Исследовательская и проектная деятельность

Токарева В. А. Эйдетизм

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


В настоящее время современные структуры мира набирают обороты в развитии, а вместе с этим все человечество переходит на новый уровень. Более 20-ти лет ученые работают над совершенствованием, своего рода, «замены» человеческого разума. Началось все с роботизированных систем и конструкций. На данном этапе развития, человечество совершенствует искусственный интеллект. И уже сейчас происходит процесс формирования технологий и разработка теоретических основ, по которым будет усовершенствован искусственный интеллект в аналог человеческого сознания
Несмотря на достижения такого уровня, человек не изучен на все 100%. Это значит, что способности нашего сознания полностью не раскрыты. Чтобы появилась возможность их развить, необходимо прибегнуть к тренировкам. Наши интеллектуальные способности, особенности нашего сознания напрямую связаны с мышлением, с тем, как и что мы запоминаем.
Существует большая разновидность памяти. Составляющие особенности памяти имеют собирательный характер. Весь комплекс познавательных способностей, называемых «памятью», делится на типы: образная (слуховая, зрительная, моторная, сенсорная, эмоциональная), произвольная, непроизвольная, словестно-логическая, долговременная, кратковременная, механическая, логическая - типы памяти. Некоторые из них имеют разновидности.
Одна из которых – эйдетизм, рассматривается как разновидность образной памяти, выраженная в сохранении и воспроизведении ярких, наглядных образов предметов, явлений или сцен по прекращению их воздействия на органы чувств. Существует как зрительный, так и слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой и так далее, то есть эйдетические образы имеют полимодальную природу. Удивительная сила образов (или эйдосов, как их называли древние греки) известна человечеству с древних времен и широко использовалась в религиозных мистериях и системах исцеления. Такое использование связано со значительным воздействием яркого и эмоционально окрашенного изображения на психосоматическое состояние человека, гибкость его адаптивных способностей и т. д. Благодаря этому получается достичь высших результатов в научном и художественном творчестве, в спорте, любых направлениях рабочей деятельности.
Эйдетические способности отмечали у себя целый ряд учёных, художников, писателей: И.В. Гёте, Д. Лондон, В. Вундт, Э. Мах, К. Циолковский, а также А. Белый, Б. Пильняк, А. Толстой, К. Федин, О. Форш и другие. Так К. Федин сообщает: “Я прежде всего слышу, что пишу”, а А. Толстой говорил о своих образах: “Я их физически видел”.
Нужно не забывать, что многие факторы человеческого мозга могут как положительно, так и отрицательно сказаться на восприятии, поэтому несвоевременное или чрезмерное проявление эйдетических способностей порой мешает, особенно при крайне возбужденной активизации эйдетический образ, а вместе с ним полимодальные соощущения отвлекают внимание от настоящего, изменяют восприятие мира и действительность. Такое исключение может привести к психическому расстройству или обострению неврологических болезней, чаще это случается в напряженной обстановке, например при скоплении большого количества людей. Поэтому эйдетическая способность иногда существует в скрытой форме.
Исходя из выше сказанного, одной из задач при освоении эйдетизма является не только выявление и активизация данной природной способности, но и освоение грамотного управления своим состоянием, а именно умение не только входить в состояние наблюдения и запоминания, но и овладеть навыком выходить из этого состояния, когда потребности в эйдетизме нет.
Встречая понятие эйдетизм, многие думают, что это веяния 21 века. Новый объект изучения. На самом деле, познания в сфере человеческих природных способностей уходят корнями в эпоху Древней Греции. Ведь ещё в трудах мыслителей Античности можно прочесть об эйдетике как о явлении, позволяющем говорить об уникальной способности эмоционального воспроизведения через определенный промежуток времени наглядных образов как предметов, так и событий.
Знания об эйдетике появились и начали развиваться позже благодаря ученым, психологам и др. Вот например, эйдетика - разрабатывавшаяся на протяжении 2040-х гг. XX в. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша теория, предметом изучения которой была эйдетическая способность - особый вид образной памяти человека. В СССР в 2030е гг. вопросами эйдетики занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Л. Загоровский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, Б.М. Теплов, Г.С. Фейман и другие. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в "интеграционную типологию " - расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
История эйдетики в СССР позволяет в определенной степени судить о значимости социально-политических, идеологических и личностных факторов в развитии научной теории и науки в целом.
Например, Урбанчич (1907) считал, что эйдетики – легковозбудимые дети. Сейчас некоторые связывают эйдет с психозами, органическими мозговыми нарушениями. Хабер пишет, что эйдетизм чаще наблюдается у пациентов психиатрических клиник. Но с другой стороны проще описать все, что видят больные как галлюцинации, хотя в этих ситуациях есть критика, т.е. больные понимают, что это образы. Галлюцинации и эйдетические способности не одно и то же. Если некоторые психопаты тяготеют к эйдетические образы, то это не значит, что нормальный человек не может видеть их. Эйдетизм также наблюдается при некоторых поражениях мозга. Эйдетизм наблюдается при депрессии А-ритма. И так, в целом связь эйдетических образов с патологией не обнаружена. Кроме того Лиск не обнаружил большего процента патологий любого рода в группе эйдетиков по сравнению с обычными детьми, по сравнению с патологией, связанной с восприятием в целом (глазные операции, очки и т.д.) – 52% по сравнению с 30% у не эйдетиков.
Поэтому следует сразу же подчеркнуть: никакой связи между эйдетическими исследованиями в философии и психологии нет, сходство здесь сугубо внешнее, терминологическое. О. Кро, один из ближайших сподвижников Э. Йенша, писал об этом еще в годы становления эйдетической школы. В 1922 г. в предисловии к книге об эйдетических образах у подростков он указывал, что используемые им и Э. Йеншем понятия "эйдетика " и "эйдетический " (образ) содержательно не имеют ничего общего с аналогичными понятиями у Э. Гуссерля и "эйдологией " Т. Штумпфа.
Отходя от понятия «эйдетизм», можно высказать гипотезу, что мысль – это первоначал информации, по аналогии с атомом или молекулой материального вещества, стоит предположить, что мыслям свойственно и необходимо искать соответствующие технологии упорядочения их течения в нужном направлении. Если мышление – это игра воображения в сознании или разговоры с самим собой, то надо научиться записывать эти разговоры, видения и подбирать темы. Какое основное свойство мысли? Быть информацией и нести смысл чего-либо.
А так как именно эйдетика позволяет развивать мышление и образную память, навыки концентрации внимания, способность воображения. Актуальность ее обусловлена тем, что развивая память, возможно воспитать целые поколения высокообразованных, нравственно ориентированных, способных решать сложные проблемы своей страны и всего мира в целом.
Мы знаем, что память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения. В наше время программа в образовательных учреждениях значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешного обучения были иные требования, например, в начальной школе это аккуратно писать. Сейчас на обучающихся обрушивается такое количество информации, что, кажется, запомнить просто невозможно. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к обучению. Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно. Приемов развития памяти много, самые эффективные изучает эйдетизм. Нестандартные приемы вызывают у обучающихся позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески.
Эйдетика развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Во время игры младший школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Система эйдетики развивает такие важные качества, как: беглость, гибкость оригинальность. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания.
Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой - либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте.
Методы эйдетики.
Рассмотрим детально некоторые инструменты методики "Эйдетика". Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.
Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.
Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.
Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.
Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.
Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.
Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.
Способность и точность воспроизведения. Эйдетический образ не всегда появляется сразу, и не все его части тут же «видны», он развивается постепенно: некоторые их части видны, потом исчезают, потом появляются другие. Судя по всему, испытуемые не в состоянии контролировать произвольно э.о. Но Олпорт писал, что дети могли концентрировать внимание на немецкой надписи. Вместе с тем, концентрация может мешать, а не помогать 2 возникновению э.о. (Лиск). Но в каком-то смысле внимание нужно, оно необходимо при рассмотрении самого стимульного материала (Лиск, Дуб). Возникая частями, так же частями образы и исчезают. Но не сразу, а как бы становясь менее четкими. Сами испытуемые говорили, что могут произвольно избавиться от э.о.: моргнув, поговорив с кем-то. Похоже, что в этих случаях сразу весь образ исчезает. Очевидно, что большинство эйдетиков не могут «вернуть образ назад», после того, как он исчез. Подвижность.
Эйдетический образ может двигаться и перемещаться. Так Олпорт писал, что у детей телега могла поехать и исчезнуть за углом. Клювер говорил детям, что ослик голоден, и тогда в образе ослик шел кушать. В эксперименте Лиска одна девочка могла делать, что угодно: передвигать, двигать, крутить, ставить на любое место и т.д. Встает вопрос: является ли э.о. феноменом восприятия, если с ним можно проделывать все, что и с обычными образами. Сходство с восприятием.
Есть некоторые свойства, которые связывают эйдетический образ с восприятием. 1. Эрик Йенш писал, что для э.о. существует сдвиг Пуркинье, т.е. изменение яркости при изменении адаптации глаза. 2. В э.о. возможен феномен «ковариантов». Если три нитки А, Б, В свисают как бы с одной планки, то если изменить расстояние между испытуемым и ниткой А, то в образе и в реальности меняется расстояние между испытуемым и ниткой В (Йенш). 3. Когда эйдетика тянут за руки, то и реальное изображение, и э.о. у них сильно растягиваются (с 5 до 250 см). 4. Закон Эмерта: при э.о. на экране – он уменьшается при удалении испытуемого. К тому же многие испытуемые могут менять величину образа проивольно. 5. У некоторых эйдетиков происходит изменение восприятия куба Некера при э.о. 6. Э.О. «сгибались» при сгибании фона, на котором демонстрировались картины. То же самое, когда показывали верх ногами, образы были верх ногами.
Онтогенетическая теория Эрика Йенша (1883-1940).
Йенш считал, что эйдетизм – это определенное выражение базисной стадии раннего психического развития, когда восприятие и образы еще не разграничены. У маленьких детей эйдетизм слитый с перцепцией есть всегда, а затем они развиваются в два относительно самостоятельных процесса. Восприятие взрослых людей отличается от детского. Так Йенш считает, что у детей трудно вызвать последовательные образы. Основной критерий – частота эйдетизма у взрослых. В основном исследователи работали с детьми до 10 лет, от 10 до 14 лет способность к эйдетизму уменьшается. Было показано, что оптимальный возраст 7-10 лет; а попытки вызвать э.о. у детей моложе, т.е. 4-7 лет были малопродуктивными ( Хабер и Хабер). Кроме того Йенш считал, что э.о. связаны с конституцией детей. Он выделял среди эйдетиков В-тип, детей с метаболическими характеристиками, которые в форме патологии связаны с базедовой болезнью. Образы В-типа больше похожи на обычные образы: они ярко окрашены («позитивно»), богаты по детализации, легко вызываются и прекращаются, подвижны и находятся под произвольным контролем. Т-тип связан с недостатком кальция в крови. Эйд. образы в этом случае требуют длительной фиксации, не поддаются контролю (их нельзя «прекратить», они не поддаются манипулированию). Эти типы связаны также с определенными соматическими, психическими и личностными характеристиками. Эти два типа представляют как бы 2 полюса континуума, а более часто встречаются промежуточные типы ТВ, ВТ и т.д. Количества кальция в воде метаболически связано с различной частотой встречаемости эйдетизма в различных географических регионах. У негров эйдетизм встречается чаще (Пек, Ходгес, 1937). Большое значение Йенш придавал обучению в исчезновении э.о.: так в определенных школах, ориентированных на преждевременное обращение детей в маленьких взрослых («Лернешулен»). Этот феномен в этих школах быстро исчезал, а в более либеральных («арбайшулен») он был более выражен у детей. Если позволить себе лишь одну фразу в качестве критики Йенша, она будет такой: его подход слишком сложен для эмпирической проверки.
Сколько образов?
Существует несколько точек зрения на проблемы связи эйдетических образов с обычными образами. Наиболее распространено мнение, что это качественно разные процессы. Есть и другое мнение – что отличаются они только большей яркостью. Авторы разделяют первую точку зрения. В этой главе рассмотрен второй подход, т.е. варианты одного и того же феномена. Первая точка зрения базируется на понимании восприятия, как пассивного процесса, где происходит просто перекодирование информации из образа в слова и сохранении их в памяти. В ней нет места для эйдетизма, т.к. он возникает как эпифеномен. Точно также не уделяется здесь какой-то роли зрительным образам. Э.О. рассматриваются лишь в силу своей необычности. Второй подход, условно «конструктивный», основан на том, что человек не просто пассивно перекодирует информацию, прячет ее в память, а в том, что он сопоставляет информацию, идущую от стимула с информацией, имеющейся у него в логических структурах, схемах и т.д. (Хасер, 1967, 1970, 1972, Линдсей, Норман 1972).
Переоценка критериев для определения эйдетизма.
Позитивная окраска – такая же, как и у обычного образа.
Уверенность в описании – при описании зрительных образов некоторых экспериментов они тоже очень высоки (Ричардсон, 1969).
Использование настоящего времени – возможно и в связи с описанием зрительного образа, и кроме того, может просто соответствовать «требованиям» эксперимента.
Движения глаз – сопровождающие ситуацию описания образа памяти, описаны в некоторых экспериментах. Тем более, что роль движения глаз в экспериментах с эйдетиками не всегда показана, а их значение не очень понятно.
Подробность и точность описания - но эйдетические образы иногда бывают весьма средними или даже плохими по точности описания и с другой стороны многие не эйдетики отличаются точностью описания. Например, многие феноменальные мнемонисты работают как с э.о. (т.е. с тем, что они реально видят), так и с обычными образами памяти, но очень яркими (Лурия, Боухилд, Барри).
Нахождение вовне – это самый сложный аспект. Авторы приходят к выводу, что помещение образа во вне или в голове зависит от многих субъективных факторов. Олпорт пишет, что разные исследуемые помещают образ в разные места. То же самое отмечает Лиск, у которого эйдетики помещали образ во вне и иногда в голове.
Эффекты, связанные с внушением, судя по всему, помещение образа зависит от деталей экспериментальной ситуации, т.е. помещение образа во вне может во многом зависеть от предварительной инструкции, а следовательно, может иметь место эффект внушения, поскольку дети больше подвержены внушению.
Подводя итог, хочется заметить эйдетика, практикуемая в России, ныне использует около 30 методов и техник, использующие различные графические образы, числовые и словесные тесты, музыкальные композиции, работу «на природе» и т.д. В числе эйдотехник можно назвать такие методы как мысленного оживления и вхождения в образ, его трансформации, соощущений, отстранённости, регрессии, избыточности, методы Цицерона, изменённых модальностей, динамического соответствия, запечатления, фотографической памяти, развития памяти во сне и др. Сюда могут быть также добавлены различные комбинации базовых методов (с учётом особенностей предметной области запоминания, природных дарований и склонностей конкретного человека, его профессионального и социального опыта).
При всей видимой простоте вышеуказанных методик следует отметить, что грамотное освоение их предполагает, как правило, не менее 9-12 месяцев целенаправленной работы с весьма постепенным увеличением нагрузки на мышление и воображение, тщательным самоконтролем и вниманием к направленному восстановлению первоначально повышенных затрат нервных сил (как в ходе самих упражнений, так и на определённую перестройку работы мышления и воображения в целом).
Форсирование же работы с образами без внимания к восстановлению сил порой приводит, как показал ещё опыт школы И. Шульца (Германия) к перенапряжению. Практика показывает, что использование на занятиях эйдетикой аутогенной тренировки для восстановления сил позволяет успешно предупредить эту проблему.
В ведущих школах эйдетики тренировка мышления и воображение проводится следующим образом. Занятия начинаются сеансом аутогенной тренировки. Потом проводятся сами эйдотехники, как правило, в свободной, игровой форме, что также способствует предупреждению перенапряжений. Учащиеся отмечают, что после таких занятий они не только начинают легче запоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, но и ощущают работу своего мозга более пластичной, обрели новую уверенность в своих силах.
Использование эйдотехник, особенно эффективных при запоминании образного материала (лица, явления, сцены...), разумеется, не исключает, а даже предполагает гармоничное включение и других методов запоминания в соответствии с природой, опытом и интересами конкретного человека.
Литература:
Холодова. Юным умникам и умницам. М. «Росткнига», 2007 г.
Заир-Бек С.И., Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва. «Просвещение», 2004 г.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2002
Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста//Начальная школа.-2004.-с.41-44.
Источники:
https://matugin-eidos.com/articles/
2021