НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Старова Т.О. Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Библиографическое описание:

Старова Т.О. Народные игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Народная игра – это одно из средств сохранения и передачи общечеловеческих ценностей и традиций народа.

Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Цель: Создать детям радостное настроение, формировать устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, расширять кругозор детей, развивать внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение слаженности действий.

Народные игры позволяют решать ряд задач:

• развитие умений выполнять игровые образы;

• развитие творческой индивидуальности;

• развитие музыкального и эстетического вкуса;

• развитие всех психических процессов;

• формирование понимания красоты речи;

• формирование духовной сферы, патриотических чувств;

• развитие эмоциональной сферы;

• формирование физических качеств, здоровья;

• формирование коммуникативных качеств;

• приобщение к народной культуре, традициям.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. А народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к своей семье и преданности Родине.

Народные игры разнообразны, их можно классифицировать.

1. Пальчиковые игры. Игры, в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы. Пальчиковые игры как для младенцев, так и для более старших детей. («Сорока-ворона», «ласточка-перепёлочка», «киселёк», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички- невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие).

2. Игры, отражающие отношение к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

«КОШКИ-МЫШКИ» Все игроки делятся на две команды «кошки» и «мышки». «Кошки» образуют круг, «мышки» становятся за кругом. «Кошки» поют песенку: Ах как мыши надоели развелось их просто страсть всё погрызли, всё поели всюду лезут - вот напасть. Погодите же, плутовки, доберемся мы до вас. Вот поставим мышеловку переловим всех сейчас. «Кошки» поднимают руки (открывают мышеловку, «мышки» бегают через круг. По сигналу «хлоп» мышеловка закрывается.

3. Драматические или бытовые игры. Это игры, в которых по определённому традицией сценарию надо разыгрывать сценки из реальной жизни., "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

4. Орнаментальные игры. Игры, во время которых участники двигаются в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строится так, что участники изображают какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель. Орнаментальные игры близки к хороводным. ("Челночок", "метелица" и т. д.)

5. Хороводные игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни. («Воробушки», «лебедь», «лён», «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок»).

6. Игры на ловкость. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

ГОРЕЛКИ» Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три беги!

При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа, а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

7. Сезонно-обрядовые игры проводятся в определенное время года соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.

8. Состязательные игры. Это игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, скорости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу. ("Шагардай", "горелки", "колдун", "лапта", "чижик") В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем, "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", ""Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.

Функции народных игр:

Народная игра:

● укрепляет здоровье, развивает сообразительность, ловкость, творчество;

● знакомит с окружающей жизнью, развивает любознательность и способствует развитию речи, расширению словарного запаса, накоплению речевых оборотов;

● формирует нравственных качеств, закрепляет полезные навыки к организованной дружной жизни в коллективе и учит детей помогать друг другу;

● развивает эмоциональную сферу, так как во время игры возникают сложные и многообразные чувства, которые ребенок учится выражать мимикой, жестами, словами;

● развивает эмпатичные способности;

● формирует чувства принадлежности к своему народу.

Народные игры являются традиционным средством педагогики, а также неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости.

Особенности организации народных подвижных игр.

При планировании игр необходимо учитывать длительность каждой игры, объем текстового материала, который должны запомнить дети.

При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

Главная задача педагога, при проведении народных игр, научить детей играть активно и самостоятельно.

В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий, а также в них много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Русские народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших воспитанников.

Библиографический список

1. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. – 2019. - № 4 (63). – С. 4-6. –https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 41114603_47766549.pdf – Режим доступа: науч. – электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.

2. Вагина Т.М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. - № 4 (14). – С. 3-10. – https://moluch.ru/th/1/archive/99/3429/
2023