)
-Да
- А что надо делать, чтобы не замёрзнуть?
Дети:
-Надо тепло одеваться и много двигаться
Воспитатель:
-Давайте покажем, Гному- Берегоше как мы согреваемся, когда холодно.
Игра «Согреемся вместе»
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите вокруг и скажите, куда может пробраться холод в нашей группе?
Дети: В открытую фрамугу, через дверь, через балкон, окно, разбитое стекло
- Когда надо начинать утеплять свой дом?
Дети:
-Осенью
Воспитатель:
-Как спасти дом от холода?
Дети:
-Надо закрывать двери, заклеивать рамы на окнах, закрывать форточки.
Рефлексия:
Воспитатель:
-Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Ребята, теперь вы знаете правила экономии тепла. Чтоб в тепле жить нам весело и дружно, бережливыми быть нам нужно!
Библиографический список: 1.Башмаков И.. Сказка о потерянном тепле.- М., 2012 г.,2.Все обо всем. Мир вокруг нас. – М., 2000 г., 3.Дворецкая Ж.Г., Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость.- Витебск, 2010 г., 4.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., 2010 г., 5.Книжка-раскраска «Капелька и искорка учат экономить энергию»С-П., 6.Савич Н., Шатько Е. Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста. Сапун И.Н. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.- Минск. АПО, 2012 г., 7.Степанова С. Программа по энергосбережению с детском саду «Мы живем экономно». Тепляков Д. Колокольчик Повелителя.- М., 2012 г., 8.Филипчик И. Учись быть бережливым.
2021